Лейкин, Николай Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лейкин, Николай Александрович

1841-1906

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Александрович Лейкин

Лейкин, Николай Александрович [7(19).XII.1841, Петербург, - 6(19).I.1906, там же] – русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки», «Искра». Большое влияние на творчество Лейкина оказали братья В.С. и Н.С.Курочкины. С начала 70-х годов Лейкин – сотрудник «Петербургской газеты». С 1882 по 1905 годы – редактор-издатель юмористического журнала «Осколки», к участию в котором привлек многих бывших сотрудников «Искры» - В.В. Билибина (И.Грек), Л.И.Пальмина, Л.Н. Трефолева и др. Основная тема многочисленных романов, повестей, пьес, нескольких тысяч рассказов, очерков, сценок Лейкина – нравы петербургского купечества. Однако комизм, с каким Лейкин изображал серость купеческо-мещанского быта, носил поверхностный характер. Основной жанр Лейкина – сценки. Даже его романы («Стукин и Хрустальников», 1886, «Сатир и нимфа», 1888, и др.) представляют собой ряд сцен, связанных единством лиц и фабулы. Лейкин привлек в «Осколки» А.П.Чехова, который под псевдонимом «Антоша Чехонте» в течение 5 лет (1882-1887) опубликовал здесь более двухсот рассказов. «Осколки» были для Чехова, по его выражению, литературной «купелью», а Лейкин – его «крестным батькой» (см. Письмо Чехова к Лейкину от 27 декабря 1887 года), по совету которого он начал писать «коротенькие рассказы-сценки».

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.


Лейкин Николай Александрович (7[19].12.1841—6[19]. 01.1906), писатель и журналист. Родился в Петербурге в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860. Сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки», «Искра». Большое влияние на творчество Лейкина оказали братья В. С. и Н. С. Курочкины. С н. 70-х Лейкин — сотрудник «Петербургской газеты». С 1882 до 1905 — редактор-издатель юмористического журнала «Осколки», к участию в котором привлек многих бывших сотрудников «Искры» — В. В. Билибина (И. Грек), Л. И. Пальмина, Л. Н. Трефолева и др. Основная тема многочисленных романов, повестей, пьес, нескольких тысяч рассказов, очерков, сценок Лейкина — нравы петербургского купечества. Основной жанр Лейкина — сценки. Даже его романы («Стукин и Хрустальников», 1886, «Сатир и нимфа», 1888, и др.) представляют собой ряд сцен, связанных единством лиц и фабулы. Лейкин привлек в «Осколки» А. П. Чехова, который под псевд. «Антоша Чехонте» в течение 5 лет (1882—87) опубликовал здесь более 200 рассказов. «Осколки» были для Чехова, по его выражению, литературной «купелью», а Лейкин — его «крестным батькой», по совету которого он начал писать «коротенькие рассказы-сценки».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


И.И. Ясинский про Н.А Лейкина

Однажды в конце 70-х годов я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе 657. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.

—           Тут мокро, — сказал я, — вы испачкаете товар.

—           Не очень мокро-с, — отвечал приказчик с улыбкой, — сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! — и он провел рукой по кружку.

—           Что же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.

—           Как можно; вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял «Петербургскую газету» 658; без него какая это была газета; в руки нельзя было брать, больше взятками промышляли. Бывало, придет сотрудник и норовит продернуть магазин; по лицу уже видишь, что замышляет; и дашь трешницу — отступись только. А как господин Лейкин вступили в газету, об этом что-то больше не слыхать стало. Сотрудники не нуждаются, есть чем платить. Лейкин больше апраксинцев изображают 659; все очень верно подмечают и, прямо сказать, цивилизации служат. Прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.

—           Помилуйте, вроде Щедрина?

—           Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина.

Я все-таки долго не принимался за Лейкина. В старых «Отечественных записках» была напечатана его повесть из купеческого быта, я потом вспомнил, под названием «Христова невеста». Автором был описан купеческий предсвадебный пир, мальчишник и девичник в банях 660. От описания этого веяло какой-то древней, почти языческой обрядностью, какими-то российскими сатурналиями 661.

Может быть, из Лейкина выработался бы более серьезный писатель с бытовыми красками; но писать для журналов было невыгодно, и Лейкин, обладавший коммерческим умом, предпочел ежедневный газетный фельетон в такой газете, которая могла быть распространена при его содействии в среде, из которой он сам происходил.

Он был мешанин 662. Семья его была мелкобуржуазная, все его интересы высоко не поднимались; хотелось ему иметь свой домик, своих собачек, послеобеденный отдых, свой квас после трехчасового предвечернего сна и свою боготворящую его публику. Всего этого он достиг.

Фельетоны его в «Петербургской газете», в которую я наконец стал заглядывать, проникнуты были действительно иногда смехонадрывательным комизмом. Такие выражения, как «мое почтение с кисточкой», «вот тебе и фунт изюма» и тому подобные, были введены им в употребление, и если он выдвигал мошенника, то называл его «профессором». «Что-нибудь созорничать — на это он первый профессор». Иные называли его юмористом, но юмора у него не было. Чтобы быть юмористом, надо быть глубоким человеком. Комизм и юмор — огромная разница. В сатире — страдание за человека, и гнев, и негодование на него и на обстоятельства, доведшие его до безобразия, до черного порока, до потери образа человеческого, до бездарной пошлости. А Лейкин старался только насмешить, и от этого безобидно было для гостинодворцев и апраксинцев его «каламбурное амплуа».

С Лейкиным я познакомился следующим образом: в юмористическом журнале «Осколки», который стал издавать Лейкин, не прерывая своего сотрудничества в «Петербургской газете», участвовал Чехов 663 под псевдонимом Чехонте, как и в других юмористических изданьицах. Когда Чехов прославился и загремел, в «Петербургской газете» появилась карикатура: какая-то декадентская прожорливая птица схватила лапами меня и Чехова и куда-то тащит 664. Было это намеком на наши повести, появившиеся одновременно и показавшиеся карикатуристу изменою классическому стилю.

Тогда же в «Осколках» во всю страницу был изображен я с подлинным моим лицом, но с туловищем карлика. Я стою в редакции перед редактором, похожим на Лейкина, и предлагаю ему кипу рукописей. Под цветным рисунком этим было подписано: «Числом поболее, ценою подешевле» 665.

Обе эти карикатуры были безобидны, но Виктор Бибиков рассердился и обиделся и, встретив на пароходе Лейкина, схватил его за плечи в припадке бешенства, вдруг охватившего его, и, по его словам, хотел выбросить несчастного комического новеллиста за борт, да Лейкин оказался грузным. При этом Бибиков кричал: «Как ты смеешь, свинья, оскорблять великих писателей!»

Скандал был большой. Публика отняла Лейкина, который, как и Бибиков, впал тут же в истерику.

Об этом происшествии сам же раззвонил по городу Бибиков, полагая, что он совершил подвиг, подсказанный ему чувством дружбы. Я обеспокоился, опасаясь, что Лейкин, да и другие могли увидеть в этом мою руку, так как Бибикова можно было подбить на что угодно, ввиду некоторой безумной складки его характера, и отправился к Лейкину принести извинения за дурака, выкинувшего такую бестактную и нелепую штуку.

Лейкин немедленно принял мои извинения, сказал, что он уже давно успокоился и не сомневался в том, что тут не было ни малейшей моей инициативы, и, провожая меня в переднюю, потребовал, чтобы я непременно дал ему какой-нибудь рассказ.

Я обещал и теперь не помню, дал ли я какие-нибудь строки в «Осколки». Если же дал, то, вероятно, под псевдонимом стишки «злодейские».

Через некоторое время я услышал однажды, что в другой комнате моей квартиры кто-то шагает полуторным шагом: Лейкин был хром на одну ногу. Он явился с визитом и с приглашением к нему на обед. При этом он выложил мне на стол большую стопку книг в разнообразных обложках.

—           Я привез вам мои сочинения с просьбой непременно прочитать. Я, что ни говорите, маленький Щедрин.

Я ему рассказал, где я в первый раз услыхал о нем и где о существовании Щедрина и не подозревают.

—           Ну, вот видите, — с убеждением сказал Лейкин, — надо меня прочитать. Чехов на мне научился писать свои рассказы. Если бы не было Лейкина, не было бы Чехова 666.

Он сидел и как-то жевал губами, как бы предаваясь мечте. На нем было пальто, а из-под пальто виднелись штаны с красными лампасами.

—           Какой это на вас костюм, Николай Александрович, — удивился я, — генеральские штаны?

—           Как вам сказать, вроде генеральских. Ношу по обязанности службы. Я церковный староста в церкви Казачьего полка, так это казацкая форма. У меня и медаль на шее на ленте есть. Нельзя без общественных отношений существовать, скучно было бы.

—           Так что вы в церкви каждый праздник бываете?

—           Ни одной службы не пропускаю, — с мрачной радостью объявил Лейкин. — Мы — юмористы — народ серьезный. Не забудьте приехать ко мне, мы ожидать будем. Жена заведение содержит, и девочек хорошеньких увидите.

—           Как девочек, Николай Александрович?

—           Да, так приятнее обедать, когда девочки хорошенькие служат. Крепостных теперь нет, да если бы и было крепостное право, с моим мещанским званием не пользовался бы. Когда бы еще я дворянства добился, а тут белошвейное заведение, во всех отношениях большая выгода. Жена помогает мужу, так что женское равноправие соблюдено. У нас традиция шестидесятых годов.

При встрече с Чеховым я рассказал ему, какое комическое впечатление произвело на меня знакомство с Лейкиным. Чехов сказал:

—           А что вы думаете, я действительно ему кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а «каламбурное амплуа», которое вы подцепили в Гостином дворе, — прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь «амплуа». Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то апраксинский запах, не правда ли?

С тех пор Лейкин состоял со мною, что называется, в дружеских отношениях. Я не был у него на обеде, на который он меня приглашал, но в день своего тезоименитства 667, как он выражался, он сам всегда приезжал за мною и вез к себе.

—           У меня ведь вы покушаете, как нигде, — уговаривал он меня, — как только войдете в мой кабинет (теперь вновь отделан) — в мой дом, сразу увидите, что я человек шестидесятых годов 668.

В самом деле вся стена его кабинета была завешана портретами Слепцова, Суворина, Добролюбова, Чернышевского, Буренина, Тургенева, Успенского и проч.

—           Завтра повешу ваш, — сказал он, — потому что получил наконец с автографом. Одного только Достоевского нет. Обратился я как-то к нему: дайте, Федор Михайлович, вашу карточку, а он как зыкнет на меня: «А для какой надобности вам моя карточка; что я вам и что вы мне?» Тут я сразу увидел, что ненормальный субъект, и решил обойтись без него. Пожалуйте в гостиную, там уже кое-кто собрамши, а в кабинет я не всякого пускаю, конюшня, да не для всякого жеребца.

В гостиной я встретил, можно сказать, всех персонажей его комических рассказов. Над диваном висел портрет его и жены. Оба они держали руки так, чтобы видны были перстни, которые художник изобразил добросовестно. Помнится, были и архиерейские портреты.

Персонажи были гостинодворские, как оказалось, родственники его и жены его, солидные купцы и приказчики с подхалимовским выражением лица. Одни важничали, другие старались быть «прогрессивными» и шаркали ножкой, когда знакомились, сладко засматривая в глаза. Дамы были солидные с открытыми плечами. Жена Лейкина была тоже полная, представительная дама в больших серьгах.

Конечно, была «собрамши» не подлинная аристократия Гостиного двора, а промежуточный слой, с которым водил хлеб-соль Лейкин. Но появились вскоре один за другим и литераторы: Владимир Тихонов. Щеглов-Леонтьев, Назарьева, Дубровина, блеснул Чехов.

Подошел ко мне Лейкин и угрюмо прошептал:

—           Подоспело порядочно народу, а то я боялся, что рыбу некому будет есть. Не всякому подашь такое блюдо двухаршинное, не в коня был бы корм, если бы не ваша братия. Вот, жаль, Федоров не пришел.

Федоров был официальным редактором «Нового времени», известный когда-то водевилист. Он был большим едоком и так же сложен, как Лейкин, и так же хромал, только на другую ногу. Его прозвали комодом без одной ножки. Но, к величайшей радости Лейкина, явился, когда уже стали садиться за стол, и Федоров.

Двухаршинную стерлядь Лейкин сам разносил гостям и без милосердия накладывал кусок за куском на тарелку.

—           Кушайте и помните, — говорил он, — где же так и покушать, как не у меня! Будете роман писать, опишите мой обед. Нарочно повара приглашал и целый день с ним советовался.

Девочки в белых пелеринках мелькали по столовой, убирая и переменяя тарелки, разливая вина, подавая кушанья.

—           А, не правда ли, есть хорошенькие? — угрюмо спрашивал Лейкин. — Из них толк выйдет, жена в строгости держит. Нив одной белошвейной не найдешь таких хорошеньких, — продолжал рекомендовать он.

Девочки действительно были розовые, раскормленные и опрятно одетые.

—           Мы не угнетаем, — сидя около меня, говорил Лейкин, — эксплуатации не полагается у меня ни-ни. Кончают ученье и уходить не хотят. Весь нижний этаж скоро займет мастерская.

После обеда были устроены танцы. Какой-то гостинодворский кавалер дирижировал и кричал: «Плясодам! Кавалеры проходите сквозь дам!» И еще что-то из «каламбурного амплуа».

Заметив, что я улыбаюсь, разговаривая с Чеховым, Лейкин подошел, прихрамывая, и сказал:

—           Мои натурщики. Что ни говорите, а я настоящий натуралист. Я ничего не выдумываю. Природа богаче писателя. Щедрою рукой сыплет она и не такие еще выражения; только подслушивай да записывай.

Как-то я сидел одиноко у себя под Новый год. Приезжает ко мне Минский с женою, Юлией Безродною, оба принаряжены. Минский и говорит:

—           Мы приехали за тобою к Лейкину встречать Новый год. Он непременно требует, чтобы и ты приехал, а отдельно заехать к тебе у него не было времени. Поедем, веселее будет вместе.

Приехали мы на Большую Дворянскую 669. Дом Лейкина был ярко освещен. Гости только что уселись за стол. Угрюмое лицо Лейкина даже расплылось в подобие улыбки.

—           Ну, вот, наконец-то. У меня под ложечкой даже засосало, нет и нет вас. Чехов тоже не приехал, Баранцевич изменил. Не угодно ли взглянуть, места ваши никем не заняты.

От этого новогоднего ужина у меня осталось несколько комических штрихов.

Юлия Безродная чересчур насмешливо посматривала и знакомилась с обществом Лейкина. Ее смешили наряды дам, их вульгарные лица и развязность. Они хлопали рюмку за рюмкой вино и даже водку, как мужчины.

Сидевшая со мною рядом купчиха взяла на себя заботу угощать меня.

—           Что вы так мало кушаете? — говорила она мне. — Наверное, вы наелись раньше. Как посмотришь на вас, сразу думаешь: ну, обжора, не откажется от хорошего кусочка; а между тем вы как барышня. Вот, позвольте предложить вам; вот еще; вот это. Скажите, что вы обожаете — гуся или утку? Нет, не желаете, к рябчику склонность почувствовали? Позвольте и рябчика вам положить. А что, как вы думаете, хватит рябчиков на всю публику? — вдруг заинтересовалась она. — Сколько нас за столом? Вы говорите восемнадцать человек? Ах, какой вы профессор умножения!

Мало-помалу Лейкин становился популярнее, богаче. Жена его, кажется, даже упразднила белошвейную, найдя для себя неприличным больше содержать ее. От генеральских штанов он не отказывался. Встретивши меня на Невском, Лейкин остановил извозчика, перешел на панель и рассказал мне, что едет к великому князю Алексею Александровичу и уже получил от него бриллиантовый перстень.

—           Бриллианты дешевые, желтые, но дороги не бриллианты, а внимание. Он пригласил меня, и сейчас еду к нему читать по утрам мои рассказы. Он находит, что я недурной рассказчик. Я действительно со сцены могу рассказывать, не только в кабинете у такой особы. Мне вот хотелось бы через него к царю проникнуть. Он наше русское направление любит, а я хоть и маленький Щедрин, но русский с ног до головы. Да, жаль, сейчас, — сообщил он, понизив голос до шепота, — говорят, запил. Ведь вот что значит, русская-то душа в нем сидит — требует!

Больше с Лейкиным я не видался.

Ясинский И.И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. Том I. М., 2010, с. 346-352.

Примечания

657         Гостиный двор — торговые ряды на углу Невского пр. и Садовой ул., построенные в 1785 г.

658         Сотрудничество Н.А. Лейкина в «Петербургской газете» началось в 1872 г. Здесь он публиковал воскресные фельетоны и ежедневно, в разделе «Летучие заметки», — юмористические рассказы и сценки.

659         Имеется в виду первое крупное произведение Лейкина «Апраксинцы. Сцены и очерки» (Библиотека для чтения. 1863. № 10—11; отд. изд. — СПб., 1864), а также другие его произведения, изображавшие быт петербургских купцов и мещан (Сцены из купеческого быта. СПб., 1871; Шуточные сцены. СПб., 1872, и т.д.).

660         Роман Лейкина «Христова невеста» был опубликован в «Дешевой библиотеке для легкого чтения» (1871. № 2—4; отд. изд. — СПб., 1872). Характеризуя этот роман в 1884 г., Ясинский писал: «..."Христова невеста" — положительно выдающаяся вещь, в особенности для своего времени. Этот роман написан просто, без претензии смешить, с желанием дать точную характеристику калашниковских купцов, которые в Петербурге почти то же, что в Москве замоскворецкие» (Белинский Максим. Погибший талант (Н.А. Лейкин. Христова невеста. Кусок хлеба. Роман и повесть. Изд. третье. СПб., 1884) // Заря. 1884. № 51. 4 марта).

661         Сатурналии (лат. Saturnalia) — в Древнем Риме ежегодное празднование в честь Сатурна (бога посевов).

662         Отец Лейкина был из старинного купеческого рода, мать — из крестьянской семьи.

663         Н.А. Лейкин стал издавать юмористический журнал «Осколки» в 1881 г. А.П. Чехов свое сотрудничество в журнале начал в 1882 г.

664         Неточность. Речь идет о рисунке неизвестного художника под названием «Драматург и беллетрист в когтях у декадентства», напечатанном в газете «Наше время» (1896. № 44. 24 окт. С. 356): «Чехов и И.И. Ясинский в когтях хищной птицы, летящей над морем. На заходящем солнце надпись: "Классики". Над изображением набором: "Драматург и беллетрист в когтях у декадентства" (по поводу последних произведений "Чайка" и "Кровь")». Внизу: «Сюжет для картины "При закате солнца"» (А.П. Чехов. Материалы Литературного музея Пушкинского Дома. Л., 1982. С. 83).

665         Такой карикатуры в журнале «Осколки» обнаружить не удалось.

В пятом номере журнала «Осколки» за 1889 г. (28 янв.) находим перечень под заглавием «Современные девизы наших беллетристов»: «Максима Белинского — "Числом поболее — ценою подешевле!" <...> П. Боборыкина — "Строчи обо всем!" <...> Ан. Чехова — "По-своему!" <...> А. Михайлова-Шеллера — "Умеренно и аккуратно" <...> В. Короленко — "Чем туманнее, тем лучше" <...> Н. Лескова — "По-старинному"» (С. 5. Подп.: Д.К. Л-ий [Н. Ежов]).

666         О роли творчества Лейкина в литературной эволюции Чехова см.: Катаев В.Б. Лейкинский вариант: (из истории юмористики XIX в.) // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 1981. № 1: «...в 80-е годы основные достижения Чехова — юмориста и сатирика — сделаны им в жанре сценки, в том жанре, который до Чехова больше всего разрабатывал именно Лейкин <...>. Став в конце 70-х — начале 80-х годов одним из самых распространенных периферийных жанров русской прозы, заняв господствующее положение в юмористике, сценка именно под пером Лейкина приобрела черты жанровой законченности» (Там же. С. 25).

667         Тезоименитство — именины членов императорской фамилии и высших иерархов церкви.

668         Свою литературную карьеру Лейкин начинал как писатель-шестидесятник, сотрудник «Искры» В. Курочкина. На первый двухтомник произведений Лейкина откликнулся сочувственной рецензией М.Е. Салтыков-Щедрин, а его повесть «Биржевые артельщики» Н.А. Некрасов заказал специально для журнала «Современник» (см.: Катаев В.Б. Указ. соч. С. 21).

669         С 1887 г. Н.А. Лейкин жил в собственном доме на Большой Дворянской улице, 12 (дом не сохранился).


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Неунывающие россияне, СПб, 1879;
Саврасы без узды, СПб, 1880;
Наши забавники, 2 изд., СПб, 1881;
Цветы лазоревые, СПб, 1885;
Под южными небесами, 6 изд., СПб, 1903;
Апраксинцы, 4 изд., СПб, 1904;
Наши за границей, 26 изд., СПб, 1907;
Сватовство профессора, 5 изд., СПб, 1911;
Где апельсины зреют, 18 изд., СПб, 1913;
Шуты гороховые, М.-Л., 1927.

Литература:

Салтыков-Щедрин М.Е., Повести, рассказы и драматические сочинения Н.А.Лейкина, Полное собрание сочинений, т. 8, М., 1937;
Введенский А., Н.А.Лейкин, «Исторический вестник», 1890, № 6;
Н.А.Лейкин в его воспоминаниях и переписке, СПб, 1907;
Мышковская Л., Чехов и юмористические журналы 80-х годов, М., 1929;
Родионова В., А.П.Чехов и юмористическая журналистики 80-х годов, «Ученые записки Московского педагогического института им. Ленина, 1957, т.115;
История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

 

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС