Митяй
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Митяй

?-1379

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Митяй

Митяй (ск. 1379), духовник Дмитрия Донского, священник в Коломне, стремился к обособлению Русской Церкви от Константинополя и подчинению ее княжеской власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы Киприана, кн. Дмитрий решил возвести Митяя на митрополичий стол. Митяй был пострижен в монахи с именем Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер.

Русское небо

Митяй (ум. 1379) - духовник Дмитрия Донского. Первоначально был священником в Коломне. Образованный и энергичный, Митяй стремился к обособлению русской церкви от Константинополя и подчинению ее княжеской власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы Киприана, Дмитрий решил возвести Митяя на митрополичий стол. Митяй был пострижен в монахи с именем Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер.

А. Г. Кузьмин. Рязань.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Митяй (? -1379) - коломенский священник Михаил (в монашестве Дмитрий); привлек внимание великого князя москвского Дмитрия Ивановича Донского своими незаурядными личными качествами: ростом, могучим телосложением, начитанностью и умением говорить. Однако главное достоинство Митяя в глазах великого князя состояло, видимо, в том, что он не был связан с какими бы то ни было группировками при дворе. Во всех вопросах для него главным было лишь мнение великого князя, и потому он был приближен к нему, стал его духовником и печатником. Митрополит Алексей в резкой форме высказался против назначения духовником великого князя никому не известного и самоуверенного попа, но ничего не мог поделать, поскольку его собственное влияние при дворе тогда резко пошло на убыль. Дмитрий Иванович долго уговаривал Алексея признать право Митяя на наследование митрополичьей кафедры) однако согласия так и не получил. Недовольный назначением в Константинополе преемником Алексея митрополита Киприана, Дмитрий Иванович решил настоять на своём и поставить на митрополию Митяя, которого уговорил постричься, и в день пострижения (1376) сделал его архимандритом московского Спасского монастыря. С этого поста открывалась прямая дорога в епископы, а затем и в митрополиты. Несмотря на то, что Алексей не соглашался признать Митяя своим восприемником, как только старый митрополит скончался (1378), великий князь распростанил слух о благословении Митяя умершим архиереем и сразу же приступил к осуществлению своего плана. Для утверждения своего ставленника на митрополии Дмитрий Иванович направил посольство в Византию, чтобы подготовить у патриарха почву для этого. Патриарх Макарий в принципе не возражал против кандидатуры Москвы, но потребовал личного присутствия Митяя на поставлении в Константинополе. Ещё до отъезда, чтобы поправить своё довольно скромное положение на иерархической лестнице, Митяй обратился к великому князю с просьбой о созыве епископского собора) на котором его утвердили бы в сане епископа, что позволило бы передать ему главнейшую владимирскую кафедру. Лишь суздальский епископ Дионисий отказался принять участие в возведении Митяя на епископию. В ответ на это Дмитрий Донской велел арестовать одного из самых известных и почитаемых «начальников» монастырского «общего жития» на Руси, и лишь вмешательство Сергия Радонежского позволило Дионисию выйти из тюрьмы.

На корабле, уже подходившем к Константинополю, Митяй скоропостижно скончался.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М., 2000, с. 336-337.


Литература:

Голубинский Е., История рус. церкви, т. 2, 1 пол., М., (1900);

Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918;

Тихомиров М. Н., Средневек. Москва в XIV-XV вв., М., 1957.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС