Мейерхольд Всеволод Эмильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

1874-1940

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Последние минуты В.Э. Мейерхольда.
Портрет работы художника
Ильи Бройдо.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874- 1940) - актер, театральный деятель, один из реформаторов театра, режиссер, народный артист Республики (1923). С 1898 г. - актер МХТ, затем актер и режиссер в Херсоне, Николаеве, Петербурге. С 1920 по 1938 г. возглавлял театр в Москве (с 1923 г. - Театр им. Мейерхольда - ТИМ, с 1926 г. - Государственный театр им. Мейерхольда - ГОСТИМ). Репрессирован. Реабилитирован в 1955 г.

Материалы из в кн.: Иван Михайлович Майский. Избранная переписка с российскими корреспондентами. В двух книгах. Книга 1. 1900-1934. М., Наука, 2005.


Елагин. Мейерхольд - http://www.russianculture.ru/Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза-1940, Москва) - режиссер. Родился в семье предпринимателя. С детства превыше всего ставил музыку, театр, книги и поэтому во 2-й Пензенской гимназии трижды оставался на второй год. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университа, но уже на следующий год оставил его ради Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1898 был приглашен В.И. Немировичем-Данченко в труппу Московского Художественного театра, где приобрел амплуа острохарактерного актера. В 1902 Мейерхольд стал организатором и режиссером "Товарищества новой драмы", занимаясь формированием условного символистского театра. В 1906 был гл. режиссером в театре В.Ф. Комиссаржевской. С 1908 работал в Александрийском и Мариинском театрах, войдя в круг Петербург, лит. элиты и понимая спектакль, как изысканное праздничное, гротесковое действо. После Октябрьской рев. выехал по болезни в Крым, где арестованный А.И. Деникиным сидел в Новороссийской тюрьме, ожидая военно-полевого суда. Выпущенный на поруки стараниями друзей, Мейерхольд остался цел, т.к. в город вошли красные. Вечный экспериментатор, Мейерхольд создал новый рев. театр, который он возглавлял с 1920 по 1938. Это был народный площадной театр, публицистически острый, зрелищный и условный, как всякое искусство. А.К. Гладков вспоминал ощущение "какого-то необычного единства этой афишно-плакатной фонетики с широкими, пустоватыми коридорами... открытыми сценическими конструкциями: этими лесенками, мостиками, движущимися кругами, колесами, мельницами. Занавеса нет. Входишь и видишь это сразу на фоне неоштукатуренной кирпичной стены". Постановками "Мистерии-буфф", "Клопа", "Бани" В. В. Маяковского, "Мандата" Н.Р. Эрдмана, "Ревизора" Н. В. Гоголя и др. театр Мейерхольда приобрел громкую славу. Идеально соответствуя духу коммунистической утопии в первые годы деятельности, Мейерхольд своим искусством все более расходился с новой социалистической реальностью. В 1938 театр был закрыт, в 1939 Мейерхольд был репрессирован.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Исторический словарь:

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874—1940) — советский деятель культуры, актер и режиссер, педагог, народный артист России (1923).

Театральную деятельность начал в 1898 г. в Московском Художественном театре, который покинул в 1902 г., так как его не удовлетворяла система К. С. Станиславского. В 1902—1905 гг. — режиссер и актер передвижной труппы (с 1903 — «Театр новой драмы»), работавшей в провинции. В 1906—1907 гг. — главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. В 1908—1917 гг. работал в Мариинском и Александринском императорских театрах (Петербург), ставил драматические и балетные спектакли, в 1910 г. исполнил партию Пьеро в балете М. М. Фокина «Карнавал». В 1911 г. в театре Шатле (Париж, Франция) поставил балет «Пизанелло» и приобрел европейскую известность. С 1914 г. под псевдонимом Доктор Дапертутто руководил экспериментальной работой студии в Петрограде. В 1914—1916 гг. — редактор-издатель журнала «Любовь к трем апельсинам».

Искренне принял Октябрьскую революцию 1917 г. — руководил театральным отделом Наркомпроса (ТЕО): заместитель заведующего петроградского отделения ТЕО (1918—1919), заведующий ТЕО (1920—1921); возглавил движение «Театральный Октябрь» (1920); основал революционный театр (1920, с 1923 — Театр им. Мейерхольда) и руководил существовавшей при нем школой. Ставил революционно-митинговые спектакли («Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, 1918; «Зори» Э. Верхарна, 1920 и др.), классические пьесы XIX в. («Лес» А. Н. Островского, 1924; «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926; «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934), а также драматические произведения советских авторов, в том числе сатирические — «Клоп» В. В. Маяковского (1929).

Развивал символическую концепцию «условного театра», стремился вернуть театру яркость и праздничность, используя приемы русского балагана и итальянской комедии, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра, экспериментировал с театральным реквизитом и декорациями. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное воплощение принципы конструктивизма.

В середине 1930-х гг. пересмотрел свое критическое отношение к системе К. С. Станиславского, выступил с докладом «Мейерхольд против мейерхольдовщины» (1936). После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) был привлечен К. С. Станиславским к работе в руководимом им оперном театре.

В 1939 г. был репрессирован; реабилитирован посмертно.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 307-308.

Фотография Мейерхольда (справа) перепечатывается с сайта http://www.russianculture.ru/


Литература:

Зингерман Б. Вокруг Мейерхольда//Театр. 1993. № 1; Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.

Далее читайте:

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 23 июня 1924 г.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 7 октября [1924]

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 17 апреля 1926 г.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 31 января 1931 г.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 25 декабря 1931 

В.Э. Мейерхольд - И.М. Майскому. 7 августа 1933 г.

В.Э. Мейерхольд - А.А. и И.М. Майским. 31 августа 1933 г.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 10 сентября 1933 г.

Письмо Н.П. Охлопкова в Военную прокуратуру СССР о необходимости «реабилитации» творчества В.Э. Мейерхольда, 26 сентября 1955 г.

Записка Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретаря ЦК КПСС о необходимости внесения уточнений в оценку творческой деятельности В.Э. Мейерхольда, 7 июля 1956 г.

Юрий БАРАНОВ. Лицо во весь экран. (О Мейерхольде и мейерхольдовщине).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС