Мёзер Юстус
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мёзер Юстус

1720-1794

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Юстус Мёзер

Мёзер (Möser), Юстус (14.XII.1720 - 8.1.1794) - немецкий историк, публицист и политический деятель. По профессии адвокат. С 1768 года занимал должность тайного референдария в правительстве Оснабрюкского церковного княжества. Идеология Мёзера, в которой частично отразились отсталые германские общественные отношения 2-й половины 18 века, в частности воззрения консервативного немецкого бюргерства, была во многом противоположна идеологии Просвещения (хотя он и испытал ее влияние). Мёзер проводит идею немецкой самобытности, идеализирует древнегерманское и раннесредневековое общество в Германии и т. д. В то же время его подход к истории содержал и плодотворные идеи: Мёзер поставил вопрос о значении истории такой, как она была, а не какой она должна бы быть с позиций разума (что характерно для просветителей); настаивал на рассмотрении общественной жизни прежде всего как закономерного результата особой истории каждого народа (хотя и сделал это в конечном счете с реакционно-романтических позиций). Основное историческое сочинение - "История Оснабрюка" ("Osnabrückische Geschichte", Tl 1-2, 1768, Tl 3-Dokumente, 1824), доведено до середины 13 века (наибольший интерес представляет освещение ранней истории). Впервые в немецкой историографии поставив на материалах локальной истории Оснабрюка вопрос о первоначальных формах поселения древних германцев, Мёзер выдвинул точку зрения, что германцы с самого начала селились индивидуальными дворами и были полными собственниками своих индивидуальных наделов (с этим Мёзер связывал и исконную германскую свободу); общее пользование лесом и другими угодьями положило, по мнению Мёзера, начало последующему объединению крестьян в общины-марки, которые, таким образом, Мёзер считал образованиями более позднего времени. Реакционные стороны взглядов Мёзера подверглись резкой критике К. Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 36); они оказали значительное влияние на часть германских историков (в частности, 20 века - В. Виттиха, А. Допша и др.).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Patriotische Phantasien, Tl 1-2, Lpz., 1871; Sämtliche Werke, hrsg. von B. R. Abeken, Bd 1-10, В., 1842-43 (neue Ausg., Oldenburg-В., 1943-).

Литература:

Косминский Е. A., Историография средних веков, M., 1963; Bäte L., Justus Moser. Advocatus patriae, Fr:/M., 1961; Streisand J., Geschichtliches Denken von der deutschen Frühaufklärung bis zur Klassik, В., 1964.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС