Маурер Георг Людвиг фон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Маурер Георг Людвиг фон

1790-1872

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Георг Людвиг фон Маурер

Маурер (Maurer), Георг Людвиг фон (2.XI.1790 - 9.V.1872) - немецкий историк, создатель марковой теории (см. Общинная теория). Профессор права в Мюнхенском университете (с 1826). Занимал высшие посты в судебном ведомстве в Баварии. В 1832-1834 годы - один из регентов при греческом короле Отто Виттельсбахе. В феврале - ноябре 1847 года возглавлял баварское правительство (был министром иностранных дел и юстиции); после отставки, вызванной конфликтом с придворными кругами, постепенно отошел от активной политической деятельности, оставаясь до конца жизни членом баварского государственного совета. Политические взгляды Маурера не выходили за рамки конституционного монархизма, сочетавшегося с требованием широкого местного самоуправления, которое должно было основываться, по мнению Маурера, на исконных для германцев общинных принципах. В сохранении и приспособлении к современным условиям этих принципов Маурер видел главное средство предотвращения революционных переворотов. В середине 50-х годов Маурер изложил основные положения своей теории развития социальных отношений и политического строя средневековой Германии. По Мауреру, исходным пунктом истории немецкого народа был социальный порядок, при котором господствовала коллективная собственность на землю и совместная ее обработка, отсутствовало государство, а функции управления общественными делами осуществлялись Марковыми (общинными) организациями, основанными на равенстве и равноправии всех свободных людей. Со времени крушения Римской империи и прекращения передвижения германских племен совершается переход к постоянной обработке отдельными семьями выделенных в их пользование участков общинной земли при сохранении совместно используемых неподеленных земельных угодий. Эти участки постепенно превращаются в собственность таких семей, которые входят в марковые организации, сохраняющие верховную собственность над всей землей. Начинается процесс социальной дифференциации свободных общинников, в ходе которого развивается вотчина, поглощавшая наделы простых свободных людей, терявших личную свободу. Главной проблемой всей социально-экономической истории средних веков являлась, по Мауреру, проблема взаимоотношения вотчины и свободной общины - марки. До тех пор, пока марковый строй удерживал свои позиции в качестве противовеса вотчинному строю, между вотчиной и общиной, при всех столкновениях и противоречиях, в конечном счете поддерживалась определенная гармония интересов; но в конце концов победил вотчинный строй. Во взаимоотношениях вотчины и общины огромная роль принадлежала государству. Оно возникло в результате передачи ряда функций, ранее осуществлявшихся общинными организациями, в руки короля - бывшего племенного вождя, в собственность которого перешли обширные фонды неподеленной общинной земли. Отмечая активное содействие росту вотчин королевской власти, Маурер в то же время усматривал в ней естественную союзницу свободных общин. Лишь со времени разрушения этого союза вотчина окончательно подчинила общину-марку, а германские короли утратили свою социальную опору и не могли сохранить государственное единство страны. Полный упадок общинной свободы и торжество вотчинников не только привели к окончательному упадку королевской власть, но и породили крестьянскую войну 16 века и последовавшее за ней усиление феодального гнета.

К. Маркс и Ф. Энгельс тщательно изучали труды Маурера, усматривая их значение не только в огромном материале по истории общинного строя, но и в доказательстве положений о господстве у германцев на заре исторического развития общинных организаций, о коллективной собственности на землю как исходном пункте развития аграрных отношений у древних германцев, об отличии древнего общинного строя от государства. Однако взгляды Маркса и Энгельса не тождественны с концепцией Маурера, как это утверждали некоторые теоретики 2-го Интернационала (О. Бауэр, Г. Кунов) и буржуазные историки (Г. Белов, Э. Майер, В. Эрнст). Говоря о своей статье "Марка", Энгельс указывал, что "...в ней не просто извлечения из Маурера, но и косвенная критика его взглядов, а также много нового" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 349). Он отмечал в качестве слабых сторон исторического метода Маурера: смешение исторических свидетельств различных эпох, остатки юридической узости, недооценку роли насилия, слишком прямолинейное представление о прогрессе (см. там же, с. 105).

С конца 19 - начала 20 века представители "критического направления" в буржуазной медиевистике начали подвергать критике теорию Маурера; отвергнув ее положительные элементы, они противопоставили им тезисы об извечности частной собственности на землю, исконности вотчинных отношений и т. д. Вместе с тем историки этого направления показали несостоятельность некоторых приемов, присущих мауреровской методике истолкования и использования исторических источников (в частности, такое использование им сравнительно-исторического метода, которое исходит из представления о неизменности таких категорий, как община).

А. И. Данилов. Томск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Италии (биографический справочник)

Сочинения:

Geschichte des altgermanischen und namentlich altbayerischen öffentlich-mündlichen Gerichtsverfahrens, Hdlb., 1821; Geschichte der Markenverfassung in Deutschland, Erlangen, 1856; Geschichte der Fronhöfe, der Bauernhöfe und der Hofverfassung in Deutschland, Bd 1-4, Erlangen, 1862-63; Geschichte der Dorfverfassung in Deutschland, Bd 1-2, Erlangen, 1865-66; Geschichte der Städteverfassung in Deutschland, Bd 1-4, Erlangen, 1869-71; Denkwürdigkeiten des bayerischen Staatsrats G. L. von Maurer, hrsg. von K. Th. Heigel, Münch., 1903; в рус. пер. - Введение в историю общинного, подворного, сел. и гор. устройства и обществ. власти, М., 1880.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 320-45, 403, 417, т. 21, с. 96, 140, т. 32, с. 36-38, 41, 43, т. 35, с. 105-07, 308, 349, 379; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии конца XIX - нач. XX в., (М., 1958); Bader K. S., Studien zur Rechtsgeschichte des mittelalterlichen Dorfes, Tl 2, Weimar, 1962, S. 130-38.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС