Одоевский Владимир Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Одоевский Владимир Федорович

1803-1869

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Федорович Одоевский

Одоевский Владимир Федорович (30.07(11.08). 1803/1804, Москва - 27.02( 11.03). 1869, Москва) - философ, писатель, литературный и музыкальный критик. Принадлежал к обедневшей ветви рода Рюриковичей. В 1816— 1822 гг. Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали проф. Московского ун-та шеллингианцы Давыдов и М. Г: Павлов. В начале 20-х годов Одоевский сотрудничал в журнале «Вестник Европы», где были опубликованы его первые литературные опыты - аллегорические повести. В 1823 г. он участвует в литературно-эстетическом кружке С. Е. Раича. В это время определились его философские интересы - немецкая идеалистическая философия, и в частности натурфилософия Шеллинга и Окена.

В своих первых философских опытах («Гномы XIX столетия», «Сущее или существующее», 1823-1825) Одоевский - приверженец объективно-идеалистической концепции первичности Абсолюта, пытался разрабатывать диалектическую теорию тождества, признавал решающую роль интеллектуальной интуиции в процессе познания. В конце 1823 года Одоевский и Веневитинов организовали в Москве «Общество любомудрия» (Любомудры) с целью изучения философии, которое было распущено вскоре после восстания декабристов. Некоторое время еще любомудры объединялись вокруг «Московского вестника» Погодина. В 20-е годы сформировался устойчивый интерес Одоевского к естественным наукам, без знания которых, по его мнению, невозможно было понять натурфилософию. В целом в это время он не имел еще оригинальной философской концепции, был прилежным исследователем и популяризатором немецкой классической философии, главным образом философии Шеллинга.

Особый предмет научных интересов Одоевского составляла эстетика. В соответствии с духом философского романтизма он стремился создать универсальную теорию искусства, что нашло отражение в его «Опыте теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке» (1823- 1825). Характерным для его взглядов стало увлечение мистикой и мистицизмом (Дж. Пордедж, Л. К. Сен-Марген, Э. Сведенборг и др.), соответствовавшее умонастроению русского общества того времени. Одоевский прежде всего интересовали проявления мистической практики. Это был чисто научный интерес к алхимии, магии, различным проявлениям оккультизма и магнетизма. Кабинет Одоевского напоминал химическую лабораторию, а сам князь встречал гостей в костюме средневекового астролога. Напряженные научные интересы Одоевского отразились в повестях «Сильфида», «Саламандра», «Косморама», «Орлахская крестьянка».

Одоевский разделял идеи русского масонства, о чем свидетельствует, в частности, признание им концепции самосовершенствования личности. Рефераты его переводов Сен-Мартена и Пордеджа остались в черновиках. Он работал также над единственным своим философским романом «Русские ночи», где отразил идейные искания русской интеллигенции конца 20-30-х годов XIX века. В нем подняты философские проблемы соотношения природа и человека, природы и науки, единой Науки и различных наук, а также проблемы врожденных идей, адекватного выражения и понимания мысли и т. д. Это роман поставленных и нерешенных вопросов, что составляет характерную черту всего творчества Одоевского.

С гуманистических позиций в нем дана критика буржуазной идеологии и морали, в частности идей А. Смита, Д. Рикардо, И. Бентама, Т. Р. Мальтуса, не соответствовавших выдвинутому О. принципу: «счастье всех и каждого». В эпилоге романа Одоевский поддержал идею об особой миссии «славянского Востока», высказал мнение о том, что Россия призвана спасти душу Европы, оживить «занятый вещественными условиями вещественной жизни» Запад. В 30-е годы в салоне Одоевского собирался цвет русской литературы. Дружеские отношения и совместная работа по изданию «Современника» (1836-1837) связывала его с Пушкиным. Единственный среди вынужденного молчания некролог на смерть поэта («Солнце русской поэзии закатилось») принадлежал Одоевскому. Разочарование в мистицизме и религиозной философии, которое утвердилось в результате встречи с Шеллингом в 1842 году в Берлине, привело к перелому в философской эволюции Одоевского. В результате к концу 40-х годов он пришел к «положительному взгляду на природу», к однозначному признанию «авторитета фактов». Впервые это отражено в «Русских письмах» (1847), и на этой позиции Одоевский оставался до конца жизни, чему немало способствовали рационалистический склад ума и многолетние занятия естественными науками. Философские воззрения позднего Одоевского отмечены элементами позитивизма, сенсуализма, в целом соответствовали реализму 60-х годов XIX века.

Проблему человека Одоевский пытался решить в духе психофизического параллелизма, разделял теорию органицизма, рассматривая об-во и человека как организмы, устроенные по аналогии с химическими или биологическими. Тем самым он механически переносил законы развития природы на развитие общества. Для философской позиции Одоевского характерны принципиальная незавершенность, фрагментарность, противоречивость. Сотни философских рукописей в жанре научных заметок вне всякой системы объединены им под парадоксальным названием «Житейский быт». Они составляют значительную часть его архива. Одоевский был деятельным просветителем. Долгие годы он редактировал «Сельское обозрение», в 1843-1848 годы вместе с А. П. Заблоцким-Десятковским тысячными тиражами выпускал книжки «Сельское чтение», где доступно излагались основы научных знаний. Одоевского интересовали проблемы педагогики и формирования личности.

Наряду с созданием детских сказок, наиболее известной из которых является «Городок в табакерке», он работал над теоретическими проблемами воспитания детей младшего возраста. Много внимания он уделял библиотечному делу. Будучи одним из первых теоретиков музыки, он занимался изучением, возрождением и популяризацией древнерусского певческого искусства. Одоевский был сторонником конституционной монархии, последовательным противником крепостного права. Гласность суда, равенство всех сословий перед судом, просвещение народа - таковы его общественные идеалы. В 1861 году находясь на службе в московском департаменте Сената, он принимал активное участие в разработке судебной реформы. Выступал также с резкой критикой нигилизма шестидесятников. Одоевский поражал современников энциклопедическим характером образования и многосторонней неутомимой деятельностью. Отмечали редкую честность, неограниченную сердечную доброту и скромность как основные свойства его личности. О. скончался в должности сенатора и в звании гофмейстера двора, похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве. На бездетном Владимире Федоровиче оборвался род Одоевских. Значительная часть философского наследия Одоевского, до сих пор не опубликованная, находится в Отделе рукописей ГПБ и в Отделе рукописей ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) в Петербурге.

И. Ф. Худушина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 439-440.

Сочинения: Русские ночи. Л., 1975; Соч.: В 2 т. М., 1981;Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В. Ф. Одоевского, 1859-1869 // Литературное наследство. Т. 22-24. М., 1935; Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. М., 1974. Т. 2.

Литература: Каменский 3. А. Московский кружок любомудров. М., 1980; Сакулин П. Н. Из истории русскою идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913. Т. 1, ч. 1-2; Walicki A. The Slavophile Controversy. History of a Conservative Utopia in Nineteenth-Century Russian Thought. Notre Dame; Indiana, 1989.


Вернуться на главную страницу Одоевского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС