Лев VI Философ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лев VI Философ

866-912

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лев VI Философ

Лев VI. Солид, золото.

Лев VI (866–912), известный под прозвищами Мудрый или Философ, стал императором в 886. В 894 и 896 Лев с переменным успехом воевал с болгарским царем Симеоном, который добился в обмен на мир уплаты Византией ежегодной дани. В правление Льва в 902 Византия утратила Сицилию, завоеванную арабами, Фессалоника была в 904 разграблена арабскими пиратами. В 907 русский князь Олег подверг разорению окрестности Константинополя и добился в 911 заключения выгодного договора о торговле. Своим прозвищем Лев обязан ученым занятиям, которым отдавал много времени: он писал стихи, речи, научные трактаты. При нем был составлен свод законов на греческом языке, названный впоследствии Базилики, представлявший собой извлечения из Дигест Юстиниана с комментариями. Мозаичный портрет Льва находится над центральным входом в собор Святой Софии.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Лев VI Мудрый — византийский император в 870-912 гг., из Македонской династии. Родился 1 сентября 866 г. в Константинополе, умер 11 мая 912 г. там же. В юности под руководством патриарха Фотия Лев приобрел обширные познания в литературе, грамматике, риторике, философии, богословии, математике. Стал соправителем своего отца императора Василия I в 870 г., с 886 г. правил самостоятельно, формально разделяя власть с братом Александром. Как правитель выражал интересы столичной сановной знати и торгово-ремесленной и ростовщической верхушки. Лев VI укреплял бюрократический аппарат, лишил политического значения синклит. Около 890 г. издал законодательный сборник «Василики» и свыше 100 новелл (законодательных постановлений, дополняющих римское право); проводил правительственное регулирование ремесел и торговли. Немало усилий прилагал Лев VI к совершенствованию системы обучения в империи. Стремился подчинить Церковь: в 886 г. низложил патриарха Фотия, в 907 г. — патриарха Николая Мистика, осудившего четвертый брак Льва VI. Вел с переменным успехом войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 гг. с Болгарией. Политика Льва VI вызвала недовольство провинциальной знати, и в начале X в. против него было поднято восстание полководцем Андроником Дукой. Льву VI приписывается военное сочинение «Тактика Льва», хотя он никогда не бывал на поле боя.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.554.


Лев VI. Мозаика. Стамбул. Цероквь св. Софии.

Лев VI Мудрый (Leon o Sopos) (1.IX.866 - 11.V.912) - император с 886 года из Македонской династии. Выразитель интересов столичной сановной знати и торгово-ремесленной и ростовщической верхушки, Лев VI укреплял бюрократический аппарат, лишил политического значения синклит, упразднил остатки городского самоуправления, проводил правительственное регулирование ремесла и торговли (см. Эпарха книга). Издал (около 890 года) законодательный сборник Василики. Стремился подчинить церковь: в 886 году низложил патриарха Фотия, в 907 году - патриарха Николая Мистика, осудившего четвертый брак Льва VI. Вел с переменным успехом войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 годов с Болгарией. Политика Льва VI вызвала недовольство провинциальной знати - в 906 году (или 908) против Льва VI было поднято восстание Андроником Дукой. Льву VI приписывается военные сочинения "Тактика Льва".

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Лев VI Философ - Византийский император Македонской династии, правивший в 870—912 гг. Сын Василия I. Родился 19 сентября 866 г. + 11 мая 912 г.

+ + +

Официальным отцом Льва считался Василий I. Однако многое давало повод подозревать, что Евдокия Ингерина, мать Льва, родила его от своего любовника, императора Михаила III. Может быть, поэтому Василий всю жизнь относился к Льву очень сдержанно (Дашков: «Лев Философ»). Пользуясь подозрительностью императора, некто Сантаварин, даже попытался оговорить перед ним Льва. Сантаварин донес, что тот скрывает в башмаке кинжал и замышляет отцеубийство. В самом деле, однажды на охоте Василий сделал вид, что ищет кинжал. Сын, ничего не подозревая, достал свой и протянул отцу. Увидев, что слова доносчика справедливы, император приказал схватить Льва и заключить под стражу. В гневе он едва не ослепил сына и не лишил его прав на престол. Но, смягченный просьбами советников, в конце концов выпустил из темницы (Продолжатель Феофана: 5; 100—101). Около 882 г. Василий женил сына на Феофане, девушке красивой и очень благочестивой. Сам Лев позже признавался, что женился на ней не по своей воле, а из страха перед отцом, и испытывал по этому поводу большое огорчение («Псамафийская хроника»; 7). По свидетельству всех источников, набожность Феофано не знала границ: вся ее жизнь была служением Богу. Постель ее была покрыта златоткаными коврами, и она ради близких по вечерам делала вид, что ложится на нее. Но как только наступала ночь, она слезала с постели и ложилась на соломенный матрац и власяницы, разостланные на полу. Время от времени она вставала, простирала руки к небу, воздавая хвалу Господу и прося о спасении души («Житие Феофано»). Как видно из дальнейшего, Льву для семейной жизни нужна была совсем другая женщина. Вскоре после свадьбы он приблизил к себе Зою, дочь одного из придворных, Стилиана Заутцы. Когда об этой связи стало известно Феофане, она пожаловалась свекру. Василий, возмущенный не меньше ее, обошелся с сыном как обычно круто. Сам Лев вспоминал позже: «Придя к блаженному моему отцу, она возвела на меня клевету, будто я общаюсь с Зоей, дочерью Заутцы. Не внимая моим оправданиям и просьбам, он тотчас же выдрал меня за волосы и, бросив на землю, избивал и топтал ногами, пока я не стал обливаться кровью. Зою же против воли приказал выдать замуж» («Псамафийская хроника»; 7).

Свое правление новый император начал с перезахоронения останков Михаила III — его извлекли из усыпальницы и торжественно перенесли в храм Святых Апостолов. Затем император низложил поставленного отцом патриарха Фотия и возвел на патриарший престол своего брата Стефана. Труднее было разрушить семейные оковы, наложенные на него отцом: Льву пришлось жить с нелюбимой женой еще десять лет. В ноябре 895 (или 896) г. Феофано умерла и была причислена к лику святых (Продолжатель Феофана: 6; 1; 1—2, 12). Немного спустя скончался и Федор Гуцуниат, муж Зои Заутца. Был слух, что именно она была виновата в смерти императрицы и своего супруга. Духовенство было очень настроено против Зои, но император, несмотря ни на что, вознамерился жениться на ней ("Псамафийская хроника»; 7—8). В 898 г. Лев обвенчался с Зоей и короновал ее. Благословивший ее дворцовый священник Синап был смещен. Процарствовав всего год и восемь месяцев, новая императрица скончалась. В 900 г. Лев женился в третий раз — на Евдокии из фемы Опсикий. В 901 г. она родила ему мальчика, но вскоре и она сама и ребенок умерли. Император взял себе четвертую жену — Зою Карбонопсину и жил с ней невенчанной, так как законы — и церковные, и гражданские — воспрещали четвертый брак. В мае 905 г. Зоя родила императору долгожданного наследника — Константина. Патриарх Николай после долгих проволочек согласился крестить его только в январе 906 г. В апреле того же года придворный священник Фома против воли патриарха наконец обвенчал императора с его женой. За этот грех Николай запретил Льву вступать в церковь, отчего ему пришлось отныне слушать службу не в самом храме, а в митатории и входить в Софию с боковой стороны (Продолжатель Феофана: 6; 1; 13, 17, 20, 23). Император, хотя и со многими слезами, покорно сносил наказание вплоть до Рождества, так как в этот день патриарх обещал снять с Него эпитимию. Но незадолго до праздника патриарху донесли, что у императора все готово к сведению его с престола, и дело отложено только до того дня, когда Лев будет вновь допущен в храм. Ввиду этого Николай собрал наиболее влиятельных митрополитов и уговорился с ними не признавать четвертого брака Льва. В день Рождества Христова 25 декабря 906 г. император пришел к Софии вместе со всем синклитом, ожидая, что будет впущен внутрь храма, но патриарх встретил его у дверей и велел как обычно идти в митаторий. Лев залился слезами, вошел в храм с боковой стороны, и во время всей службы до молящихся доносились его горестные рыдания. Многие плакали и горевали вместе с ним. Выражая таким образом внешне свою покорность, Лев в тайне продолжал злоумышлять на патриарха. 1 февраля 907 г. он пригласил Николая к себе на пир и долго просил признать четвертый брак, а поскольку убедить не смог, то прямо с пира велел посадить его в маленькое суденышко и сослать в Галакрин. По низложении Николая в патриархи был возведен настоятель Псамафийского монастыря Евфимий. Собранный новым патриархом церковный собор признал наконец брак Льва с Зоей законным («Псамафийская хроника»; 12—13). В 911 г. Лев короновал сына, а вскоре после этого, постигнутый тяжелой желудочной болезнью, скончался, передав царство своему брату Александру (Продолжатель Феофана: 6; 1; 29, 32).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.


Лев VI Философ (Мудрый) (866 — 912, сопр. с 870, имп. с 886)

19 сентября 866 г. у Евдокии Ингерины родился сын Лев. Так как всей столице было известно о ее конкубинате с императором Михаилом III, вопрос об истинном отце Льва достаточно щекотлив, и вполне вероятно, что по крови императоры Македонской династии, начиная со Льва, - потомки Аморийской. Во всяком случае, Василий I испытывал к нему неприязнь, особенно усилившуюся после кончины Константина - любимого сына от первой жены. Поэтому, когда Лев был обвинен фаворитом Василия, Сантаварином, в злых умыслах по отношению к отцу, тот, нимало не раздумывая, заключил его в одном из помещений дворца - Маргерите - под арест, лишив знаков царского достоинства, но оставив при нем жену Феофано. Император подумывал было даже ослепить сына, но синклит и Фотий воспротивились такому недостойному деянию.

20 июля 886 г., просидев в Маргерите, по разным источникам, от трех месяцев до трех лет, Лев был выпущен оттуда и полностью реабилитирован. Константин Багрянородный рассказывает по этому поводу замечательный анекдот: «В дворцовых покоях, в подвешенной плетеной клетке обитало пернатое существо, болтливое и искусно подражающее, по названию попугай. То ли кем-то подученный, то ли сам по себе он нередко выкрикивал: «Ай, ай, Лев - господин». Как-то раз, когда у царя был пир и с ним разделяли трапезу первые из совета, птица несколько раз повторила эти слова. Пригорюнились пирующие, отстранились от угощения, сидели в задумчивости. Обращаясь к ним, царь спросил, почему они отказываются от яств. Они же с полными слез глазами ответствовали: «Какую пищу станем мы есть, люди вроде бы разумные и господину преданные, если голос этого неразумного создания порицает нас, так как зовет своего господина, в то время как мы тут роскошествуем и забыли того, кто ничем не оскорбил величество. Если он уличен в том, что занес десницу над отцовской головой, мы убьем его своими руками и насытимся его кровью, если же он оправдался от обвинения, то доколе будет брать над ним верх язык доносчика!» Тронутый этими речами, царь велел им успокоиться и обещал расследовать дело, а вскоре, вспомнив свою природу, освободил сына из-под стражи, допустил к себе, велел сменить скорбные одежды, постричь буйно разросшиеся в несчастье волосы, вернул ему прежний ранг и достоинство в государстве» [69, с. 145].

Воцарившись, Лев VI распорядился немедленно перезахоронить останки Михаила III, которые торжественно, в кипарисовом саркофаге, были перенесены в храм св. Апостолов. Соответственно, в Константинополе возник лишний повод посплетничать об отце василевса.

Как и большинство императоров Македонской династии, Лев был человек безусловно незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал анакреонтики, проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» - сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. Вместе с тем был он плаксив, часто непоследователен, склонен подпадать под чужое влияние. Еще в юности он любил предаваться довольно странному для наследника престола развлечению: отправляться по ночам в бедной одежде на прогулки по ночной столице, проверяя бдительность стражников; он был чрезвычайно доволен, когда как-то раз солдаты приняли его за бродяжку и отправили в тюрьму.

Видимо, зная слабости Льва, Василий I однажды загадочно произнес, обращаясь к приветствовавшей вышедшего из тюрьмы наследника толпе: "Это по поводу моего сына вы прославляете Бога? Ну так я вам скажу, что ему же вы будете обязаны долгими днями труда и печали" ([198, с. 8]).

Творческая натура императора немало способствовала его грамотной внутренней политике. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» - 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов - «Василики». Император издал около ста написанных довольно изящным слогом новелл, посвященных самым разнообразным аспектам жизни страны и ее населения - от разрешения давать ссуды под процент до вопросов семьи и брака. Василевс не боялся преследовать мешавшую его деятельности знать, отменил и без того куцые законодательные права курий и синклита («Ныне обо всем печется император» - [3, с. 143]), ограничивал аппетиты церкви. Так, препятствуя обогащению монастырей за счет даров по завещаниям, он с гневом писал в новелле: «Разве не бесчеловечно отстранять от наследства родных и друзей покойного [речь идет о традиции перехода к обители собственности умершего ее члена. - С.Д.] и все тащить себе? Ведь это только обжоры стараются, возлежа за столом, ничего не оставить другим. Если передать имущество [умершего] монаха монастырю [полностью. - С.Д.], то ни раб не получит освобождения от оков рабства, ни бедняк не сможет воспользоваться состраданием, никто из находящихся в нужде не найдет сладости утешения» [217, с. 37]. Сам император был очень щедр, по поводу чего армянский историк Асохик восторженно писал: «Сын Василия Лев был человек миролюбивый, пекущийся о благе целого государства, щедрый на дары, при раздаче которых он не походил на скаредного грека, у которого на языке нет даже слова «щедрость», но, как сын армянина, он превзошел всякого армянина таровитостью» [13, с. 108].

При Льве VI Византия заключила союз с армянским царем Семпадом и с Киевской Русью. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов - войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.

Сразу же после начала автократии Льва взбунтовался герцог Беневента. Посланное в Ломбардию войско мятежники разгромили в 887 г. при Бари. Но тогда же в Италии продолжал удачно действовать Никифор Фока Старший, в честь которого благодарные жители избавленных от арабов районов выстроили храм св.Никифора. Благодаря этому талантливому военачальнику византийское влияние на Апеннинах существенно окрепло, а успокоенным Беневентом одно время даже управлял ромейский стратиг.

В 894 г. разразилась война с царем Болгарии Симеоном, недовольным антиболгарской торговой политикой империи. После двух лет боевых действий византийцы понесли сокрушительное поражение при Булгарофигоне (близ Адрианополя). Болгаро-ромейский рубеж в Греции, изрядно перемещенный Симеоном к югу, стал проходить непосредственно под Фессалоникой.

В сражениях с восточными арабами перевес оказался на стороне последних. В 888 г. ромеи потеряли пограничную крепость Ипсилу; десяток лет на Востоке прошли в мелких столкновениях, а в августе 898 г. евнух халифа Рагиб потопил византийскую эскадру у берегов Малой Азии, три года спустя та же судьба постигла флот ромеев у Мессины.

Примерно в это время, в противовес морским неудачам, снова отличился Никифор Фока Старший: уже как стратиг Фракисия, он организовал стремительную экспедицию в пределы халифата, захватил добычу и много пленных, а затем благополучно вернулся, миновав заслоны арабских войск, подстерегавших его на перевалах Киликийского Тавра. Но радость от победы была недолгой, так как с Запада пришла печальная весть: 1 августа 902 г., так и не дождавшись обещанных из Константинополя подкреплений, мусульманам сдалась Таормина - последний крупный город на Сицилии, удерживаемый ромеями.

В 904 г. доместик Андроник Дука разбил арабов у Марата. Летом того же года грек-ренегат, пират Лев Триполийский взял и разграбил второй по величине город империи - Фессалонику, вырезав немалую часть жителей.

6 октября 906 г. логофет Имерий уничтожил крупный арабский флот, но это стало последним значительным военным успехом ромеев при Льве VI. Предпринятый ими несколько лет спустя под началом того же Имерия поход на Крит (в нем участвовало несколько сот русских дружинников) окончился сокрушительным разгромом византийской эскадры у Самоса (весна 912 г.).

Патриарха Фотия вместе с Сантоварином василевс сместил в первые месяцы своего самостоятельного правления по обвинению в антиправительственной деятельности. Дважды вознесенный на патриарший престол и дважды низложенный Фотий умер ок. 888 г. Патриаршество получил бездеятельный младший сын Василия, Стефан, затем - Антоний Кавлеа, а после смерти последнего главой византийской церкви оказался бывший секретарь (мистик) императора, его названый брат и тоже ученик Фотия, Николай. Видный ученый, писатель и политик, Николай Мистик сыграл огромную роль не только в истории государства ромеев, но и в личной судьбе императора - в деле о его четвертом браке.

Первой женой Льва стала благочестивая августа Феофано, избранная Василием I сыну на смотре невест. Наследник не воспылал к ней страстью, а вскоре нашел себе утешение в любовнице Зое, дочери видного придворного Стилиана Заутцы. Обиженная супруга пожаловалась свекру, Василий I рассвирепел, вызвал сына к себе и нещадно избил его. «Не внимая ни оправданиям, ни простым просьбам, он тотчас же выдрал меня за волосы и, бросив на землю, избивал и топтал ногами, покуда я не стал обливаться кровью», - рассказывал впоследствии Лев Философ патриарху Евфимию [30а, с. 41]. Зою же по приказу императора выдали замуж. Когда Лев стал наконец самодержцем, он продолжил свои прежние отношения с Зоей, муж которой очень вовремя скончался (подозревали, что жена его отравила). Феофано ничего не оставалось делать, как молча признать существующее положение вещей. В ноябре 895 или 896 г. она умерла в монастыре, и василевс с радостью обвенчался со своей давней пассией. Священник, совершивший обряд, лишился за это сана (церковь не одобрила скорый брак с «соблазнительницей»). Стилиан Заутца, имевший на Льва огромное влияние, получил титул василеопатора - «отца василевса», специально для Заутцы изобретенный. Но тут императору повезло ненадолго: в середине 899 г. Стилиан умер, а спустя полгода за ним последовала и его дочь.

Василевс, потеряв любимую, горевал недолго и женился в третий раз, на красавице Евдокии Ваяни. Спустя год императрица родила сына, но и она, и ребенок умерли (октябрь 901 г.). Льву VI было от чего прийти в отчаяние: после трех браков он не имел наследника мужского пола, его брат и соправитель Александр был вообще бездетен, и в случае смерти обоих василевсов государству угрожала опасность быть втянутым в пучину смут. Уже третий брак в православной Византии признавался явлением экстраординарным, поэтому, когда Лев стал добиваться от церкви разрешения на четвертый, по словам Константина Манасси, «не побежденный сладострастием, но желая видеть рожденных ему законных детей» [30а, с. 98], немалая часть духовенства оказалась решительно против. Такую позицию избрал и недавно интронизированный Николай Мистик. Между императором и патриархом наметился явный разлад, так как у первого уже имелась очередная «любовь» - знатная столичная дама Зоя Карвонопсина («угольноокая»). Как и многие образованные люди, Лев, признавая и поддерживая традиции, находил смешным им подчиняться. Любопытно то, что сам он в одной из своих новелл с достойным лучшего применения жаром обрушивался на женящихся трижды: «Большинство животных, когда гибнет их самка, обрекают себя на вечное вдовство. Человек же, не видя, что эта связь постыдна, не удовлетворясь первым браком, вступает во второй и, не останавливаясь на этом, от второго переходит к третьему» [120, т. I, с. 202].

Время шло, а патриарх не уступал. 11 мая 903 г. некий человек в храме св. Мокия ударил императора тяжелой палкой по голове. Василевс неминуемо бы погиб, если бы не случай: палица зацепилась за высокие паникадила, и удар получился не смертельным. Увидев окровавленного Льва, многие окружавшие его чиновники в панике бежали, в том числе и патриарх. Придя в себя, император страшно разгневался на недостойное поведение главы церкви. Испугавшись, Мистик стал куда более покладист и некоторое время спустя благословил чрево беременной Зои Карвонопсины. В середине мая 905 г. долгожданный наследник - Константин VII Багрянородный - появился на свет. Теперь следовало добиться признания прав рожденного вне брака младенца на престол. Николай, в очередной раз переменив мнение, отказался крестить мальчика. Крещение состоялось лишь в январе 906 г., а вскоре на востоке империи произошло важное событие: взбунтовался военачальник Андроник Дука, герой битвы при Марате. Захватив одну из крепостей, мятежник обратился за помощью к сарацинам. Мистик, по-видимому, обещал Андронику свое содействие в захвате им власти и окончательно занял по отношению к четвертому браку Льва непримиримую позицию, пытаясь дискредитировать государя. Император, в свою очередь, не только не удалил Зою из дворца, как того желал патриарх, но в апреле 906 г. обвенчался с ней и объявил ее августой. Еще один священник, рискнувший обвенчать царя, был расстрижен, а упорного василевса не менее упорный патриарх подверг тяжкой по тем временам каре - отлучению от причастия и недопущению в храм. Однако Лев VI сумел и в столь незавидном положении показать себя в выгодном свете, искусно жалуясь духовенству и синклиту на жестокость и нехристианское немилосердие своего противника, чем добился полного сочувствия. Несколько раз перед главным входом в храм св.Софии разыгрывалась тягостная сцена, когда император со слезами на глазах упрашивал его впустить, а патриарх преграждал ему путь. Василевс обратился за поддержкой к церквам Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима, и византийский посол Лев Хиросфакт почти сразу получил от патриархов двух последних положительный ответ. Николай, не раз обещавший снять епитимью и тут же отказывавшийся от своих слов, выглядел в этой истории неприглядно. В конце 906 г. письма Мистика, изобличавшие его связь с Андроником Дукой, оказались в руках василевса. И когда Мистик в очередной раз воспретил императору войти в храм, тот угрожающе обронил: «Уж не думаешь ли ты, что мятежник Дука скоро вернется сюда из Сирии?» Намек привел патриарха в ужас. 1 февраля 907 г. он безропотно подписал согласие на отказ от кафедры и отправился в ссылку, а спустя несколько недель отчаявшийся Андроник Дука прорвался с частью войск к арабам и принял ислам, чем навсегда обезопасил ромейский престол от своих притязаний.

Собор 907 г. в Константинополе утвердил низложение Мистика и признал законным четвертый брак Льва, а значит, и подтвердил права на трон его сына Константина. Новый патриарх Евфимий, бывший духовник императора, был человек мягкий и снисходительный к слабостям ближнего, что, впрочем, не помешало ему вытребовать у василевса принципиальное запрещение кому бы то ни было вступать в брак четырежды.

Между сторонниками старого и нового патриархов единства не было и в помине, и этот раскол длился в византийской церкви еще полтора десятилетия.

В конце правления Льва Философа активнейшее участие в войнах с арабами принял Млех-Млентц, крупный армянский динат, полунезависимый от центральной власти. Снарядив на свой страх и риск солдат, он отвоевал за несколько лет приличную территорию, где была образована новая фема Ликанд, стратигом которой Млех-Млентц и стал.

Император Лев VI Мудрый скончался от болезни желудка 11 мая 912 г. - в день основания столицы.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 165-171.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Васильев А.А. История Византийской империи. Тома 1, 2.

Сочинения:

PG, v. 107; Oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage, (éd. A. Vogt, J. Hausherr), "Orientalia christiana", Roma, 1932, t. 26, No 1;

Leonis VI sapientis problemata. Nunc primum ed. et indice auxit A. Dain, P., 1935.

Источники:

Две визант. хроники X в., M., 1959.

Литература:

Каждан А. П., К истории политич. борьбы в Византии в нач. X в.,"Уч. зап. Тульского пед. ин-та", 1952, в. 3;

Сюзюмов М. Я., Экономич. воззрения Л. VI, "Визант. врем.", 1959, т. 15.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС