Николай из Дамаска |
|
64-? до н.э |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай из ДамаскаНиколай Дамасский (Nikolaos Dakasxnnos) (64 до н. э. - нач. 1 в. н. э.) - древнегреческий историк. Родом из Дамаска, был советником царя Иудеи Ирода I, потом жил при императорском дворе в Риме. Из произведений Николая Дамасского дошли во фрагментах: "История" ("Historia"), "Жизнь Цезаря" ("Vita Caesaris"), "О своей жизни и своем воспитании" ("De vita sua. De educatione sua"), "Собрание замечательных обычаев" ("Morum mirabilium collectio"). Наибольшее число фрагментов сохранилось в произведениях Константина Багрянородного, а также у Страбона, Флавия и др. Поэтические и философские произведения Николая Дамасского до нас не дошли. Особый интерес представляет "История" в 144 книгах, большая часть которой утрачена. Первые книги ее посвящались истории и мифологии стран Востока, заканчивалась "История" событиями 7-4 годов до н. э. Изложение живое, местами драматизированное, с морализирующей тенденцией, обращено к почитателям греко-восточной культуры. "Жизнь Цезаря" была написана Николая Дамасского с целью прославления императора Августа. Это единственный источник, содержащий сведения о детстве и юности Августа. Фрагменты "Собрания замечательных обычаев" дают представление о быте и правовых отношениях различных древних народов. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Николай из Дамаска (Νικόλαος ὁΔαμασκηνός) (род. ок. 64 до н.э.) – греческий философ-перипатетик, историк и видный политический деятель, воспитатель детей Клеопатры, друг Августа, приближенный Ирода Великого, царя Иудеи. Основное философское сочинение – «О философии Аристотеля» (не менее 13 кн.) частично сохранилось в сирийском переводе. В нем обнаруживается интерес исключительно к натурфилософии Аристотеля, материал излагается в следующем порядке: физика, космология, учение об элементах, метеорология, зоология, психология и ботаника (логика и этика отсутствуют). Первую философию Николай называет уже «Метафизикой» (слово впервые текстуально засвидетельствовано именно у него, т.к. тексты Андроника утрачены полностью), но рассматривает ее в рамках философии природы, что было характерно для ранней традиции (в компендии Николая «Метафизика» рассматривается после «Физики», но до «О небе»). Николай был известен также как автор всеобщей истории (Ἱστορία καθολική) в 144 кн., которая начиналась великими царствами Древнего Востока и заканчивалась событиями современной истории,– труд монументальный и во многом компилятивный (источники для истории Востока – Ктесий и Ксанф, для греческой истории – Гелланик и Эфор); у Стобея как отдельное произведение цитируется сочинение Николая об обычаях разных народов. Составил также жизнеописание Августа и написал собственную биографию (сохранились фрагменты). От других его сочинений сохранились лишь названия: «О богах», «О природе» (или «О космосе», упомянуты Симпликием), «О прекрасных поступках». В словаре Суда Николаю посвящено целое эссе, в основном биографического содержания. Возможно, многие сочинения Николая носили пропедевтический характер – показательно цитируемое у Суды его сравнение образования (παιδεία) с долгим путешествием: как после множества впечатлений от разных стран всегда возвращаешься домой, так и после изучения множества наук обращаешься к философии. M.A. Солопова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 88. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Издания:Jacoby F., Die Fragmente der griechischen Historiker, Bd 2 (A.), В., 1926, S. 324-420; Bd 2 (С), В., 1926, S. 261-96; в рус. пер. - "ВДИ", 1960, No 3-4. Сочинения:Nicolaus Damascenus. On the Philosophy of Aristotle, fragments of the first five books transl. from the Syriac with an introd. and comm. by H.J.Drossaart Lulofs, 2ed. Leiden, 1969; De Plantis, ed., introd. by H.J.Drossaart Lulofs and E.Poortman. Amst., 1989; Jacoby F. Die Fragmente der Griechischen Historiker II A, 1926, Ν 90, S. 324–430. Литература:Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. I. В., 1973, S. 445–478; Wacholder Β.Ζ. Nicolaos of Damascus. В., 1962; Laqueur R. Nikolaos(20), RE XVII, 1936, col. 362–424.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |