Милль, Джон Стюарт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Милль, Джон Стюарт

1806–1873

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джон Стюарт Милль

IGDA
Джон Стюарт Милль.

Милль (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон,- 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Сын Джеймса Милля, под руководством которого получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 годы служил в Ост-Индской компании. В 1865-1868 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.

Мировоззрение Милля складывалось под влиянием политической экономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его философские взгляды изложены в "Рассмотрении философии сэра Вильяма Гамильтона" (1865, рус. пер. 1869), где Милль с позиций феноменалистического (см. Феноменализм) позитивизма возражает английским априористам. Всё знание проистекает из опыта и его предметом являются наши ощущения. Материя, по Миллю, - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. Разделяя ряд философских и логических установок позитивизма О. Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую значение человеческой свободы и индивидуальности ("Огюст Конт и позитивизм", 1865, рус. пер. 1867).

Основное сочинение Милля "Система логики" (т. 1-2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней Милль излагает учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследования причинной зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах познания, о заблуждениях, о логике "нравственных наук".

В этике ("Утилитарианизм", 1863, последний рус. пер. 1900) Милль также исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, Милль признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению не максимума личного счастья, а "наибольшей суммы общего счастья".

А. Л. Субботин.

Осуждая пороки капиталистического строя (культ денег, имущественное неравенство, низкий жизненный уровень трудящихся), Милль стоял на позициях буржуазного реформизма. В труде "Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной философии" (1848, рус. пер., т. 1-2, 1865) Милль стремился дать систематизированное изложение идей современной буржуазной политической экономии. Пытаясь избежать противоречий, характерных для классической политической экономии, Милль эклектически объединил её положения с вульгарными взглядами Ж. Б. Сея, Н. Сениора, Т. Мальтуса, что было подвергнуто критике К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 17, 624-25, прим.).

Л. Г. Суперфин.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 томах. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 16. Мёзия – Моршанск. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Сочинения: Letters, v. 1 - 2, L., 1910; в рус. пер.- О свободе, 2 изд., СПБ, 1906; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические, ч. 1 - 3, СПБ, 1864--1865; Размышления о представительном правлении, в. 1-2, СПБ, 1863 - 64; Англия и Ирландия, Хар., 1873; Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Автобиография, М., 1896.

Литература: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, "Вестник Европы", 1874, Jslb 5, 6, 7, 10, 12; Туган-Барановский М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность, СПБ, 1892; 3 е н г е р С., Д. Ст. Милль, его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Чернышевский Н. Г., Очерки из политической экономии (по Миллю), Поли. собр. соч., т. 9, М., 1949; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в., М., 1959; A n s с h u t z R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; Brit-ton K., J. S. Mill, L., 1953; Р а с k e M.S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954; R у a n A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970; М с С 1 о s k е у H. J., J. S. Mill, N. Y., 1971.


Вернуться на главную страницу Дж. С. Милля

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС