Лунин Михаил Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лунин Михаил Сергеевич

1870-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Сергеевич Лунин

Портрет М.С. Лунина прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков.

Лунин Михаил Сергеевич (29.12.1787(9.01.1788), Петербург - 3( 15). 12.1845, Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ Иркутской губ.) - декабрист, социальный мыслитель, автор ряда исторических и философских работ. В Союз спасения Лунин вступил в 1817 г. и занимал в декабристском движении радикальные позиции, вплоть до признания необходимости цареубийства. В работе «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (с 1839 г. распространялась в списках; опубликована в «Полярной звезде» в 1859 г. См.: Письма из Сибири. М., 1987. С. 54). Лунин высказывал мысль, что, «действуя на совокупность народную умственною силою, оно успело направить мысли, чувства и даже страсти к цели коренного преобразования правительства». Во время следствия и суда проявил большую твердость. Крепость (1826-1828), каторга (1828-1835), ссылка (1836-1841) и тюрьма (1841-1845) укрепляли его антиабсолютистские настроения, о чем свидетельствуют «Письма из Сибири» (1836-1840). Обращаясь к истории России, он подчеркивал, что усиление рабства здесь происходило со 2-й половине XVIII века, т. е. когда другие страны от него избавлялись. В то же время он констатировал его наличие и в Северной Америке, хотя Соединенные Штаты и провозглашались основанными на началах разума (косвенно Лунин критиковал при этом протестантизм). Выход из отсталости страны Лунин видел в освобождении крестьян от крепостной зависимости. При этом он отмечал, что нет законов, пригодных для всех народов и на все времена, поэтому необходимы опора на здравый смысл и знание обычаев народа. Оценивая перспективы развития политического и социального строя в России. Лунин проявлял критический и одновременно оптимистический настрой. «Опыт доказал, что размножать указы, учреждать новые министерства, изменять чины, плату и мундир чиновников то же значит, что подбеливать сметану. Русские превзошли англичан, отражая завоевателей от родной земли; и должны сравниться с ними в утверждении законов конституционных и народной свободы» (Письма из Сибири. С. 66). В своих философских взглядах Лунин придерживался теистической позиции в рамках католицизма; высшими авторитетами были для него, как видно по «Записной книжке», отцы церкви Августин Блаженный, Василий Великий, а из современников - французские католические философы Ж. де Местр и Ф. Р. Ламенне - с этим связано его критическое отношение к немецкой философии, которую он выводил из протестантской традиции, а также к Вольтеру и Руссо. Вместе с тем в 12 письмах С. Г., М. Н. и М. С. Волконским из Акатуйской тюрьмы, не отрекаясь от своих философских пристрастий, он подчеркивал настоятельность разумного воспитания и действенного просвещения. «Добродетели у нас достаточно; не хватает знаний», — писал он С. Г. Волконскому в 1843 г. (Там же. С. 255). Лунин в основном писал по-французски и выступал как апологет католицизма. Для него характерна трезвость в оценке общественной жизни в России, возможностей ее развития. Опубликовав в Вольной русской типографии важнейшие работы Лунина, Герцен назвал его одним из тончайших и деликатнейших умов.

И. Е. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 351.

Сочинения: Соч. и письма. Пг., 1923.

Литература: Гессен С. Я, Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926; Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л., 1962: 2-е изд. Л., 1985; Эйдельман Н. Я Лунин. М., 1970; Цимбаева Е. П. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века М., 2008; Эйдельман Н. Я. Твой XVIII век. Твой XIX век. М . 2008; Б,mat G. R М S. Lunin: Catholic Dccembrist. The Hague, P., 1976.

Вернуться на главную страницу Лунина

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС