Мануил Вриенний
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мануил Вриенний

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мануил Вриенний

Мануил Вриенний — византийский ученый конца XIII — начала XIV в. Жил в Константинополе, около 1300 г. обучал математике, астрономии и, вероятно, музыке будущего политического деятеля Феодора Метохита. При этом Мануил был далек от академических кругов. Математические и астрономические учения Вриенния отражены в его письме к Максиму Плануду, а также в схолиях к «Альмагесту» Птолемея. Единственное сохранившееся произведение — приписываемая Мануилу трехтомная «Гармоника» — основано на античной традиции. Однако автор трактует материал достаточно независимо и делает выводы, выходящие за пределы своих источников. Наиболее важным источником для Вриенния является неопифагорейская нумерологическая теория музыки. В числе иных источников: труды Никомаха из Герасы, Аристида Квинтилиана, Теона Смирнского и, прежде всего, Птолемея с его теорией восьми тонов, «нюансов», тетрахорд и монохорд. Кроме того, Вриенний активно использовал труды эмпирической школы Аристоксена (IV в. до P. X.). Первый раздел его труда по большей части основан на произведениях этой школы, в то время как второй — на сочинениях неопифагорейцев, а в заключении приводится сопоставление деления тетрахорд. В третьем разделе пифагорейская и аристоксеновская традиции объединяются, и сочинение заканчивается теорией сочинения мелодий. В одном из разделов речь идет о византийских церковных гласах; эта часть иллюстрируется примерами из музыкальной практики времени Вриенния. Трактат Вриенния — это наиболее полная из дошедших до нас кодификаций византийской музыкальной науки. Он свидетельствует о росте интереса к математике в ранний палеологовский период и вносит вклад в повторное открытие античной музыкальной теории в позднем Средневековье. Этот труд высоко ценили как в поздней Византии, так и в Италии в период Возрождения.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.23-24.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

 

 

 

В Византийской империи (которую наши предки более точно именовали "империей ромеев") музыкой занимались ученые. Мануил Вриенний обучал музыке наряду с астрономией и математикой. Музыкальные инструменты в то время (а Вриений жил и творил в XIV в.) были намного проще современных нам, возможности их были ограниченными. Но теория музыки уже тогда находилась на высочайшем уровне, а вот практическое ее исполнение... Иное дело в наше время: каждый желающий любую музыку мп3 может слушать на своем компьютере.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС