Крюков 2-й Николай Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Крюков 2-й Николай Александрович

1805-1854

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Александрович Крюков 2-й

Крюков Николай Александрович (ок. 1805, Нижний Новгород - 30. 05 (11. 06). 1854, Минусинск) - один из идеологов движения декабристов, был членом Южного общества. За участие в восстании декабристов Крюков был приговорен к 20 годам каторги. Стоя на позициях республиканизма, Крюков изучал произведения французских просветителей XVIII века, а также И. Бентама и Н. Макиавелли, был знаком с трудами Радищева. Он не оставил законченных трудов, но в его «Философских записях» излагаются взгляды на природу, человека, общество и религию в духе Просвещения. Крюков высказывал мысль о необходимости науки о человеке, «коея цель состоит в том, чтобы доставить человечеству всевозможные благополучия», разумея под последним доступные человеческой природе блага и средства их достижения. Задачу философии в целом Крюков определял как «изыскание истины», в соответствии с которой и должна строиться общественная жизнь. Он подчеркивал, что соединение политики с нравственностью есть необходимое основание блаженства народного, религия же вовсе не служит его гарантом. В теории познания Крюков придерживался позиций сенсуализма и эмпиризма, признавал, что предметы окружающего мира воздействуют на нервы человека, нервы передают ощущения в мозг, а разум обобщает данные опыта. «Душа сама по себе в нас не действует, но действует лишь посредством чувств, и мы действий, собственно душе принадлежащих, не знаем и знать не можем», — писал он. Поэтому и науки должны строиться по предметам, которыми они занимаются, а не выводиться из общих идей. Отвергая религиозную обрядность, религиозные предрассудки, а затем и религиозное начало в морали, Крюков пришел к атеизму, утверждал приоритет человеческого разума в общественной жизни, воспитании. Однако в ссылке он обратился к вере, войдя в группу декабристов - «представителей христианства».

И. Е. Задорижнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 307.


Крюков 2-й Николай Александрович (1800 — 30.5.1854). Поручик квартирмейстерской части (брат Александра Александровича).
Из дворян. Воспитывался в Московском университетском пансионе до 1813, потом в Нижнем Новгороде в пансионе Стадлера, в 1814 находился в доме родителей (гувернер — французский эмигрант Морино), учился у учителей нижегородской гимназии Алферьева и Протопопова и англичанина Вольгемута. Поступил в Московское учебное заведение для колонновожатых и зачислен колонновожатым в свиту по квартирмейстерской части — 12.6.1817, выпущен прапорщиком — 10.3.1819, с апреля 1820 находился на съемке Подольской губернии, подпоручик — 2.4.1822, за труды по съемке награжден орденом Анны 4 ст. — 10.7.1822, поручик — 29.3.1825, в 1825 командирован для съемки Киевской губернии.
Член Союза благоденствия (1820 или 1821) и Южного общества.
Арестован почти сразу же после ареста П.И. Пестеля и произведенного у него 14 или 15.12.1825 обыска, содержался при Главной квартире 2 армии, отправлен из Тульчина в Петербург с жандармским унтер-офицером Ромбоком — 28.12, доставлен на главную гауптвахту — 5.1.1826; 6.1 переведен в Петропавловскую крепость («присылаемого Крюкова держать под строгим арестом по усмотрению») в №3 бастиона Зотова.
Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата (приметы: рост 2 аршина 6 7/8 вершков, «лицо белое, круглое, глаза голубые, нос прямой, продолговат, волосы на голове и бровях светлорусые»). Умер в Минусинске, могила не сохранилась.
Жена (гражданская с 1842, обвенчаны 9.11.1853) — Марфа Дмитриевна Сайлотова (урожденная Чотушкина, ок. 1811 — 15.2.1868), дочь хакаса и русской крестьянки (до этого была кухаркой у декабристов братьев Беляевых). Сыновья (носили фамилию Сайлотовых и были приписаны к Сагайской степной думе): Иван (1843 — 1865), студент Московского университета, и Тимофей (4.5.1845 — 31.3.1918), учитель, почетный гражданин г. Минусинска, в конце XIX в. безуспешно ходатайствовал о восстановлении за собой отцовской фамилии. На воспитании Н.А. Крюкова находились также два сына его жены от первого брака — Михаил (р. 1831) и Василий Алексеевичи Сайлотовы.

ВД, XI, 345-378; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 60.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/


Далее читайте:

Крюков 1-й Александр Александрович (1793-1866). Член Союза благоденствия и Южного общества.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Декабристы (биографический справочник).

Нечкина М.В. Декабристы.

Движение декабристов (Список литературы).

Румянцев В.Б. И вышли на площадь...  (Взгляд из XXI века).

Сочинения:

Избр. социально-политические и философ, произв. декабристов. М., 1951. Т. 2.

Литература:

Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. Спб., 1909;

Нечкина М. В. Декабристы. М., 1975;

Декабристы и русская культура. Л., 1975;

Ляшенко Л. Декабристы: новый взгляд. М., 2011;

Украiнськi декабриста чи декабриста на Украiнi Киiв, 2011.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС