Максимов Сергей Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Максимов Сергей Сергеевич

1916-1967

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Сергеевич Максимов

Максимов (настоящая фамилия Пашин) Сергей Сергеевич [ 1(14).7.1916, с.Чернопенье Костромского уезда Костромской губ.— 13.3,1967, Лос-Анджелес] — прозаик, драматург, поэт.

Родился в семье сельского учителя. Дед Максимова со стороны матери в молодости бурлачил, мужчины в семье служили лоцманами и капитанами на волжских судах.

В 1923 семья переехала в Москву.

Максимов рано пристрастился к литературе. В 15-летнем возрасте он уже выступал с небольшими публикациями в журналах «Мурзилка» и «Смена».

В 1934 поступил в Литературный институт им. А.М.Горького.

Весной 1936 был арестован за антисоветскую деятельность и приговорен к 5 годам лишения свободы. Срок отбывал в лагерях Печоры.

В 1941, находясь после освобождения в ссылке в г.Калуге (по др. данным — в Смоленске), Максимов, не имевший паспорта, был лишен возможности эвакуироваться и оказался на оккупированной территории. Здесь он опубликовал сб. стихов и повесть «Сумерки» под псевдонимом Сергей Широков. Арестованный гестапо, Максимов после 6 месяцев тюрьмы был отправлен на работы в Германию.

В 1943 жил в Берлине, сотрудничал с Восточным отделом министерства пропаганды «Vineta» и эмигрантской газете «Новое слово», писал рассказы на темы лагерной жизни. Тираж вышедшего в Лейпциге сборник «Алый снег» был утрачен во время бомбардировки города.

Перед окончанием войны Максимов оказался в Гамбурге, поэтому избежал насильственной репатриации. В лагере для перемещенных лиц Ди-Пи им был написан роман «Денис Бушуев» — первая часть главного произведения Максимова.

В 1949 роман был опубликован в журнале «Грани», основанном представителями «второй волны» русской эмиграции (выходил во Франкфурте-на-Майне в издательстве «Посев»).

С 1946 Максимов входил в редколлегию журнала.

В 1950 роман вышел отдельной книгой, был переведен на несколько европейских языков, став значительным явлением литературной жизни эмиграции. Книга была тепло встречена зарубежной русской критикой. Высокую оценку «Денису Бушуеву» дали Б.Зайцев. М.Карпович, М.Алданов. Взыскательный И.Бунин писал молодому автору: «Вы несомненно талантливы. В романе Вашем много страниц интересных, своеобразных, есть лица оригинальные и хорошо изображенные, так что вполне искренно могу пожелать Вам успеха в дальнейшей художественной работе» (Цит. по: [Предисл. издательства] // Максимов С. Денис Бушуев. Т.1. 2-е изд. Посев, 1974).

«Денис Бушуев» — семейно-бытовой роман, действие которого разворачивается на Верхней Волге в годы коллективизации и сталинских репрессий. В центре повествования, все нити которого стянуты к селениям на берегу великой русской реки, драматичные судьбы семей Бушуевых, Ахтыровых и Белецких — представителей московской интеллигенции. Автор показывает, как происходило прозрение людей. Остроту и занимательность фабуле романа придает захватывающая любовная интрига (Мустафа Ахтыров — Манефа, его жена,— Денис Бушуев). Критик Ю.Большухин писал о «Денисе Бушуеве» и его авторе: «Большая и емкая литературная форма, именуемая романом, для Максимова — природная среда. В ней ему просторно и легко, фабульные перипетии развиваются как бы сами собой, сюжет движется естественно и закономерно, действующие лица — совершенно живые люди, и речь их живая, и авторская речь никогда не звучит отчужденно от жизни, наполняющей роман, а слита с нею воедино.

...Короче говоря, "Денис Бушуев" написан целиком в традиции русского романа» (Большухин Ю. Обретшие слово: [послесл.] // Максимов С. Главы из романа. Литературное зарубежье: сб.-антология. Мюнхен, 1958).

В 1949 Максимов переехал в США. В нью-йоркском издательстве им. А.П.Чехова он выпустил 2 сборника рассказов о жизни заключенных в советских концентрационных лагерях — «Тайга» (1952) и «Голубое молчание» (1953). В последний, помимо рассказов, вошли также стихи и пьесы Максимова. На фоне девственной тайги в рассказах Максимов вырастает запоминающаяся галерея жертв политического террора и их жестоких мучителей. Сюжеты максимовских рассказов с очерковой достоверностью воспроизводят конкретные случаи или эпизоды из лагерных мытарств автора. Важная роль в описании отводится характерной подробности, бытовой детали. Лагерная проза Максимова очень близка прозе А.Солженицына и В.Шаламова, автора «Колымских рассказов», появившихся позднее. Максимов сосредоточивает внимание на жестокости, бесчеловечности и абсурдности происходящего. В лагерных карцерах не было людей. Здесь были звери. Звери-заключенные, звери-энкавэдисты. Здесь не было законов и правил, заключенные стремились только к одному — выжить; энкавэдисты стремились усилить и без того невыносимый режим («Сто шестидесятый пикет»). В рассказе «Пианист» (из сб. «Тайга») известный московский музыкант Всеволод Фёдорович, «честный, покорный судьбе русский человек, попавший в лагерь "за здорово живешь"», старательно выполнявший любую каторжную работу и берегший свои руки, мечтавший после освобождения снова играть, получает циничный отказ начальника лагпункта на свою просьбу о переводе на другую работу. Через день пианисту бревном искалечило руку. Описывая жестокость палачей и протесты их жертв, Максимов стремится провести мысль о том, что эта жестокость не могла вытравить в человеке веру в победу доброго начала над злом.

В 1956 вышел 2-й том романа «Денис Бушуев» под названием «Бунт Дениса Бушуева», в котором как бы предвосхищается трагическая судьба талантливых советских писателей-диссидентов. По отзывам критики, 2-я книга романа уступает по художественным достоинствам 1-й (рыхлая композиция и др.), однако демонстрирует мастерство Максимов в изображении цельных человеческих характеров. Писателя влекло к натурам гордым, сильным, способным на самопожертвование (молодой литератор, бунтарь Денис Бушуев, человек с «огневой бурлацкой буйной душой»; его дед Северьян, взявший на себя грех возлюбленной своего внука Манефы и добровольно пошедший на каторгу за ее преступление; строптивый председатель колхоза Мустафа Ахтыров, бросивший смелый вызов охранителям тоталитарной власти и поплатившийся за это).

Помимо прозы, Максимов обращался к драматургии. Об этом свидетельствуют его пьеса «Семья Широковых» (1956), в центре которой допрос репрессированного генерала и его зятя, арестованных по ложному обвинению в шпионаже. В основу одноактной пьесы «В ресторане» (1956) лег эпизод из эмигрантской жизни. После выхода в свет 2-й части романа «Денис Бушуев» Максимов ничего не публиковал. Он переехал в Калифорнию, жил без определенных занятий. Тяжелая болезнь — алкоголизм, вызванный трагическим прошлым, и острая ностальгия преждевременно оборвали жизнь Максимова — одного «из самых одаренных писателей второй эмиграции» (Казак В. Лексикон русской литературы XX в. М., 1996. С.248).

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 508-510.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Денис Бушуев. Limburg, 1949; 2-е изд. 1974;

Тайга. New York, 1952;

Голубое молчание: Рассказы. Стихи. Пьесы. 1951;

Бунт Дениса Бушуева. New York, 1956.

Литература:

Предисловие издательства // Максимов С. Бунт Дениса Бушуева. New York, 1956. С.9-14.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС