Кожинов Вадим Валерианович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кожинов Вадим Валерианович

1930-2001

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мемориальная страница Вадима Кожинова

Вадим Кожинов 22.12.2000. Фото В.Румянцева

Кожинов Вадим Валерианович (1930 - 2001), российский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии). Книги: "Виды искусства" (1960), "Происхождение романа" (1963), "Книга о русской лирической поэзии XIX века." (1978), "Статьи о современной литературе" (1982), "Тютчев" (1988), "Размышления о русской литературе" (1990) и др.

Вадим Кожинов 22 декабря 2000 г. Фото В.РумянцеваПоследние годы жизни Вадим Валерианович посвятил историческим исследованиям, развенчанию псевдоисторических мифов о прошлом России. Превращение Кожинова-филолога в Кожинова-историка было отмечено книгой История Руси и Русского слова (Москва, Алгоритм, 1999 г.), в которой соединились литературный и исторический интересы Вадима Валериановича. Годом раньше из печати вышло его исследование Черносотенцы и Революция (Москва 1998). Затем - Россия век XX (1901 - 1939). Москва, 1999 г. и Россия век XX (1939 - 1964). Москва, 1999 г. Эти книги относятся к серии "История России. Современный взгляд", то есть взгляд Вадима Валериановича на прошлое страны.

 

Обложка книги     Обложка книги      Обложка книги    Обложка книги

Писатель, критик, философ Вадим Кожинов принадлежит к почвенническому направлению современной российской литературы. Автор многочисленных книг об истории России и русской культуре несменно является одной из ключевых фигур русской культуры XX века. Вадим Валерианович сыграл решающую роль в 60-е годы в процессе возвращения к читателю трудов М.М.Бахтина.

Читайте также суждение В.Кожинова о М.М.Бахтине) в книге "Победы и беды России", фрагмент "Великий творец русской культуры XX века"

"Я, Кожинов Вадим Валерианович, родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. Отец — Кожинов Валериан Федорович, инженер*, 1903 года рождения; мать — Кожинова Ольга Васильевна**, домохозяйка, 1904 года рождения; брат Кожинов Игорь Валерианович, прораб Мосстроя, 1939 года рождения.
В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет
***. После окончания университета учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работаю сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию". (Автобиография. 1964 г.)

В 1960 году разыскал в Саранске репрессированного некогда М. М. Бахтина и, добившись публикации его книг о Достоевском и Рабле (соответственно 1963 и 1965 годы), вернул России и миру великого философа.

С именем Кожинова навсегда связана плеяда выдающихся русских поэтов: Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Передреев, Ст. Куняев, В. Соколов, Н. Тряпкин, А. Прасолов и др. Деятельность В. В. Кожинова в значительной мере помогла воскрешению в 1966 году "Общества охраны памятников истории и культуры"****, имевшего громадное значение для пробуждения и укрепления русского самосознания в тогдашней России. Им собраны и опубликованы несколько замечательных по замыслу антологий, среди которых "Поэты тютчевской плеяды", "Страницы современной лирики", составлены и напечатаны не менее десятка именных сборников русских поэтов от Фета до В. Лапшина.

Параллельно — более 30 книг собственных: теория литературы, проблемы современной и классической поэзии, история России, в том числе новейшая. Статьи в периодической печати: государственное строительство, экономика, национальная и международная политика, литературная полемика и т. д.

"Все знает только один человек на Земле — это русский Кожинов", — так, цитируя какого-то зарубежного знатока, открывал ведущий один из вечеров Вадима Валериановича Кожинова в Доме ученых.

Умер он непозволительно рано, полный планов, надежд и сил. Прощание (в актовом зале ИМЛИ) получилось непышным и многолюдным. Похоронен на Введенском кладбище, где и Бахтин, открытый им, и любимый Пришвин.

Перепечатывается с сайта Литературно-музыкальной студии А. Васина http://www.studia-vasin.ru/koginov.htm

Примечания:

* Доктор технических наук, проректор Всесоюзного заочного инженерно-строительного института.

** В девичестве Пузицкая. "Был такой довольно известный чекист С. В. Пузицкий. Это мой дядя. В операции "Трест" он был одним из главных организаторов, руководил вызовом в Россию и пленением Савинкова и похищением генерала Кутепова. За то и другое получил по ордену Красного Знамени, а потом расстрел. И совершенно по заслугам, я считаю". (Беседа с Вадимом Кожиновым 5 августа 1999 года)

*** Окончил в 1954 году; диплом с отличием.

**** Идея создания "Комитета по охране культурных и художественных сокровищ России" выдвинута А. В. Чаяновым в 1918 г. на первом Всероссийском кооперативном съезде; съезд принял соответствующее решение, первым председателем комитета избрали И. Э. Грабаря.


Кожинов Вадим Валерианович (05.07.1930—25.01.2001), критик, литературовед, историк. Родился в Москве. В 1948—53 учился на филологическом факультете Московского государственного университета, по окончании которого до конца жизни работал в Институте мировой литературы в должности ведущего научного сотрудника.

Творческая деятельность Кожинова началась с теоретических работ в области поэтики художественной литературы. В н. 60-х он принимал участие в числе др. молодых сотрудников ИМЛИ в написании 3-томного научного труда «Теория литературы», работал над книгами «Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”» и «Происхождение романа».

Мировоззренческий путь Кожинова был непростым и извилистым. «Скажу со всей откровенностью, — писал он, — что в университете я довольно быстро стал, если угодно, искренним, убежденным “сталинистом”. Это отнюдь не означало бездумного приятия всего, что я видел, слышал, знал… Если говорить, по крайней мере, о людях этого, молодого тогда поколения, о них, по сути дел, нельзя судить в зависимости от их отношения к Сталину. Но это отношение — что очень важно — было, так сказать, “надмирным”, а каждый из нас непосредственно сталкивался с вполне конкретными земными явлениями. И вот с этой точки зрения люди и тогда достаточно резко различались».

В к. 50-х Кожинов, по его признанию, пришел к отрицанию всего исторического пути России после 1917. Решающее значение для его научной, критической, исторической работы, а также для всего его мировоззрения имело знакомство с М. М. Бахтиным, с которым он встретился в Саранске и которому помог перебраться на постоянное жительство в Москву. Именно благодаря Кожинову были в н. 60-х изданы книги Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле», заново открывшие для России уникального отечественного философа и мыслителя.

На протяжении 60—70-х Кожинов работал над исследованиями, посвященными русской классической поэзии, вошедшими в «Книгу о русской лирической поэзии XIX века» и в книгу «Стихи и поэзия».

Главной его работой в этом направлении стала книга о Ф. М. Тютчеве, изданная в серии «Жизнь замечательных людей». Кожинов представил читателю Тютчева во всем его гармоническом единстве великого русского поэта, выдающегося дипломата, проницательного публициста и как бы заново раскрыл смысл его поэтического творчества. «Для Тютчева все подлинное бытие России вообще совершалось как бы на глубине, недоступной поверхностному взгляду. Истинный смысл этого бытия и его высшие ценности не могли — уже хотя бы из-за своего беспредельного духовного размаха — обрести предметное, очевидное для всех воплощение».

В 1977 Кожинов инициирует дискуссию «Классика и мы», прошедшую в Центральном доме литераторов 21 дек. Эта дискуссия обозначила окончательное размежевание по самым острым граням двух направлений в литературе и — шире — в искусстве: русского и русскоязычного, патриотического и космополитического. Причем аргументация и тональность представителей русского направления (П. Палиевского, Ю. Селезнева, Ст. Куняева) производили столь убедительное впечатление, что на их сторону встали и тогдашние умеренные либералы (И. Золотусский, С. Ломинадзе). Сам же Кожинов убедительно отверг все демагогические попытки обвинения его и его друзей в «антисемитизме».

В годы «перестройки» Кожинов выступил с яркими статьями «Правда и истина» и «Самая большая опасность», разоблачающими наиболее крикливых «перестройщиков» и «антисталинистов», показав все их двуличие, ложь и невежество в обращении с историей. Для него любая историческая дискуссия, касалась ли она взаимоотношений Руси с Хазарским каганатом или национального состава первого советского правительства, питалась живыми токами современности и была непосредственным зеркальным отражением страстей, бурлящих в жизни, творящейся на его глазах. С н. 80-х его внимание все более и более сосредоточивалось на истории, которая при этом не отделялась и от истории русского слова. «Первой ласточкой» такого рода «органического исследования» стала статья «И назовет меня всяк сущий в ней язык», опубликованная в № 11 «Нашего современника» за 1981, после чего был снят с должности подписавший эту статью в печать первый зам. гл. редактора Ю. Селезнев, а в недрах Комитета государственной безопасности Кожинов стал числиться как ярчайший представитель «русизма», который андроповское ведомство почитало за самую главную опасность.

Наиболее существенные труды Кожинова последних лет — «История Руси и русского слова» и «Россия. Век XX». Наибольший интерес в последней книге представляет серия глав, посвященных «черносотенцам». Кожинов впервые показал, что люди, исповедовавшие «черносотенную» идеологию, составляли самый высококультурный слой России н. ХХ в. и — единственные в то время — обладали ясным пониманием происходящего и прозрением грядущих катаклизмов. Он показал также, что эти идеи, пусть неоформленные в их сознании, исповедовали и широкие народные массы, «третья сила», которая в сложившихся исторических условиях была, увы, обречена на поражение. Но поражение политическое не стало поражением духовным, смысловым, что и показал писатель в последующих главах «Истории».

С. Куняев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Кожинов Вадим Валерианович (5.07.1930, Москва - 25.01.2001, Москва) - литературовед, литературный критик, социальный мыслитель, публицист. Закончил филологический факультет МГУ (1954). С 1957 года работал в ИМЛИ. В 1960-1962 годы преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, в 1964-1965 годы - на философском факультете МГУ. Кандидат филологических наук. Член Союза писателей СССР (с 1965). Работал в журнале «Наш современник» и др. Благодаря Кожинову обрел известность М. М. Бахтин. Прочитанная в конце 50-х годов книга Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929) произвела на Кожинова, по его словам, «громадное, ни с чем не сравнимое впечатление». Разыскав опального философа в Саранске, Кожинов встретился с ним в 1960 году и сделал ряд публикаций в советских и зарубежных изданиях, посвященных его творчеству. Помимо литературоведческих трудов Кожинов написал много работ по русской истории и культуре. В оценке русской истории тяготел к учению евразийцев (Евразийство). Кожинов полагает, что условия евразийского пространства создают объективные предпосылки для образования империй. В этом смысле возникновение Российской империи было закономерным продолжением империи гуннов, аваров, хазар и монголов. Непосредственным образцом для Руси стала евразийская по своей сути Византийская империя. Собственно евразийским народом является «именно и только русский народ», остальные населяющие Россию народы - это в своей основе либо европейские, либо азиатские народы, обретающие евразийские черты лишь в «магнитном поле» России. Оказываясь за пределами этого поля, они утрачивают евразийский характер и постепенно опять превращаются в европейские или азиатские. Стержень русской истории - российское государство. Поскольку рус. народ отличается «чрезмерной» вольностью, российское государство всегда было деспотичным и всегда будет стремиться к «чрезмерной» властности. Любое ослабление государственной власти в России чревато распадом страны. Русскую историю Кожинов считает трагичной и катастрофичной. Февральская и Октябрьская революции 1917 года — одна из таких катастроф, которую невозможно понять с точки зрения только политического мышления. Революция — это всегда катаклизм, вырастающий «из самых глубин человеческого бытия». Создание большевиками «крайне жесткого и просто жестокого режима» было единственным способом восстановить государственную власть, предотвратив тем самым гибель страны. Период советской власти «при всех его тяжелых противоречиях» он рассматривает как естественное продолжение истории России, как развитие судьбы русского народа («великая Победа 1945 года была победой той же страны, того же народа, который победил в 1812 году»). Много внимания Кожинов уделяет рассмотрению специфики русского национального сознания. Основываясь на своих евразийских предпочтениях, Кожинов оценивал западничество и славянофильство XIX века как проявление русского экстремизма, принесшего большой вред общественному сознанию России. Вместе с тем, несмотря на то, что носителями западнической и славянофильской идеологии были в основном представители интеллигенции, Кожинов считает последнюю необходимым, существенным элементом русской истории и культуры. В этой связи он критикует позицию авторов «Вех», которые, как он полагает, «предлагали интеллигенции не «исправиться», а попросту перестать существовать, исчезнуть». Одна из главных задач интеллигенции после краха советской власти - формирование патриотического сознания, без чего, по его мнению, «нельзя достичь высшего духовного уровня». При этом под патриотизмом необходимо понимать не любовь к какому-либо общественному строю, бывшему в России (социализм, монархия), а безграничную преданность своей Родине, взятой в целостности ее истории.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 283-284.

Сочинения: Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997; История Руси и русского слова: Опыт беспристрастного исследования. М., 2001; Размышления об искусстве, литературе и истории. М., 2001; О русском национальном сознании: Избр. ст. о наиболее актуальных вопросах российского государства. М„ 2002; Победы и беды России. М., 2002; Россия. Век XX (1901-1939). История страны от 1901 года до «загадочного» 1937 года: Опыт беспристрастного исследования. М., 2002; Россия. Век XX (1939-1964). Опыт беспристрастного исследования. М„ 2002; М., 2008.

Литература: Вадим Кожинов в интервью, беседах, диалогах и воспоминаниях современников. М., 2004; Вадим Кожинов: Сто рассказов о великом русском. М., 2012.


Сочинения:

Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978; Стихи и поэзия. М., 1980; Тютчев. М., 1988; Размышления о русской литературе. М., 1991; Судьба России. Вчера, сегодня, завтра. М., 1997; История Руси и русского слова. М., 1997; Россия. Век ХХ. В 2 ч. М., 1999. Великое творчество и великая победа. М., 1999; Победы и беды России. М., 2000.

Далее читайте:

Кожинов В.В. Отзыв о рукописи Валерия Есенкова “Совесть”

Кожинов В.В. История Руси и Русского слова

Кожинов В.В. Россия век XX (1901 - 1939).

Кожинов В.В. Россия век XX (1939 - 1964).

Кожинов В.В. Победы и беды России.

Кожинов В.В. Черносотенцы и Революция

Кожинов В.В. Интервью через век

Кожинов В.В. Можно ли жить по-европейски в русский мороз?

Кожинов В.В. Россия на пороге третьего тысячелетия

Кожинов В.В. Восстановим связь времен

Кожинов В.В. Страна-семья или страна-рынок?

Кожинов В.В. Маркиз де Кюстин как восхищенный созерцатель России

Кожинов В.В. Нобелевский миф

Кожинов В.В. Убеждение, а не "позиция"

Кожинов В.В. Уроки истории.

Кожинов В.В. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова.

Беседа с Вадимом Кожиновым 5 августа 1999 года.

Кожинов В.В. Великий творец русской культуры XX века.

Отповедь "критикам".

О Вадиме Кожинове:

Памяти Вадима Кожинова (27 января 2001 г.).

Щуплов А. Змей Горыныч российской литературы Ушел Вадим Кожинов.

Александр ЛЮСЫЙ. Вадимова необходимость.

Юрий ПАВЛОВ. Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии. 2009. Глава 2. Вадим Кожинов: штрихи к портрету на фоне эпохи.

Александр БАЙГУШЕВ. Культовый поэт русских клубов Валентин Сорокин  (пятнадцать тайн «русского сопротивления»). Тайна одиннадцатая. Зачем теперь голубой провокатор Васин сталкивает лбами Валентина Сорокина и память о Вадиме Кожинове?

Сергей МАЛАХОВ. Русский вопрос в работах В. В. Кожинова и современность. 11.05.2011

Николай КРИЖАНОВСКИЙ. Собиратель культурной Руси. 15.07.2010

Дмитрий ЖУКОВ. Спасибо, Вадим! (к 80 лет со дня рождения Вадима Кожинова)

Елена КОЛОМИЙЦЕВА. Вадим Валерианович Кожинов: «венок» к 80-летию. 03.11.2010

Ирина ГРЕЧАНИК. Опыт использования методологии В.В. Кожинова в изучении творчества Ф.М. Достоевского (роман «Братья Карамазовы»). 01.12.2010

Алексей ТАТАРИНОВ. Вадим Кожинов и Юрий Кузнецов: типология и взаимодействие авторских мифов. 01.02.2011

Галина КОЗЛОВА. Светское и христианское понимание духовности и нравственности (на примере исследования В. Кожиновым  постмодернизма и американской литературы). 05.04.2011

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС