Левицкий Дмитрий Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Левицкий Дмитрий Григорьевич

1735-1822

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1799),
кисти Дмитрия Левицкого.

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735—1822) — живописец-портретист, способствовал утверждению портрета как полноправного жанра изобразительного искусства. Торжественность его портретов сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (серия портретов воспитанниц Смольного института, портреты М. А. Дьяковой, Екатерины II — «Екатерина-законода- тельница»). В поздний период находился под влиянием классицизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 274.


Левицкий Дмитрий Григорьевич (наст. фамилия — Носов) (1735- 4.04.1822), живописец, портретист. Родился на Украине в семье священника, который был известен и как гравер.

Левицкий учился у своего отца и А. П. Антропова, под руководством которого участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). В 1758 Левицкий переехал в Петербург. За портреты архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) и откупщика Н. А. Сеземова (1770), представленные на выставке в Академии художеств в 1770, Левицкому было присвоено звание академика. В 1771-87 он руководил портретным классом в Академии художеств.

Левицкий — наиболее универсальный из русских портретистов XVIII в. Образы в портретах Левицкого сохраняют яркую индивидуальность. На портрете П. А. Демидова (1773) видна естественность и широта натуры богача, филантропа. В 1770-е Левицкий по заказу Екатерины II создал серию портретов воспитанниц Смольного института. Изображенные танцующими, музицирующими, разыгрывающими пастораль в театральных костюмах, юные “смолянки” пленяют обаянием молодости, естественностью грации и чувств. С к. 1770-х Левицкий входит в кружок Н. А. Львова. Углубленностью, духовным богатством и напряженной внутренней жизнью отмечены портреты Н. А. Львова (1781) и его будущей жены М. А. Дьяковой (1778). В 1780-е Левицким были созданы блестящие по выразительности исполнения работы — портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782), итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783), портрет-аллегория “Екатерина II — законодательница в храме Правосудия” (1783), портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и др.

В поздние годы Левицкий написал портреты И. И. Дмитриева, А. С. Протасовой, Я. И. Билибина и др., отмеченные яркой выразительностью. После 1800 полуослепший Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого повлияло на формирование последующего поколения русских портретистов.

Л. Н. Вдовина

Русское небо


Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Среди художников восемнадцатого столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный и многогранный. В его блестящих, изысканных портретах наиболее полно отразились философские и эстетические представления второй половины века, вера в силу разума, цельность и благородство человеческой натуры.

Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой; он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. Г1. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера строителя здания Академии художеств и ее первого директора.

За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

1770—1780-е годы — время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. К 1773 году относится выполненный им портрет П. А. Демидова (ГТГ). Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности изображенного — прославленного «чудака» и в то же время человека образованного, жертвовавшего огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем, его окружают предметы вполне бытовые — горшки с цветами, лейка, — что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм усиливает интимную нотку образа.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» — воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773—1777 годов.

В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Е. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке, взгляде, движениях — живость, задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски-любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи.

В этой серии имеются парные портреты Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку. Хрущова изображена в роли пастушка, Хованская —пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть связанная в движениях — Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущова.

Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности. Портреты связаны единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального или пейзажного фона, где человек доминирует. Для всех этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ.

В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины (в настоящее время вся серия находится в ГРМ).

Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II — законодательницы», выполненном по заказу канцлера А. А. Безбородко (1783, ГРМ).

Портрет Екатерины II представляет, по существу, историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему аллегорий. Такой образный прием был характерен для классицизма — стиля, который в то время утверждался в Академии. Сохранилось описание портрета, сделанное самим Левицким, где он говорит, что Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя», орден святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством; виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю.

В формировании взглядов художника большую роль сыграло его сближение с кружком передовых мыслителей-литераторов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, А. Н. Оленин), где видное место занимал друг Левицкого — Н. А. Львов, человек выдающейся образованности и разнообразных способностей, Львов постоянно выступал в защиту национального искусства, важности его общественной роли. Он и дает Левицкому программу портрета Екатерины II. Любопытно, что Державин в оде «Видение мурзы», создавая образ Екатерины, дает стихотворное описание портрета Левицкого:

Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной:
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат...

В это время Левицкий создает галерею портретов русской дворянской интеллигенции: писателя А. В. Храповицкого (1781, ГРМ), А. Воронцова (конец 1780, ГРМ), Н. А. Львова (1789, ГРМ). Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне, окружение отсутствует, позы людей естественны. Левицкий дает трезвую объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает национальный тип. К числу лучших работ художника относится портрет знаменитого французкого философа Дени Дидро (1773, Публичная библиотека, Женева), гостившего в России по приглашению Екатерины II. Дидро изображен в халате, без парика, тщательно выписано старческое лицо. В его глазах светится ясный ум философа, угадывается напряженность мысли. Портрет, видимо, нравился Дидро, так как он завещал его сестре.

Женские портреты Левицкого отличаются большой живописной красотой, причем в каждом из них Левицкий находит свою особую цветовую гамму. Так, племянница польского короля светская красавица Урсула Мнишек (1782, ГРМ) написана в изысканной гамме золотистых и голубых тонов; в портрете хитрой авантюристки итальянской певицы Анны Давиа Бернуцци (1782, ГТГ) некоторая пестрота, элементы «крикливости» цвета. Среди женских образов, созданных Левицким, наиболее привлекательна М. А. Дьякова (1778, ГТГ), нежная, светлая, исполненная обаяния, женственности. Этот портрет сближает творчество Левицкого с искусством другого великого живописца XVIII века Ф. С. Рокотова.

В 1787 году Левицкий оставляет преподавание в Академии. В последнее десятилетие XVIII века резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца. Старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения.

В 1807 году, благодаря хлопотам А. Ф. Лабзина, Левицкий возвращается в Академию как член Совета. Однако вскоре художника постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя работа относится к 1812 году.

Умер Д. Г. Левицкий в 1822 году в Петербурге и похоронен на Смоленском кладбище.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 43-47.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС