Маркхем Клементс Р.
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Маркхем Клементс Р.

1830-1916

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Клементс Маркхем

Парадоксально, но факт, что первые научные труды по истории Перу в строгом смысле этого понятия были написаны иностранцами. Например, хорошо известно имя видного американского историка Уильяма Прескотта с его книгой посвященной истории инков и завоевания Перу испанцами 31.

Менее известен английский исследователь Клементс Р. Маркхем (1830-1916). А ведь он был первым историком, опубликовавшим в 1892 г. обобщающую работу по истории Перу, написанную на уровне развития исторической науки конца XIX века 32. И это неудивительно. Именно Англия после завоевания Перу независимости имела наибольшее влияние в этой стране. Точное знание её истории, культуры и обычаев, конечно, было необходимо для английских торговцев и инвесторов.

Кто же такой Клементс Маркхем? Он родился в 1830 г. в графстве Йорк в Англии. Погиб в 1916 г. в результате ожогов, полученных при пожаре в его

____

31. Prescott W. History of the Conquest of Peru, with a Preliminary View of the Civilization of the Incas. N.Y., 1847.

32. Markham C.R. A History o f Peru. N.Y., 1968 (1 ed. -1892)

[746]

доме. В 1844 г. он поступил на службу в английский военно-морской флот, участвовал в сражениях с пиратами в Средиземном море. Затем он принял участие в научно-исследовательских морских экспедициях, посетив Индию и Перу. С 1856 г. он посвятил себя изучению культуры, языка и истории Перу. Одна из целей его экспедиций внутрь Перу состояла в изучении хинного дерева, семена которого он вывез в азиатские колонии Англии. Первая его книга о Перу была опубликована в Лондоне в 1856 г. 33 Одновременно он изучил язык кечуа, поэзию и легенды инков, одним из первых описав инкские архитектурные памятники в районе Куско. Он перевел с испанского языка многие перуанские хроники, познакомив научный мир с неоценимыми источниками по истории инков и завоевания Перу испанцами. По горячим следам Тихоокеанской войны Маркхем осветил основные этапы этой войны 34. В 1910 г. Маркхем суммировал свои взгляды на инкское государство в книге «Инки Перу» 35. Перечислим и основные работы Маркхема, которые характеризуют его как наблюдательного путешественника, знатока испанского и кечуа языков, внимательного исследователя многоплеменного состава инкской империи 36.

Бесспорно его лучшей книгой является «История Перу», опубликованная в 1892 г., многократно переиздававшаяся на испанском и английском языках. Она не потеряла своей ценности и в наши дни, естественно, если ее использовать с учетом того нового, что выявили историки следующих поколений. Маркхем обладал достаточной подготовкой для написания сквозной, обобщающей истории Перу. Он хорошо знал территорию страны, ее обитателей, их обычаи и культуру, неплохо разбирался в экономике. Он изучил многочисленные хроники периода завоевания, как раз появившиеся в это время, владел языком кечуа. Маркхем в течение почти 40 лет следил за политическими событиями в Перу, был знаком со многими видными деятелями страны периода Войны за независимость и своими современниками - руководителями перуанского государства, как, например, Кастилья-и-Пардо и др.

Книга по истории Перу написана Маркхемом с большой симпатией к стране и ее народам. Он не перестает восхищаться достижениями инков, характером перуанцев, их вкладом в мировую историю. Сочувственно описывает Маркхэм и трагические моменты истории страны, внутренние и внешние катаклизмы, потрясавшие республику.

Впервые в исследовании перуанской истории автор ввел трехчленную периодизацию исторического пути страны - доиспанский период, вице-королевский этап и время независимого существования республики. Это чле-

____

33. Markham C.R. A Journey o f the Ancient Capital o f Peru. L., 1856.

34. Markham C.R. The War between Peru and Chile, 1879 -1882. L., 1882.

35. Markham C.R. The Incas o f Peru. L., 1910.

36. Markham C.R. Lima: A Visit to the Capital Province o f Modem Peru. L., 1856; Idem. Travels in Peru and India while Superintending the Collection o f Chinchona Plants. L., 1862; Idem. Contribution toward a Grammar and Dictionary o f Quechua, the Language o f the Incas o f Peru. L., 1864; Idem. Descriptive List o f Amazon Tribes. L., 1864; Idem. Ollanta: An Ancient Inca Drama, Translated from the Original Quichua. L., 1871; Idem. Rites and Laws o f the Incas. L., 1873; Idem. The Countess o f Chinchon and Vicequeen o f Peru. L., 1874; Idem. Peru. L., 1880; Idem. Peruvian Bark: A Popular Account o f the Introduction o f Chinchona Cultivation into British India, 1860—1880. L., 1880; Idem. Quichua Dictionary. L., 1892. Idem. A History o f Peru, p. 35.

[747]

нение применяется и ныне всеми историками-перуанистами. Иногда первоначальный этап называют доколумбовым (деля на доинкский и инкский), затем выделяют колониальный и республиканский этапы. Но прежде всего, труд Маркхема - это обобщенное исследование, выделяющее наиболее значимые события в истории Перу с четко разработанной периодизацией, написанное великолепным языком. Таких работ, способных увлечь читателя, не так уж и много в историографии по истории Перу.

Маркхем описывает экономическую географию страны, реконструирует инкскую цивилизацию, обращая особое внимание на проявление коллективистской души кечуанского народа - коллективный труд, ремёсла, архитектуру и дороги, празднества, религию, своеобразные методы управления огромной территорией инкского государства, принципы ведения войн. «Перу - одно из немногих государств, в котором прочно и успешно овладела массами одна из форм социализма. Во многих отношениях Перу при инках была похожа на “Утопию” Томаса Мора» - делает вывод Маркхем, подытоживая своё изучение инкской цивилизации 37. Мысль эта, конечно, не нова, да к тому же и вряд ли верная. Она разделялась и разделяется до сих пор многими исследователями. Но если Маркхем с восхищением говорит о достижениях инков и о благотворности инкского правления для народа (и лишь в последней работе об инках, опубликованной в 1910 г., несколько сдерживает свой неумеренный восторг), то многие нынешние историки, в том числе и отечественные 38, достаточно необоснованно подчеркивают деспотизм и жесткую дисциплину инкской империи, из-за этого, по их мнению, и погибшей. Они сознательно игнорируют, что в инкском государстве люди не умирали от голода, а правители организовывали труд и хранение продуктов на случай всякого рода катастроф, неурожаев и боевых действий. Особое удивление Маркхема вызывало именно это создание инками, как бы теперь сказали, стратегических запасов продуктов питания, одежды и инструментов, которыми население в случае необходимости могло обеспечиваться властями. Никто не голодал в инкской империи, замечает автор: «Так что мечта социалистов стала реальностью в той общественной системе, которая возникла и расцвела при правлении инков» 39.

Труд Маркхема проникнут антииспанизмом. Автор с подозрением и осуждением рассматривает конкисту, да и вообще не жалует период колониальной истории Перу в целом. Убийство испанцами Атауальпы Маркхем считает вероломным - ведь судебное разбирательство «преступлений» последнего Инки было откровенным фарсом 40. Расправу над Инкой Маркхем объясняет вполне прагматическими планами Писарро захватить столицу инкского государства Куско, с падением которой «пала великая и мощная империя инков и с нею удивительная система правления, которая благоприятствовала счастью миллионов людей на протяжении многих поколений» 41. Маркхем оценивает конкисту как «зловещий танец и вакханалию убийц на трупе прекрасной жертвы».

________

37. Markham C.R. A History o f Peru. Р. 35.

38. Берёзкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л., 1991.

39. Markham C.R. A History o f Peru. P. 39.

40. Ibid. P. 83.

41. Ibid. P. 93.

[748]

Впрочем вместе с тем Маркхем признаёт героизм и смелость конкистадоров и даже в какой-то степени оправдывает казнь Атауальпы как возмездие за смерть законного Инки - Уаскара.

Как мы уже говорили, Маркхем крайне негативно оценивает колониальное владычество Испании в Перу.

И в этом он не одинок. Ведущие перуанские историки второй половины XIX века Мануэль Мендибуру и Мариано Пас Сольдан столь же негативно относились к Испании. Маркхем приводит многочисленные факты сознательного уничтожения испанцами всякой памяти об инкской истории.

Не прошло мимо его внимания обезлюдение страны, в результате чего индейское население Перу сократилось за короткое время в 10 раз 42.

«Эта жестокая политика, - пишет Маркхем, - привела к успеху. Надеж[1]да народа на какое-либо улучшение в будущем была подрублена под корень. В течение 200 лет он покорялся своей судьбе» 43. «Вице-короли делали всё возможное, чтобы разорить колонию, удовлетворяя требования метрополии. Из Перу постоянно шёл поток товаров и золота, а колония ничего не получала взамен» 44. Самый знаменитый из вице-королей Перу Франсиско Толедо мало того, что уничтожил последнего Инку Тупак Амару, но и создал «жестокую и глупую машину подавления свободы мысли путём пыток и убийств» (т.е. допустил в Перу инквизицию. - И.Я.) 45. Всё это верно. Но Маркхему как-то не приходит на ум, что подобную же жестокость допускали и английские колонизаторы, уничтожившие в Северной Америке большинство индейцев, развязавшие опиумные войны в Китае, морившие голодом индийцев и т.д. Маркхем, конечно, прав, говоря, что законы метрополии о защите индейцев на деле игнорировались в колониальном Перу. В обоснование этого своего тезиса он приводит достаточно сведений о восстаниях индейцев. Показательно, что восстанию Тупак Амару II в 1781 г. английский историк отводит целую главу. Именно это последнее восстание показало, что колониальный режим прогнил до основания, что он по-прежнему удерживается лишь при помощи террора. Испанские каратели уничтожили более 80 тысяч восставших индейцев и метисов 46. Потрясающее

______

42. Ibid. Р. 192.

43. Ibid. Р. 156.

44. Ibid. Р. 161-162.

45. Ibid. Р. 171.

46. Ibid. Р. 207-208.

[749]

описание мученической смерти Тупак Амару, растерзанного четырьмя лошадями в присутствии сына Инки Фернандо и огромной толпы скорбящих индейцев, относится к лучшим страницам книги Маркхема.

Войну за независимость Маркхем вполне резонно характеризует как революцию, направленную против почти 300-летнего угнетения страны метрополией. Он целиком на стороне революционеров, приводя достоверные цифры многовекового грабежа перуанцев Испанией. Маркхем цитирует отчет вице-короля Перу метрополии за 1817 г., в котором констатируется, что правительство находится как на вулкане. Индейцы ненавидят власть короля, помнят своих инков и поддерживают метисов в их заговорах 47. Маркхем оценивает деятельность неперуанских каудильос и освободителей Перу с точки зрения перуанцев. Он превозносит перуанских либертадорес, как, например, Луну Писарро и Рива-Агуэро, боровшихся за независимость еще до прибытия Хосе де Сан-Мартина. Маркхем, как и другие перуанские историки и политические деятели, осуждает «иностранное» вмешательство, продление диктатуры Симона Боливара и его «фарса с отказом от диктатуры». Маркхем вынужден признать заслуги Боливара в освобождении Перу, но с еще большей силой, не имея иных аргументов, обрушивается на его «амбициозность, лицедейство и безмерную жажду абсолютной власти» 48. И наоборот, Маркхем расточает похвалы Сан-Мартину, в особенности, видимо, потому, что в его армии и во флоте на командных постах были англичане, к примеру вице-адмирал Кохрейн и генерал Миллер. К тому же Сан-Мартин опирался на влиятельных перуанских либералов Луну Писарро и Рива-Агуэро, учитывал интересы умеренных слоев перуанской элиты. «Поэтому, - по мнению Маркхема, - иностранные вожди и диктаторы не были нужны стране, а интриги Боливара могли угрожать бедствиями Перу. Сан-Мартин всей душой был привержен благородному делу, а Боливар действовал главным образом в силу личных амбиций» 49.

Это довольно наивное представление о Боливаре и Сан-Мартине игнорирует главное различие между двумя путями освобождения Перу от испанского ига. Сан-Мартин хотел в первую очередь наладить сотрудничество с роялистами и консерваторами - сторонниками независимости на путях создания монархии. А Боливар вел освободительную войну революционными методами, выступал за установление республики и единство латиноамериканских стран, против узкого сепаратизма перуанской элиты, чуть было не обрекшей страну на поражение от роялистов. История доказала, что Боливар был прав. Между прочим Маркхем не видит социально-классовых причин изнурительно тяжкого пути Перу к независимости. Тогда бы было ясно, почему Сан-Мартин столь нерешительно вел боевые действия против роялистов, обуздывал размах партизанской войны, боясь самостоятельной роли в Войне за независимость народных масс.

Единственным отрицательным следствием Войны за независимость Маркхем считает засилье военных в политической жизни страны 50. Он сторон-

____

47. Ibid. Р. 237.

48. Ibid. Р. 264-265.

49. Ibid. Р. 265.

50. Ibid. Р. 291.

[750]

ник либералов и демократии в викторианском духе. И все же он не столь категоричен. Положительные черты он находит даже у таких диктаторов, как Агустин Гамарра, который, по словам исследователя, «не знал иных способов решать политические вопросы, кроме силы». Он поет гимны патриоту Салаверри, якобы «романтику», но на самом деле попытавшемуся укрепить систему рабства в Перу 51. Президент Рамон Кастилья, которого Маркхем лично знал, конечно, виновен в расточительстве доходов от гуано и селитры, но при нем, с точки зрения нашего автора, «царил закон» 52. Хотя и здесь наш автор не совсем прав. Безумное расточительство средств, полученных в результате продажи гуано, происходило все-таки главным образом при преемнике Кастильи президенте Хосе Эченике (1851-1855). В конечном счете Маркхем даже пытается убедить читателей, что, несмотря на пребывание военных у власти в первые полвека существования республики, страна наслаждалась миром 45 лет. Перуанский историк начала XX века Немесио Варгас опроверг эту точку зрения в VII томе своей «Истории независимого Перу» (1916 г.), отметив, что только в 1821-1830 гг. произошло 33 революции, мятежа и пронунсиамьенто, в результате которых погибло около 30 тыс. человек, затрачены огромные средства на вооружение и личный состав армии, нанесен значительный ущерб имуществу граждан 53.

Высоко оценивает Маркхем деятельность Андреса Санта-Круса по созданию Перуано-боливийской конфедерации (1836-1839), видимо потому, что ее активно поддерживали английские консулы и посланники в Перу и Боливии. Однако он не видит ни экономических, ни политических, ни международных причин падения Конфедерации, сведя все к заговорам «некоторых политических деятелей Перу» 54. Вообще, пытаясь раскрыть перипетии политической истории республики, Маркхем ограничивается описанием лиц, а не процессов, господствующих экономических интересов, социальных выступлений в городе и на селе.

Говоря о гуано как о внезапно свалившемся подарке судьбы, способствовавшем миру и процветанию страны, Маркхем тем не менее отмечает, что «этот временный источник доходов на деле оказался проклятием для страны» 55.

С негодованием Маркхем описывает захват Испанией в 1864 г. островов Чинчас, где добывалось тогда главное богатство Перу - гуано. Но почему-то он умалчивает о бомбардировке Арики английской эскадрой в 1844 г., поддерживавшей консерватора Виванко против Кастильи. Не пишет ничего Маркхем и о засилье Англии во внешней торговле Перу, о нажиме Англии на правительство Кастильи, требующей срочно выплатить внешний долг за счет доходов от гуано, и т.п. А о том, что на долю англичан досталась заметная доля выручки от продажи гуано, что Англия стала основным кредитором Перу, мы в книге Маркхема не найдем ни слова.

Безусловное осуждение Маркхема вызывает агрессия Чили против Перу и Боливии в 1879-1883 гг. С точки зрения Маркхема, причиной войны были

_________

51. Ibid. Р. 321.

52. Ibid. Р. 340-345.

53. См.: Porras B.R. Fuentes historicas peruanas. Lima, 1968. P. 510.

54. Markham C.R. A History o f Peru. P. 230.

55. Ibid. P. 344.

[751]

«хищнические амбиции чилийской олигархии, которая уже давно угрожала войной Перу и жадно взирала на богатства, извлекаемые из селитряных месторождений (Тарапаки)». Чилийский министр иностранных дел позднее в ходе войны признавался, что «селитра Тарапаки является действительной и прямой причиной войны». И Маркхем добавляет: «Целью Чили было завоевание. Перуанцы защищали свою родину. Это - самая благородная и самая глубокая причина, вследствие которой человек может взять в свои руки меч» 56.

Подробно осветив ход войны, Маркхем указывает главные причины поражения Перу - внезапность нападения, неравенство в вооружениях, неготовность к современной войне, что привело к тому, что перуано-чилийская война стала «собственно не войной, а массовым убийством» плохо вооруженных Перуанцев 57. Вполне сочувствуя перуанцам, Маркхем не упоминает, что чилийскую агрессию направляла и субсидировала Англия, выступавшая против перуанской государственной монополии на селитру. Перу не смогла добиться закупок вооружения в Европе, натолкнувшись на противодействие Англии. Американский госсекретарь У. Блейн недаром говорил в то время, что война Чили против Перу - это не война чилийцев с перуанцами, а война Англии против Перу ради селитры. Кстати, все месторождения селитры оказались в руках английского авантюриста Норта, не принеся никаких выгод самим чилийцам.

Столь же поверхностным является анализ Маркхемом печально знаменитого договора Грейса (1890), когда правительство президента Андреса Касереса было вынуждено передать под контроль англичан почти всю экономику страны в связи с невозможностью выплаты внешнего долга английским держателям облигаций внешнего долга Перу 58.

Одну из глав Маркхем посвятил рассмотрению культуры Перу - ее писателям, историкам, публицистам. Он высоко оценивал работы Франсиско Вихиля, Мануэля Мендибуру, Рикардо Пальмы. Особое внимание он уделил индейскому фольклору, проанализировал переведенную им на английский язык индейскую драму «Ольянтай», признав ее инкское происхождение. Впрочем еще Рикардо Пальма установил, что драма написана по нормам, свойственным авторам европейских пьес. И лишь сюжет мог быть извлечен из инкских преданий. Да и в этом Рикардо Пальма сомневался.

Эта работа Маркхема как целостное и достаточно подробное и последовательное изложение перуанской истории послужила своего рода образцом для историков последующих поколений, как перуанских, так и иностранных. В ней затронуты основные проблемы исторического развития страны. Конечно, вряд ли мы сегодня можем сказать, что они решены полностью, верно и окончательно. Но начало систематическому научному изучению Перу было положено. В этом ценность исследования Маркхема, современность звучания и значимость многих выводов автора истории Перу.

_____

56. Ibid. Р. 374. 382, 386, 381.

57. Ibid. Р. 407.

58. Ibid. Р. 436-438.

[752]

Цитируется по изд.: История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли [5 том]. М., 2010, с. 746-752.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель)

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС