Николаева Галина Евгеньевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Николаева Галина Евгеньевна

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Галина Евгеньевна Николаева

Николаева (настоящая фамилия Волянская) Галина Евгеньевна [5(18).2.1911, д.Усманка Томской губ.— 18.10.1963, Москва] — прозаик, поэт, публицист.

Родилась в семье служащих: отец — Евгений Иванович Волянский был юристом, а мать — Мелитина Волянская — работала учительницей. Детство Николаевой прошло в Псковской губ., в Томске, на Алтае, в Новосибирске.

В 1935 Николаева окончила Горьковский медицинский институт. В годы Великой Отечественной войны служила врачом-ординатором на санитарно-транспортных судах и в эвакогоспиталях.

Печататься Николаева начала в 1939. В конце войны выступила как поэт, новеллист, публицист. Стихотворения, написанные Николаева до конца 1944, составили первые 2 поэтические книги: «Стихи» (Нальчик, 1945) и «Сквозь огонь» (М., 1946). В этих публикациях нашли отражение два периода творчества поэта. Первый — довоенная лирика, иногда в чем-то наивная, иногда не отвечающая законам стихосложения, но всегда искренняя, откровенная, честная. Второй период — Великая Отечественная война. Именно эти стихи, в частности «Для вас, закрывших Родину телами», «Ста-линградка», «Волга», «Завещание», «Эшелоны», «Ты не можешь погибнуть, пока я жива», «О любви и ненависти» и др., произвели в конце 1944 глубокое впечатление на Н.С.Тихонова, которому они были посланы из Нальчика, и на тогдашнее руководство журнала «Знамя» (В.В.Вишневский, К.М.Симонов, А.К.Тарасенков) и были опубликованы в двух журнальных подборках «Знамени» за 1945.

Во время Великой Отечественной войны Николаева создает серию рассказов, большинство которых в определенном смысле автобиографично. «Гибель командарма» (1945) — один из наиболее известных рассказов Николаевой, советской критикой он отнесен к числу лучших рассказов военного времени. Включался в ряд сборников произведений о войне, в т.ч. в известный «Венок славы. Антология худож. произведений о Великой Отечественной войне» (Т.4. Сталинградская битва. М., 1984). Переведен на ряд иностранных языков. Истоки этого произведения — страницы биографии писательницы, служившей в авг. 1942 врачом-ординатором на пассажирском пароходе «Композитор Бородин», ставшем с июня 1942 санитарно-транспортным судном СТС-56. Героиню рассказа нельзя отождествлять с автором, но многое, особенно внутренний мир Катерины Ивановны, женщины обыкновенной, «домашней», становящейся под давлением безжалостных жестокостей войны женщиной-солдатом,— несомненно, от Галины Николаевой.

Первое крупное произведение Николаевой — роман «Жатва», рассказывающий о послевоенном восстановлении колхозов,— был удостоен Государственной (Сталинской) премии в 1951 (в 1953 по мотивам романа был снят фильм «Возвращение Василия Бортникова»). Затем последовала «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954), написанная под впечатлением от поездки Николаевой на целинные земли.

Но наибольшую известность писательнице принес роман «Битва в пути», отразивший творческий накал эпохи «оттепели» — времени знаменательных перемен в социально-политической и духовной жизни общества. Полностью роман был опубликован в 1957 в журнале «Октябрь», отрывки из него публиковались в «Литературной газете» (Битва. 1955. 25 окт.) и в журнале «Советская женщина» (Даша. 1956. №2). Журнальные номера с «Битвой в пути» по выходе из печати становились бестселлерами, но газеты встретили роман почти полным молчанием. Первой появилась резко отрицательная статья (Мурзиди К. О современности и глубине конфликта // Литературная газета. 1957. 26 сент.). Критическая полемика вокруг романа перенеслась в номера «толстых» журналов. Критик В.Архипов (От проблемы // Нева. 1958. №1) увидел в романе прежде всего заданность, искусственность образов: «Герой — проблема, герой — недостаток, герой — достижение, герой — пункт»,— жестко констатировал критик. Дальнейшая критика так и не решилась отнести роман ни к бесспорно положительному, ни к явно отрицательному явлению литературной жизни.

В 1961 после выхода на экраны фильма «Битва в пути» (сценарий Г.Николаевой и М.Сагаловича, реж. В.Басов), с восторженными отзывами выступили почти все центральные газеты и журналы.

В 1962 были предприняты новые попытки разобраться в таком противоречивом явлении, как роман «Битва в пути»: критики обратились к нравственно-философскому конфликту произведения и обвинили писательницу в излишней дидактичности (И.Виноградов. По поводу одной «вечной» темы // Новый мир. 1962. №8; А. Турков. Поэзия созидания. М., 1962.).

Столь суровое отношение критики к роману сочеталось с большой популярностью его у читателей. «Битва в пути» вызвала также международный резонанс. Роман опубликовали в Германии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польше, Югославии, Вьетнаме и т.д. Жорж Сориа, переводчик романа Николаевой на французский язык (роман вышел во Франции под названием «Инженер Бахирев»), так объясняет успех этой книги в Париже: «Автор как... хирург вскрывает раны, чтобы возвратить организму полную силу. При чтении некоторых отрывков сжимается горло, появляются на глазах слезы. Для Галины Николаевой социализм, коммунизм не являются какой-то догмой, в этих понятиях заключается то, что люди произвели лучшего в двух последних столетиях в своих думах и в поисках системы, отвечающей стремлениям массы» (ЦГАЛИ. Ф. 2292. Оп.2. Ед.хр.130).

Столь острая полемика и живой интерес к роману имеют свое объяснение. Он вышел в момент переломной политической ситуации в стране, само название романа «Битва в пути» настраивало на военно-патриотический лад и характерную в литературе той поры политическую масштабность сюжетного материала. Для читателя тех лет страницы романа звучали близким голосом писателя-современника, прожившим вместе со своей страной нелегкую, не лишенную заблуждений и ошибок, но насыщенную событиями жизнь. В годы хрущевской «оттепели» стали происходить заметные сдвиги в системе жанров соцреализма, и роман Николаевой нес на себе печать трансформации традиционного «производственного романа». В соответствии с атрибутами «производственного романа» здесь есть герой-новатор (Бахирев) и герой-консерватор (Вальган), сюжет их противостояния соответствует канонам «производственного» жанра. Однако роман не только вступает в контакт с традицией, но и во мн. спорит с ней. С одной стороны, за «производственным» конфликтом ощущается напряженная атмосфера «оттепели», с другой — «производственные» коллизии сдвигаются с центра романного конфликта, переходя на роль первотолчка для конфликтов нравственных и психологических (история любви Тины и Бахирева). В жанровой структуре романа «Битва в пути» происходит сдвиг от традиционной модели «производственного романа» к роману социально-психологическому. Николаева выводила Бахирева как личность сложную, неоднозначную, подчеркивая значительность индивидуальности как реальной силы общественного прогресса. По мысли писательницы, личное участие в деле талантливых и знающих людей определяет и успех коллектива. И в этом смысле противник Бахирева — Вальган, не умеющий перестроиться с военного лада на лад мирной жизни, где вступали в права жизни иные нравственные закономерности общественных отношений, был выведен Николаевой с большой психологической точностью.

Николаева намеревалась написать 2-й том романа под названием «Директор завода». «Это ориентировочное название следующего романа,— делилась Николаева своими замыслами на встрече с читателями,— я хочу написать о Бахиреве, как он будет работать директором завода...» (ЦГАЛИ. Ф.2292. Оп.1. Ед.хр.58). Но тяжелая сердечная болезнь не позволила Николаевой осуществить этот замысел. В качестве продолжения романа была написана глава «Тина», опубликованная посмертно в виде рассказа. Многие произведения Николаевой опубликованы посмертно: стихотворения, поэма «Любовь», лирико-философский дневник «Наш сад», отрывки из неоконченного романа «Сильное взаимодействие».

Имя Николаевой принадлежит к славной плеяде женщин-писательниц, живших и работавших в одно с нею время: Вера Кетлинская, Вера Панова, Мариэтта Шагинян...

Л.В.Соколова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 640-642.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Николаева Г. СС. Т.1-3. М., 1972-73;

СС: в 3 т. М., 1987-88;

Гибель командарма и другие рассказы. М., 1983;

Стихи. М., 1984;

Битва в пути: роман. 1-е изд. М., 1958; 2-е изд. М., 1987;

Завещание: Повести. Рассказы. Поэма. Стихи. Томск, 1990.

Литература:

Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе // Новый мир. 1954. №4;

Трифонова Т. Книга, о которой спорят// Новый мир. 1958. №3;

Злобин С. Битва в пути // Знамя. 1958. №6;

Хватов А. Пути изображения характера // Нева. 1959. №7;

Ленобль Г. На новом этапе // Вопросы литературы. 1959. №7;

Фоменко Л. О мастерстве романиста // Москва. 1959. №8;

Бурсов Б. Писатель как творческая индивидуальность // Звезда. 1959. №8;

Пичурин Л. Путь к «Битве...». Страницы жизни Г.Николаевой. Томск, 1986;

Инбер В. Галина Николаева и ее читатели // Литературная газета. 18 февр.;

Воспоминания о Г.Николаевой / сост. О.Тимофеева. М., 1984.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС