Лукач Дьёрдь
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лукач Дьёрдь

1885—1971

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дьёрдь Лукач

Лукач (Lukacs) Дьердь (Георг) (1885-1971) - выдающийся венгерский философ и эстетик, публицист и художественный критик, общественный и политический деятель. Родившись в богатой семье, Лукач с раннего возраста тяготел к нонконформистским воззрениям. Свое философское образование получил в Германии, где испытал сильное влияние со стороны Г. Зиммеля, а также М. Вебера и его гейдельбергских учеников. Ранние работы Лукача отмечены противоречивым влиянием конкретного социологизма в духе Г. Зиммеля и М. Вебера; экзистенциального трагизма в стиле С. Кьеркегора и Ф. Ницше; мессианства, внушенного поэзией Э. Ади и революционным синдикализмом Э. Сабо и др. 

Одновременно Лукач питал большой интерес к русской литературе и этике русских террористов, о чем свидетельствуют заметки к задуманной им в 1915 году, но не написанной книге о Ф. Достоевском, а также диалог «О нищете духа» (1912). Другие наиболее известные ранние работы Лукача: сборник эссе «Душа и формы» (1910), «История развития совр. драмы» (1911), «Теория романа» (1916). Сильное морально-политическое влияние на воззрения молодого Лукача, формировавшиеся под влиянием неокантианства и философии жизни, оказали события Первой мировой войны, русской революции и острого социально-политического кризиса в Австро-Венгрии. Свое вступление в венгерскую компартию в конце 1918 Лукач объяснял «моральными соображениями». В период советской Венгерской Народной Республики Лукач занимал пост заместителя наркома просвещения, а после падения республики активно работал в среде венской эмиграции и в коммунистическом подполье в хортистской Венгрии. Одновременно Лукач глубоко изучал наследие Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса, что нашло отражение в самом известном его труде - «История и классовое сознание» (1923). В ортодоксально-коммунистической печати эта книга была признана «ревизионистской», а для «западного марксизма» (прежде всего, франкфуртской школы) она стала одним из самых авторитетных источников. Желая возродить - через обращение к гегелевским корням марксизма - философский интерес к диалектическому методу К. Маркса, Лукач осуществляет оригинальный синтез гегелевских и марксовых воззрений с категориями веберовской и зиммелевской социологии, а также с рядом других совр. ему идей. Это выражается, прежде всего, в его теории капиталистического овеществления, охватывающего весь предметный и духовный мир «современный капитализма», превращающего человека в часть механизированной (рационализированной) системы полностью «товаризованного» общества. Особый интерес представляет развернутая в книге Лукача критика овеществленного (созерцательного) мышления западной философии и науки, утраты ими «бытия» и «целостности» предмета. Лукач развивает в своей книге мессианское понимание пролетарского классового сознания, осуществляющего прорыв в «царство свободы» из тотально овеществленного мира. Условием этого прорыва выступает коммунистический способ партийной организации, идеализированный Лукачем в духе этики братства. В начале 1920-х годов Лукач находился под влиянием мессианского романтического коммунизма, делавшего ставку на победу мировой пролетарской революции, обвинялся в «левом сектантстве» идеологами Коминтерна. Осознание изменившейся ситуации и новой роли советской России в мире отразилось в его работе «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» (1924). В конце 1920-х годов Лукач пытается в «Тезисах Блюма» (1928) безуспешно отстоять в венгерской компартии идею политического союза всех демократических сил против фашизации политической жизни. Обвиненный в «правом уклонизме», Лукач в дальнейшем отказывается от политической карьеры, сосредотачиваясь на теоретических проектах. В 1929 году он эмигрирует в СССР, где - за исключением работы в Берлине в 1931-1933 - остается до конца войны. Был сотрудником Коммунистической академии, позже - Института философии АН СССР. Активно писал для журналов «Литературный критик» и «Литературное обозрение», участвовал в дискуссиях по проблемам художественного реализма. Талант Лукача как литературного критика и эссеиста нашел яркое выражение в таких крупных работах московского периода, как «Исторический роман» (1937-1938); «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937); «К истории реализма» (1939)- Самым значительным философским сочинением Лукача этого периода стала написанная в 1938 докторская диссертация «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества». В 1945 году Лукач возвращается в Венгрию и возглавляет кафедру эстетики и философии культуры Будапештского ун-та. Послевоенная сталинизация Венгрии обернулась для Лукача обвинениями в «правом ревизионизме» (1949-1950), хотя его крупная работа этого периода «Разрушение разума» (1954) написана в духе воинствующего материализма и бескомпромиссной защиты рационализма и гуманизма в философии. В октябре 1956 года Лукач занял пост министра культуры в правительстве И. Надя, из-за чего после свержения правительства на долгое время лишился членства в венгерской компартии. После 1957 года Лукач активно работает над системой эстетики. Первая попытка Лукача такого рода - «Гейдельбергская философия искусства (1912-1914)» (1974) - была прервана мировой войной; вторая - «Гейдельбергская эстетика (1916-1918)» (1974) - революцией и активной политической деятельностью. В 1963 выходит в свет четырехтомный труд Лукача «Своеобразие эстетического». Написанная в марксистской парадигме, эстетика Лукача обнаруживает преемственность с его предшествующим творчеством. Важное место в ней занимает принцип отражения и реализма в искусстве, его дефетишизирующая миссия. Много оригинальных идей содержит трактовка повседневности и проблем мимесиса, а также гипотеза о третьей (промежуточной) сигнальной системе. Работа над системой марксистской эстетики привела Лукача к убеждению, что в ее основе, как и в основе марксистской этики, лежит материалистическая онтология общественного бытия, к экспликации которой философ приступил в последние годы своей жизни. Этот замысел остался незавершенным, однако Лукач успел подготовить «Пролегомены» к своему исследованию, которые вместе с полным текстом рукописи были изданы в 1984-1986 годы под названием «К онтологии общественного бытия». В центре данного исследования стоят категории труда и практики, в которых акцентируется аспект целеполагания. Особое внимание уделяется проблеме воспроизводства общества как тотальности, проблеме идеологического сознания, а также разнообразным аспектам и формам отчуждения. В своих поздних статьях и выступлениях Лукача не делал антикоммунистических выводов из критики сталинизма. В написанной под впечатлениями от «пражской весны», но впервые опубликованной в 1985 году книге «Демократизация сегодня и завтра» Лукач противопоставляет буржуазной «манипулятивной демократии» советскую систему «демократического саморегулирования».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 293-295.

Сочинения: Исторический роман. М., 1936; К истории реализма. М., 1939; Своеобразие эстетического. Т. 1-4. М., 1985-1986; Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987; Ленин. М., 1990; К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; История и классовое сознание. М., 2003; Душа и формы. Эссе. М., 2006; Политические тексты. М., 2006; Werke. Bd. 1-17. В., 1962-; Demokratisierung heute und morgen. Budapest, 1985; Tagebuch, 1910-1911. В., 1991; Dostojew- ski. Notizen und Entwiirfe. Budapest, 1985; Briefwechsel, 1902-1917. Budapest, 1982.

Литература: Стыкалин A.C. Дьердь Лукач - мыслитель и политик. М., 2001; Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930-е гг.). СПб., 2004; Hermann I. Georg Lukacs. Sein Leben und Wirken. W., Koln, Graz, 1985; Dannemann R. (Hg.) Georg Lukacs - Jenseits der Polemiken. Beitrage zur Rekonstruktion seiner Philosophic. Fr./M., 1986.


Вернуться на главную страницу Лукача

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС