Новгородцев Павел Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Новгородцев Павел Иванович

1866-1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Павел Иванович Новгородцев

Павел Иванович Новгородцев (1866— 1924), коллега Е.Н. Трубецкого по юридическому факультету Московского университета, обосновывал ценностную концепцию права с позиций неокантианства.

Будучи истинным представителем Серебряного века, он отрицал, что законы развития общества сильнее воли отдельного человека и его жизнь протекает вместе с общим потоком истории, а сам человек не всегда даже осознает реальные мотивы своих поступков. Рационалистическое учение Гегеля, социология О. Конта, экономический детерминизм К. Маркса и примат физиологии над духовным 3. Фрейда были ему глубоко чужды. П.И. Новгородцев считал, что сознание отдельной личности существует в пространстве человеческой мысли и духовной жизни и подчиняется именно их законам. В каждом человеке заложен основанный на его представлении и о добре, и о зле (сравните с категорическим императивом Канта) идеал, к которому он стремится. Анализировать этот идеал на основе исторических причинно-следственных связей или законов социологии, предполагающих детерминированность человеческих поступков, — глубокое заблуждение 1. Он утверждал, что в рационализме «нет жизни, он несет нравственную смерть, но, к счастью, в нем нет и истины» 2.

В контексте данных очерков для нас особо важно подчеркнуть, что П.И. Новгородцев рассматривал право как проявление духовной жизни человека, а значит, как часть культуры.

Павел Иванович родился в 1866 г. в г. Бахмут Екатеринославской губернии (ныне Луганская область, Украина) в купеческой семье. В 1884 г. он поступил на физико-математический факультет Московского университета, однако вскоре перевелся на юридический, который окончил в 1888 г. и был оставлен в университете для получения профессорского звания. Как и многие талантливые молодые ученые-юристы того времени, он стажировался в Германии и во Франции.

Однако «низкопоклонством перед Западом» Новгородцев не страдал и даже высказывался в том духе, что немецкие ученые берут не столько умом и талантом, сколько усидчивостью. «Многие здешние крупные имена... кажутся мне не стоящими пальца наших Муромцева и Ковалевского» 3. В общем, русские моцарты против немецких Сальери. Вполне в русской традиции представлять труд проклятьем и наказанием в отличие, например, от понимания немецкими протестантами труда как средства общения с Богом.

В 1897 г. Новгородцев защищает магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба: Опыт развития основ школы Савиньи в их последовательном развитии». Через пять лет, в 1902 г., он защищает докторскую — «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». В 1903-1904 гг. Новгородцев участвует в создании Союза освобождения, а в 1905 г. вступает в Конституционно-демократическую партию; в 1906 г. он избирается депутатом в Государственную Думу от Екатеринославской губернии. В Государственной Думе Новгородцев работал с такими видными юристами-политиками, как С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, М.М. Винавер. Павел Иванович был членом законодательной комиссии, докладывал законопроект о неприкосновенности личности 4. После разгона Государственной Думы он подписал Выборгское воззвание против царского режима, получил срок (провел три месяца в тюрьме) и запрет заниматься политической деятельностью.

Научное наследие П.И. Новгородцева тесно связано с теорией возрождения естественного права. «Мысль человеческая имеет это свойство жить не только в настоящем, но и в будущем, переносить в него свои идеалы и стремления, и в этом смысле естественно-правовые построения являются неотъемлемым свойством нашего духа и свидетельством его высшего призвания. Общество, которое перестало бы создавать идеальные построения, было бы мертвым обществом; эти построения каждый раз показывают, что в нем есть дух жив, есть движение нравственного чувства и сознания» 5.

Однако эти «идеальные построения», как правило, принимают форму социальных утопий, которые содержат в себе непримиримое противоречие. Для того, чтобы утопическая организация общества смогла существовать, необходимо при-дать ей правовую форму. Однако юридическая формализация утопии невозможна хотя бы потому, что последняя содержит в себе такое количество необоснованных допущений и произвольных аксиом, что первые же попытки переложить их на юридический язык приводят к глубокому разочарованию и общественная мысль неизбежно начинает искать новые идеалы 6.

П. И. Новгородцев был убежден в первичности правосознания по отношению к государству и законодательству. Причем законодательство по определению несовершенно. Стремясь защитить свободу личности, оно вынуждено эту свободу ущемлять. Законодательство — лишь некоторое приближение к праву, «квазиправо» или «недоправо» 7.

В природе, отмечал Новгородцев, не существует окончательных решений. Невозможно преодолеть все социальные противоречия, и реальное устройство общества есть результат компромисса 8. «И подобно тому как постепенно человек свыкается с тем, что видимый им физический горизонт есть не более как иллюзия, что за этим мнимым пределом простирается бесконечность, так должен свыкнуться он и с тем, что такой же иллюзией является и мыслимый им моральный горизонт и что за этим кажущимся пределом исканий лежит бесконечность усилий и действий» 9.

Но есть ли в этом изменчивом мире хоть что-то неизменное, за что человек должен всегда держаться? По мнению Павла Ивановича, краеугольным камнем человеческого идеала должна быть ценность человеческой личности. Любая правовая или политическая система должна строиться на базе защиты прав и свобод человека в той мере, в какой это соответствует современному общественному идеалу. Наиболее подходящей формой такой правовой системы является правовое государство 10.

Коренное противоречие современных ему либеральных утопических воззрений на идеальное государство Новгородцев видел в невозможности гармоничного сочетания равенства и свободы, в то время как европейская мысль была уверена в возможности демократической процедуры, которая позволила бы выявить народную волю, т.е. в действительности волю каждого гражданина 11. Однако ни одна правовая процедура, включая всеобщие и равноправные выборы, не способна эту самую народную волю выявить.

Население в массе своей политически индифферентно, пассивно, не имеет никаких устойчивых убеждений. Общество может смутно угадывать некий идеал, но не может выразить его: «Лишь небольшая часть взглядов, которыми располагает средний человек, когда он идет подавать свой голос, выработана им самим; достаточно сделать опыт ознакомления с выражением общественного мнения, чтобы убедиться, как однообразны мнения во всех классах народа, как мало в идеях каждого индивидуального и самостоятельно выработанного и как мало прочности и существенного содержания в политических и социальных воззрениях девятнадцати человек из двадцати» 12.

На самом деле «воля народа» определяется точкой зрения небольшой, но активной части общества, способной навязать ее большинству. Это прежде всего власть, общественные объединения, в основном партии, средства массовой информации, активно влияющие на общественное мнение 13. «Каждый из органов, претендующих на выражение общественного мнения — и на это следует обратить особенное внимание — всегда, если разобрать вопрос по существу, исходит не из того, каково есть общественное мнение, а из того, каким оно должно быть. Говоря от имени народа или общества, всегда мысленно построят эти понятия, причем основаниями для этого построения являются, с одной стороны, известные принципы и цели, а с другой стороны, предположение о том сочувствии, которое эти принципы и цели могут встретить в общественных кругах» 14.

Однако — и здесь стоит вспомнить слова Экзюпери - «мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому государство не может ограничиваться лишь констатацией прав и свобод гражданина, если они не обеспечены политически и материально, ибо не может быть речи о правовом равноправии, когда для многих стоит вопрос об элементарном физическом выживании 15.

Только тогда, когда правительство исполняет свои социальные функции, общественный строй может гарантировать свободу каждому в подлинном понимании этого слова 16. Иногда ради этого можно даже пожертвовать другими важными правами. Например, неотъемлемым правом на частную собственность, если она в сложившихся обстоятельствах мешает утверждению свободы личности. «Ревнители старой догмы, исходившие из принципа священной и неприкосновенной собственности, нашли бы и в этой постановке вопроса извращение идеи права. Но правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой личности и, во имя этого права, во имя человеческого достоинства, во имя свободы, устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения» 17.

Естественно, что для Павла Ивановича, убежденного противника каких-либо попыток практической реализации утопических идей, приход большевиков к власти стал катастрофой. Находясь уже в эмиграции и анализируя причины поражения Февральской революции, Павел Иванович с горечью отмечал: «Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем в случае наступления анархии ближайшим этапом политического развития бывают самые сильные суровые формы демагогического деспотизма» 18.

Активная антибольшевистская позиция Новгородцева едва не привела к его аресту. 19 мая 1918 г. у него в квартире прошел обыск и была оставлена засада. В тот день Павел Иванович не вернулся домой и это позволило ему избежать ареста. Тем не менее в Москве он оставался до осени того же года и продолжал свою «контрреволюционную деятельность», в основном просветительского толка, пока не перебрался в расположение армии Деникина 19.

П.И. Новгородцев выступал сторонником военной диктатуры, которая могла бы обеспечить единство всех сил, способных оказывать сопротивление большевизму. «Анархический большевизм, погубивший русскую государственность, поставил перед нами задачи более элементарного свойства, задачи сверхпартийного национального характера, и прежде всего основную задачу, восстановление русской государственности» 20, - утверждал он.

В ноябре 1920 г. Новгородцев эвакуировался из Крыма вместе с частями Русской армии и сочувствующим ей гражданским населением Крыма. После эвакуации Новгородцев осел в Чехословакии, где в 1920 г. при содействии властей основал Русский юридический факультет.

В последние годы своей жизни, возможно под влиянием прогрессирующей болезни, П.И. Новгородцев обратился к религии. Окончательно утратив веру в европейский здравый смысл, он выступил как православный мыслитель и славянофил: «Когда первые славянофилы, непосредственно чувствуя истину русской идеи, выступили против односторонности западного идеала, они не могли предвидеть, что близко то время, когда на Западе с полной ясностью обнаружится непрочность утопии обустройства сообразно разуму и осуществления рая на земле. Теперь этот крах западного идеала, являющийся одновременно и крахом всех основ западноевропейской культуры, есть факт, и этот факт, как я отметил уже выше, составляет в связи с углублением и одухотворением славянофильства новый и в высшей степени важный момент в утверждении русской идеи» 21. Собственно, еще в 1890 г., находясь на стажировке в Германии, Новгородцев писал о симпатиях к славянофилам, а пороки западной цивилизации связывал с господствующим католицизмом и буржуазным государством 22.

Скончался Павел Иванович Новгородцев в Праге в 1924 г. 

Примечания

1. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Исследования по истории русской мысли. Т. 8: Проблемы идеализма: Сб. ст. С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.Г. [П.Б. Струве и др.] [М., 1902] / Под ред. П.И. Новгородцева. М.: Модест Королев; Три Квадрата, 2002. С. 507-521.

2. ОР РГБ. Ф. 376. Е. 6. Д. Л. 99.

3. ОР РГБ. Ф. 376. Е. 6. Д. Л. 109 об.

4. Лукашева Е.А. Послесловие // Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. С. 259.

5. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права, с. 522.

6. Новгородцев П.И. Избранные труды. М., РОССПЭН, 2010. С. 374.

7. ОР РГБ. Ф. 376. Е. 6. Д. Л. 23 об.

8. Новгородцев П.И. Избранные труды. С. 385.

9. Там же. С. 398.

10. Там же. С. 234-235.

11. Там же. С. 38.

12. Новгородцев П.И. Избранные труды. С. 138-139.

13. Там же. С. 73.

14. Там же. С. 145-146.

15. Новгородцев П.И. Избранные труды. С. 365.

16. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // Соч. М., 1995. С. 322.

17. Там же. С. 324.

18. Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Соч. С. 95.

19. Соловьев Кирилл. Жизнь и учение Павла Новгородцева. Единство правового и... вечного? Русская юридическая школа // http://gefter. ru/archive/14709

20. Конституционно-демократическая партия (Россия). Протоколы Центрального комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии, 1906 —середина 1930-хгг.: В 6 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Прогресс-академия, 1999. С. 71, 256.

21. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Соч. С. 374-375.

22. ОР РГБ. Ф. 376. Е. 6. Д. Л. 26 об.

Цитируется по изданию: Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017, с. 37-45.


Вернуться на главную страницу П.И. Новгородцева

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС