Ортега-и-Гассет Хосе
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Ортега-и-Гассет Хосе

1883-1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Хосе Ортега-и-Гасет

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ, Хосе (1883-1955) — испанский философ, представитель философии культуры и философской антропологии, общественный деятель. Родился в Мадриде. Учился в Мадридском центральном университете, затем в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1911- 1936 гг. руководил кафедрой метафизики Мадридского университета. Основал «Союз защиты республики», в 1931 г. участвовал в свержении монархии. Эмигрировав из Испании (1936), О.-и-Г. публично выступал против фашизма. Возвратившись в Мадрид (1948), основал Институт гуманитарных наук. Философскую деятельность О.-и-Г. начал как неокантианец. Его дальнейшее идейное развитие связано с влиянием философии жизни, прежде всего Ф. Ницше и В. Дильтея, отождествившего понятия «жизнь» и «история» и создавшего на основе философии жизни так называемое историческое мировоззрение, на позиции которого встал О.-и-Г. О.-и.-Г. выражает характерную для философии истории XX в. тенденцию к построению онтологии; он представляет то направление в философии, которое в противовес гносеологизму («методологизму») неокантианства с его исследованием специфики исторического знания и феноменализму позитивистского мышления стремилось возвратиться к рассмотрению самого предмета, т. е. ответить на вопрос, что такое историческое бытие. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры О.-и-Г. стремился раскрыть как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого экзистенциализма (М. Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как общение в жизни с помощью «жизненного разума». Свой синтез различных философских концепций О.-и.-Г. называл «рациовитализмом». В философии и социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и.-Г. «Восстание масс» (1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считал основным феноменом XX в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого общую социальную дезорганизацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). Оказал влияние на европейскую социологию главным образом в постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры». 

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 293-294.


Вернуться на главную страницу Ортеги-и-Гассета

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС