Лукиан из Самосаты
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лукиан из Самосаты

120–180

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лукиан из Самосаты

Лукиан (ок. 120/180 гг. н.э.) — греческий писатель, философ, сатирик, романист. Творчество отличается многогранностью, смелостью отображаемых тем. Образы и сюжеты Лукиана часто находятся в области фантастического: так, например, в некоторых романах он рассказывает о попытках покорения лунного пространства и внеземных существах. Сатира Лукиана нередко направлена на религиозные каноны и мировоззрение.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 161.

Наиболее яркой фигурой культурной жизни II века был уроженец сирийского города Самосаты Лукиан. Начав как софист, он перешёл затем к сочинению сатирических диалогов и небольших повествований на различные темы, в которых он затрагивал почти все явления современной умственной жизни. За беспощадное обличение всяческих суеверий Энгельс назвал Лукиана «Вольтером классической древности». Лукиан выводит в своих произведениях и олимпийцев, препирающихся как простые обыватели, и ловких шарлатанов, спекулирующих на всеобщем суеверии, и софистов, говорящих «на языке Агамемнона», и невежественных историков, заменяющих правдивое повествование лестью, и философов, проповедующих презрение к материальным благам, но дерущихся за жирную курицу на богатой свадьбе. Даёт он и бытовые сценки и пародии на современные ему романы, изобиловавшие чудесами, фантастическими похождениями в сказочных землях и даже на луне. Под конец жизни Лукиан поступил на государственную службу. Такой путь многие представители интеллигенции стали предпочитать унизительной зависимости от частных патронов.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 661.

Лукиан (Λουκιανός) из Самосаты (ок. 120–180) – античный ритор и сатирический писатель, представитель так называемой «второй софистики», близкий к воззрениям киников. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов, сделал философов главным предметом своих сочинений (в основном это диалоги; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки). Ряд текстов Лукиана представляет интерес как свидетельство о пользовавшихся популярностью в его время философах («Жизнеописание Демонакта», «Нигрин») и религиозно настроенных проповедниках («Александр, или Лжепророк», «Смерть Перегрина»), а также об особенностях рецепции классической философской традиции в Римской империи («Пир», «Распродажа жизней», «О выборе философии», «Разговоры в царстве мертвых» и др.). Другая излюбленная тема Лукиана – сатирическая критика религии («Разговоры богов», «Собрание богов», «Прометей», «Об астрологии», «О сирийской богине»).

Лукиан был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, которые помогли Европе узнать об античных киниках и скептиках.

M.A. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 457-458.

Лукиан (Loykianos) (родился около 120 или 125 года - умер после 180 года) - древнегреческий сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странствующим ритором примерно до 150 года, долго жил в Афинах, занимаясь литературным трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Сочинения Лукиана (под его именем дошло до нас 84 произведения, но часть их заведомо подложна) - ценный источник по истории общественной мысли и быта восточных провинций Римской империи 2 века. Они свидетельствуют о тяжелом кризисе рабовладельческого общества, прежде всего в области идеологии. Сатира Лукиана атеистична в подлинном смысле слова: он беспощадно осмеивал все религиозные направления ("О кончине Перегрина", "О сирийской богине", "Совет богов" и др.). Предметом сатиры Лукиана была и античная философия, риторика, литература. Ближе всего Лукиану учение киников, но и в нем он разочаровался ("Рыбак", "Продажа жизней"). Лукиан сравнивал себя со случайным зрителем в театре, для которого жизнь - только сцена, а люди со всеми их страстями и надеждами - смешные комедианты.

С. П. Маркиш. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Opera. Ex recogn. Caroli Jacobitz, v. 1-3, Lpz., 1907-13; в рус. пер. - Собр. соч., (под ред. и с коммент. Б. Л. Богаевского), М.-Л., 1935; Избр. атеистические произведения. Ред. и вступ. статья А. П. Каждана, М., 1955; Избранное, (М., 1962).

Литература: История др.-греч. литературы, т. 3, М., 1960; Peretti A., Luciano. Un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Luciani Opera, ed. M.D.Macleod, t. 1–3. Oxf., 1972–80;

Lucian, greek text with engl. transl., eds. Α. Μ. Harmon, К.Kilburn, M.D.Macleod, vol. 1–8. Cambr. (Mass.), 1960–72;

Собр. соч. в 2 т., под ред. и с комм. Б.Л.Богаевского. М.–Л., 1935;

Избр. атеистические произведения. Ред. и вступ. статья А. П. Каждана, М., 1955;

Избранное, (М., 1962).

Избранное. М., 1987.

Opera. Ex recogn. Caroli Jacobitz, v. 1-3, Lpz., 1907-13; в рус. пер. - Собр. соч., (под ред. и с коммент. Б. Л. Богаевского), М.-Л., 1935;

Литература:

История др.-греч. литературы, т. 3, М., 1960;

Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis). – ANRW II 36, 5, 1992, p. 3406–3450;

Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians «Hermotimos». – Ibid., S. 3451–3482;

Macleod M.О., Baldwin В. Lucianic studies since 1930. – Ibid., 34, 2, 1994, p. 1362–1421;

Anderson G. Lucian: tradition versus reality. – Ibid., p. 1422–1447;

Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organisé au Centre d'études romaines et gallo-romaines les 30 sept. – 1 oct. 1993, éd. par Alain Billaut. Textes rassemblés avec la collaboration dAndré Buisson. Lyon–P., 1994.

Peretti A., Luciano. Un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС