Мережковский, Дмитрий Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мережковский, Дмитрий Сергеевич

1865-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Сергеевич Мережковский

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866—1941) — российский деятель культуры, писатель, поэт, переводчик, литературный критик, историк, религиозный философ-мистик.

Первый сборник — «Стихотворения. 1883—1887» — издал в 1888 г., второй — «Символы» в 1892 г. Его доклад и опубликованная книга «О причинах Упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) отстаивали принципы символизма и модернистского обновления искусства в противовес реализму, стали эстетической декларацией и одним из первых программных документов русского декадентства. Наиболее известна его трилогия «Христос и Антихрист» (1895—1905), пронизанная мистической идеей о вечной борьбе христианства и язычества. Свои общественно-политические воззрения выразил в публицистическом памфлете «Грядущий хам» (1906), вызванном Революцией 1905—1907 гг. В сочинениях, основанных на историческом материале («Александр I», 1911 — 1912 и др.), дал свое понимание мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». В литературоведческих исследованиях («Л. Толстой и Достоевский», кн. 1—2, 1901 — 1902; «Гоголь и чорт», 1906) трактовал творчество писателей в религиозно-идеалистическом духе. Отрицательно относился к творчеству А. М. Горького.

С 1900 г. — один из основателей Религиозно-философского собрания, позже преобразованного в Религиозно-философское общество. Участвуя в журнале «Новый путь» (1903—1904), проповедовал «новое религиозное сознание», что вызвало резкую отповедь со стороны Г. В. Плеханова. Принимал участие в формировании идеологии кадетов, поддерживал связи с эсерами.

Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., но Октябрьскую революцию 1917 г. встретил враждебно и в 1920 г. эмигрировал в Польшу, затем во Францию. В 1927 г. организовал религиозно-философское общество «Зеленая лампа».

В 1920—1930-х гг. обратился к жанру историософского трактата и биографического эссе, писал стихи, романы и религиозно-философские статьи, отразившие его антисоветские взгляды и эзотерические искания («Тайна трех. Египет и Вавилон», 1925; «Рождение богов. Тутанхамон на Крите», 1925; «Тайна Запада. Атлантида — Европа», ч. 1—2, 1930; «Лица святых. От Иисуса к нам», вып. 1—4, 1936—1938; «Данте», т. 1—2,1939). Находясь во Франции во время Второй мировой войны 1939—1945 гг., занял коллаборационистскую позицию по отношению к нацистским оккупантам. В 1941 г. выступил на радио, сравнив А. Гитлера с Жанной д Арк. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию, но из-за симпатий к фашистам (посвятил Б. Муссолини книгу «Данте»), так и не получил ее.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 311-312.


Вернуться на главную страницу Мережсковского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС