Томас Мор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Томас Мор

1477-1535

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Томас Mop

Мор (More), Томас (7.II.1478 - 6.VII.1535) - английский гуманист, утопический социалист, государственный деятель. Родился в Лондоне в семье юриста. Учился в 1492-1494 годы в Оксфордском университете. Наставниками и друзьями Мора были известные гуманисты Колет, Гроцин, Линакр, Эразм Роттердамский. В 1504 году был избран в парламент, где выступил против финансовой политики Генриха VII; под угрозой репрессий в том же году был вынужден оставить парламентское поприще. В 1510-1518 годы Мор - помощник шерифа Лондона. В 1515-1516 годы в качестве доверенного лица английского купечества выполнял дипломатические поручения в Нидерландах и Кале. В 1521 году Мор был посвящен в рыцари. В 1523-1529 годы - председатель палаты общин. В 1529 году стал лордом-канцлером Англии, но, будучи решительным противником Реформации, Мор не разделял церковной политики Генриха VIII и в 1532 году вышел в отставку. За отказ принести присягу королю как главе церкви Мор был заключен в Тауэр, обвинен в государственной измене и 7 июля 1535 года казнен. В 1935 году католическая церковь канонизировала Мора как святого. В диалоге "Утопия" ("Libellus aureus... de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia", 1516, рус. пер. - 1789, новейший пер. - М., 1953) Мор дал уничтожающую критику современных ему социально-политических порядков, описав народные бедствия, вызванные массовым обезземеливанием крестьянства в результате первонач. накопления капитала. Основной источник общественных зол Мор видел в частной собственности. Этому строю Мор противопоставил идеальный строй острова Утопия (название "Утопия" составлено из двух греческих слов: отрицательные частицы oy и topos - место, т. е. страна, которой не существует). В Утопии нет частной собственности, труд - обязанность всех граждан. 6-часовой рабочий день обеспечивает досуг для всестороннего развития способностей человека. Политической строй Утопии основанный на демократических принципах. Мор гениально предвосхитил существенные черты будущего коммунистического общества (общественная собственность, распределение по потребностям, уничтожение противоположности между городом и деревней и т. д.). Хотя в "Утопии" отразилась историческая ограниченность взглядов Мора (отсутствие идеи технического прогресса, использование рабов и т. д.), книга сыграла большую роль в развитии социалистических идей. Историю человечества Мор трактовал с рационалистических позиций, руководствуясь принципами общечеловеческой морали. Во взглядах Мора на исторический прогресс отразилась гуманистическая вера в просвещенного монарха, сочетавшаяся у Мора с ненавистью к деспотизму. Подобно другим гуманистам, Мор был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. В частности, это проявилось в резко отрицательном отношении Мора к Реформации и Крестьянской войне в Германии. Гуманистические взгляды Мора на историю, помимо "Утопии", отразились в его "Истории Ричарда III", историческая трактовка событий в которой была целиком воспринята английскими историками 16 века (Холлом, Холиншедом), а через них - Шекспиром. Литературное наследие Мора включает также латинские эпиграммы, перевод на английский язык биографии Пико делла Мирандола и его сочинение "Двенадцать мечей", несколько полемических трактатов против Реформации, "Апологию" и обширную переписку.

И. Н. Осиновский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Complete works, v. 2, 4, (New Haven), 1963-; The works, L., 1557; The correspondence, Princeton, 1947; The Latin epigrams, Chi., 1953; в рус. пер. - Утопия, 2 изд., M., 1953.

Литература: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к пауке, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 191; Виппер Р., "Утопия" Т. Мора, "Мир божий", 1896, No 3; Волгин В. П., Историческое значение "Утопии", в кн.: Мор Т., Утопия, М., 1953; Петровский Ф. А., Т. Мор. Биографический очерк, там же; Малеин А. И., Издания и переводы "Утопии", там же; Деборин А. М., Коммунистическая "Утопия" Т. Мора, в его кн.: Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Мортон А., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956; Осиповский И. Н., Томас Мор в английской историографии XX в., в сб.: Ср. века, в. 21, М., 1962; Свентоховский А., История утопий, М., 1910; Тарле Е. В., Обществ. воззрения Т. Мора в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Roper W., The life of sir T. More, Oxf., 1935; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Retsch D., T. Morus, Warsz., 1962; Routh E., Sir T. More and his friends, N. Y., 1963.


Вернуться на главную страницу Т. Мора

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС