Мицкевич Адам
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мицкевич Адам

1798-1855

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Адам Мицкевич

А. Мицкевич Художник И. Шмеллер. 1829

Мицкевич Адам (1798/1855) — польский поэт. Произведения Мицкевича «Конрад Валленрод», «Дзяды» и другие во всей полноте отражают романтическую эстетику и романтическое мирочувствование. К переводам произведений Мицкевича обращались многие русские поэты и искусствоведы XIX и XX веков.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.


Мицкевич (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798 - 26.XI.1855) - польский поэт и деятель освободительного движения. Родился близ Новогрудка в семье обедневшего шляхтича. В 1815-1819 годы учился в Виленском университете, в 1819-1823 годы - преподаватель в Ковно. Выслан из Литвы (1824) в глубь Российской империи за участие в патриотических организациях молодежи («филоматов» и «филаретов»). С 1829 года - в эмиграции. Первые произведения Мицкевича, проникнутые демократическими и освободительными мотивами, усилившимися в годы пребывания в России (1824-1829), стали наиболее ярким проявлением польского романтизма. Сближение с декабристами и Пушкиным оставило большой след в жизни Мицкевича, ставшего убежденным сторонником идеи революционного союза народов России и Польши. Созданные им после поражения восстания 1830-1831 годов 3-я часть «Дзядов» (1832), «Пан Тадеуш» (1834) проникнуты верой в конечный успех освободительной борьбы польского народа. Эту веру и демократические идеалы Мицкевич выразил на страницах газеты "Pielgrzym polski" (Париж, 1832-33). В 40-х годах, подпав под влияние мистика А. Товяньского, пережил тяжелый кризис, проникся идеями мессианизма и почти совсем прекратил художественное творчество. В годы эмиграции занимался проблемами литературы, культуры и истории славянских народов. В 1848 году Мицкевич организует в Италии польский республиканский легион. Редактировал газету "La tribune des peuples" (Париж, 1849), международный орган революционного, утопически-социалистического направления, где опубликовал много ярких публицистических произведений. Газета подверглась преследованиям правительства Луи Бонапарта. Умер в Константинополе, куда поехал знакомиться с польскими военными формированиями.

И. С. Миллер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Мицкевич Адам (1798-1855)

Он между нами жил
Средь племени ему чужого; злобы
В душе своей к нам не питал, и мы
Его любили. Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами
И песнями (он вдохновен был свыше
И свысока взирал на жизнь).
Нередко Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта...

Эти стихи были написаны уже тогда, когда Пушкин и Мицкевич оказались в разных политических лагерях. Тем яснее сказывается в них то уважение, которое питал Пушкин к личности Мицкевича.

В конце 1824 года молодой поэт Адам Мицкевич был выслан из Литвы за принадлежность к виленским тайным политическим кружкам. Он был в Крыму, в Одессе, в Москве, в Петербурге; дружески сблизился с А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым, Е. А. Баратынским и П. А. Вяземским, а также с братьями Полевыми. Все, по свидетельству К. А. Полевого, полюбили Мицкевича «как человека, привлекавшего к себе возвышенным умом, изумительной образованностью и особенною, какою-то простодушною, только ему свойственной любезностью». 

Осенью 1826 года Пушкин приехал из Михайловского в Москву и вскоре познакомился с поэтом-изгнанником. На одном из вечеров в знаменитом салоне Зинаиды Волконской Пушкин восторгался импровизациями Мицкевича и, по свидетельству современника, во время одной из них «вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по зале, восклицал: „Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним?" и, бросившись Адаму на шею, обнял его и стал целовать как брата... Тот вечер был началом взаимной дружбы между ними». В переписке Пушкина и Мицкевича, дневниках и воспоминаниях современников сохранились многочисленные свидетельства о встречах поэтов в московских литературных кругах. Вскоре они переехали в Петербург, и в конце 1827 — начале 1828 года их можно было часто видеть в салонах пианистки и композитора М. Шимановской и Лавалей, у А. А. Дельвига и у петербургских литераторов. Памятно посещение Мицкевичем трактира Демута, где в комнатах Пушкина польский поэт «долго и с жаром» говорил о «любви, которая некогда должна связать народы между собою».

Пушкин знакомил Мицкевича со своими новыми произведениями («Полтавой» и другими) и перевел на русский язык отрывок из «Конрада Валленрода» («Сто лет минуло, как Тевтон...»), баллады «Воевода» и «Будрыс и его сыновья». Мицкевичу посвящены стихотворения «Сонет» и строки в «Путешествии Онегина» (1828— 1830). В «Сонете» рядом с великими писателями, утвердившими форму сонета, Данте, Петраркой, Шекспиром и Камоэнсом, Пушкин ставит и Мицкевича, а в «Онегине», вспоминая Крым, пишет:

Там пел Мицкевич вдохновенный
И посреди прибрежных скал
Свою Литву воспоминал...

Стараниями Пушкина и его друзей Мицкевич получил разрешение на выезд из России и в мае 1829 года покинул ее пределы. Польское восстание 1830—1831 годов привело к резкому рас-хождению политических позиций Пушкина и Мицкевича, что нашло отражение в их последующем творчестве («Медный всадник» Пушкина; «К друзьям-москалям», «Дзяды» Мицкевича). Все это, однако, не породило вражды между ними. На смерть Пушкина Мицкевич откликнулся проникновенным некрологом. «Пуля, поразившая Пушкина,— писал он,— нанесла интеллектуальной России ужасный удар... Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек, сочетающий в себе столь выдающиеся и столь разнообразные способности».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 177-178.


Сочинения:

Dziela, t. 1-16, Warsz., 1948-55; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1948-54.

Литература:

Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич. Жизнь и творчество, М., 1956; Стахеев Б. Ф., Мицкевич и прогрессивная русская общественность, М., 1955; Яструн М., Мицкевич, пер. с польск., М., 1963; Zólkiewski S., Spór o Mickiewicza, Wr., 1952.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС