Пикуль Валентин Саввич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пикуль Валентин Саввич

1928 - 1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Валентин Саввич Пикуль

Пикуль Валентин Саввич (1928/1990) — советский писатель. Автор исторических романов, многие из которых посвящены «морской» теме. Наиболее известны: «Битва железных канцлеров», «Мальчики с бантиками» и др. Некоторые из романов экранизированы: «Моонзунд», «Баязет», «Богатство», «Фаворит», «Пером и шпагой», «Реквием каравану PQ-17». Написал около 150 миниатюр; по короткому роману «Ступай и не греши» так же снят фильм. Некоторое время жил в Риге, где и похоронен.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 218.


Пикуль Валентин Саввич (1928 - 1990), прозаик.

Родился 13 июня в селе Кагарлык в семье матроса. Семья переезжает в Ленинград, где их застает война. Отец служит на Севере. Зиму тринадцатилетний мальчик прожил в блокадном Ленинграде, в 1942 был эвакуирован. Решил пробираться к отцу на Северный флот, но отец уже был на передовой (погиб в боях за Сталинград, будучи комиссаром батальона морской пехоты).

С пятнадцати лет будущий писатель служит на Северном флоте, юнгой на корабле, в 16 лет становится командиром боевого поста, позже - штурманским электриком.

После войны, не имея высшего образования, занимается самообразованием, решив посвятить себя литературной деятельности. Ищет свой путь в течение нескольких лет: пишет стихи, рассказы, обращаясь к истории Севера, затем к истории России. Работает без выходных и отпусков, как на войне. Постепенно становится обладателем уникальной библиотеки (11 тысяч томов), собирая необходимые материалы по истории государств. Начинает работать над первым историческим романом - "Баязет", вышедшим в 1961. Затем последовали романы: "Париж на три часа" (1962); "На задворках великой империи" (1964); "Из тупика" (1968); "Реквием каравану PQ-17".

В 1971 в журнале "Звезда" был опубликован роман Пикуля "Пером и шпагой". Все его книги пользовались огромным успехом, популярность его была необыкновенной. Работоспособность Пикуля была уникальна.

В 1974 увидел свет роман "Слово и дело". В 1980-е появляются романы: "Три возраста Окини-сан", "Фаворит", "Честь имею".

В 1983 пишет "Миниатюры", своеобразные маленькие романы.

Титанический труд был прерван смертью, наступившей 17 июля 1990.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Пикуль Валентин Саввич (13.07.1928, Ленинград — 17.07.1990, Рига). Отец — инженер-корабельщик, в войну добровольцем ушёл в морскую пехоту и погиб под Сталинградом. В 13 лет убежал из Архангельска, куда эвакуировались родные, в школу юнг на Соловки, о чём позже, уже в 1974 году рассказал в автобиографической повести «Мальчики с бантами». В 1943 году стал служить на эскадренном миноносце «Грозный». Участвовал в конвоировании союзных караванов. В 1945 году перед сходом на берег штурман Горбунов выдал будущему писателю следующую характеристику: «Юнга В.С. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков». После войны поступил в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, откуда спустя три учебных четверти был отчислен за неуспеваемость. Бывшего юнгу начала затягивать ленинградская богемная среда. В 1946 году Пикуль задумал свой первый роман с претенциозным названием «Курс на солнце». Спустя два года под будущую книгу он даже получил в журнале «Звезда» по протекции Юрия Германа аванс. Но роман не получился. В журнале Пикулю много напортила редактор маршаковской школы Любарская. Она так отредактировала рукопись Пикуля, что в ней мало что осталось от автора. На эту неудачу наложилась ещё и семейная драма. Тёща долбила, что способна прокормить дочь, внучку, себя, но не зятя. Уничтожив все рукописные экземпляры «Курса...», Пикуль взялся за другой роман. «Океанский патруль», посвящённый войне, вышел лишь в 1954 году. Эта книга потом ещё дважды переиздавалась (в 1957 и 1961 годах), но Пикуль позже всячески от неё открещивался, говоря, что вот пример тому, как не надо писать романы. В конце 1950-х годов в жизнь Пикуля ворвалась новая женщина — Вероника, ставшая его путеводной звездой. В 1961 году Пикуль издал первый исторический роман «Баязет», воскрешающий историю обороны Баязетской крепости во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. Впоследствии Пикуль, поняв, что всю историю охватить невозможно, решил на какое-то время ограничить себя в основном XVIII веком, избрав точкой отсчёта смерть Петра I в 1725 году и дойдя до событий 1825 года. Постепенно сложилось несколько томов о 18-м веке. Открывает этот цикл роман «На задворках Великой империи». Затем идут романы «Пером и шпагой», «Слово и дело». А завершает серию роман «Фаворит» (1984). Впрочем, потом появились и другие циклы (например, о русско-японской войне, состоящей из романов «Богатство» (1977), «Три возраста Окини-сан» (1981), «Крейсера» (1985) и «Каторга» (1987). Лучшей книгой писателя стал роман «Реквием каравану PQ-17» (1973). Публикация в 1979 году в журнале «Наш современник» (№№ 4 — 7) романа «У последней черты» вызвала не просто яростные споры. Среди тех, кто не принял роман, были не только либералы. Валентин Курбатов 24 июля 1979 года писал В.Астафьеву: «Вчера закончил чтение пикулевского «Распутина» и со злостью думаю, что журнал очень замарал себя этой публикацией, потому что такой «распутинской» литературы в России ещё не видели и в самые немые и постыдные времена. И русское слово никогда не было в таком небрежении, и уж, конечно, русская история ещё не выставлялась на такой позор... Теперь уж и в уборных как будто опрятнее пишут» («Крест бесконечный». Иркутск, 2002). Юрий Нагибин в знак протеста после публикации романа вышел из редколлегии журнала «Наш современник». Сам же Пикуль считал, что его во многом подставил главред С.Викулов. У писателя в то время умирала жена, он был в страшной депрессии, а Викулов взял да вытащил без ведома автора из рукописи и опубликовал в журнале только одну линию. В полном виде роман под названием «Нечистая сила» впервые вышел лишь на излёте перестройки. Впрочем, секвестры преследовали писателя чуть ли не всю жизнь. Например, в первом издании романа «Фоворит» (Л.: Лениздат) из 75 авторских листов редакторы и цензоры оставили лишь 63. «Выбросили всю польскую линию, ибо как раз в это время была «заваруха» в Польше, — говорил Пикуль в 1988 году, — убрали линию «гайдаматчины», отыскав в ней намёки на бандеровское движение, изъяли всю линию княгини Дашковой, ибо мои оценки этой женщины никак не совпадали с мнениями рецензентов <...> Издательство отсекло от романа даже целую часть — заключительную, где рассказывалось о том, что было после смерти князя Потёмкина-Таврического» («Книжное обозрение», 1988, 1 января). В конце 1980-х годов пикуль выпустил роман «Честь имею», посвящённый русской контрразведке начала 20 века. Как признавался писатель в интервью С.Журавлёву, «роман мой — военно-политический. И хотя главное действующее лицо его — разведчик, так сказать, избранник судьбы, личность сильная, с очень развитым интеллектом, с колоссальной интуицией, я всё же старался уходить от детективных приёмов. Главное для меня было — развернуть биографию человека на фоне кризисных ситуаций конца XIX — начала ХХ века, повлекших за собой первую мировую войну и революцию в России» («Наш современник», 1989, № 2). Лауреат Госпремии России (1988). С 1963 года жил в Риге.

Вячеслав ОГРЫЗКО


Пикуль Валентин Саввич (13.07.1928—16.07.1990), писатель. Родился в Ленинграде. Окончил 5 классов школы, был эвакуирован из Ленинграда в Архангельск. Окончил школу юнг на Соловках, в 15 лет стал рулевым на эскадренном миноносце. Ни аттестата зрелости, ни дипломов у Пикуля не было.

Первый роман Пикуля «Океанский патруль» (1954) написан о войне, в нем нередки обращения к прошлому. Уже тогда писатель ощутил сопряженность событий 40-х ХХ в. с важными этапами становления русской нации и государства.

Первый исторически роман Пикуля — «Баязет» (1961), повествующий об обороне Баязетской крепости в годы русско-турецкой войны 1877—78. Пикуль — противник приукрашивания истории. Прошлое, по мнению писателя, должно получить бескомпромиссную оценку, важно отделить подлинную правду от различных напластований. Пикулю свойственно контрастное изображение действительности, ему чужда недоговоренность. «Баязет» — роман о патриотизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять… И выстояли».

Пристальный интерес Пикуля вызывает русский XVIII в. Не только хронологическая последовательность событий сближает роман «Слово и дело» (1974), о России 30-х XVIII в., с романами «Пером и шпагой» (1972), где художественно исследованы 40-е и 50-е, и «Фаворитом» (1984), книгой о времени Екатерины II и Потемкина. Эти романы скрепляет единая идея и общий герой — Россия. Роман «Битва железных канцлеров» (1977), по словам Пикуля, является логическим продолжением романа «Пером и шпагой». Повествование раскрывает единоборство двух политических систем в лице русского министра М. Горчакова и прусского канцлера Бисмарка. «Битва железных канцлеров», по определению Пикуля, — «политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе русской дипломатии. Пикуль избрал форму романа-хроники. Перспективными Пикуль считал традиции исторического романа Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев». Пикуль активно привлекал палитру художественных средств, характерных для различных романных разновидностей. Герои романов Пикуля, как правило, — люди реально существовавшие. Их участие в исторических событиях зафиксировано в документах, закреплено в народной памяти. Роман «Пером и шпагой», напр., напоминает движущуюся киноленту. Принцип драматургической подачи материала подчеркнут названием глав («действие первое — подступы», «действие второе — приступы»). Небольшие введения — «занавесы» — играют роль ремарок, в них дается расстановка фигур и необходимые сведения об историческом времени. Главы завершаются заключениями, создающими иллюзию развертывающейся инсценировки истории. Напряженная авторская мысль, цементирующая воедино мастерски нарисованные портреты, исторические эпизоды, драматические сцены, постоянное присутствие автора (заинтересованного в том, чтобы читатель ощутил тесные контакты между жизнью, которой он живет, и жизнью прошлого) делают роман Пикуля злободневным.

«Слово и дело» по времени, в нем описанному, близко к «Петру Первому» А. Н. Толстого. Опираясь на традиции предшественника, Пикуль создает оригинальное произведение. Пикуль стоит перед трудной задачей художественно истолковать совсем иную для России пору — пору разрушения многого из того, что было достигнуто Петром. В центре повествования — образ «императрицы престрашного зраку» Анны Иоанновны и печально отразившиеся в народной памяти образы Бирона, Остермана, Левенвольде. Главная линия романа связана с борьбой Артемия Волынского и его конфидентов за национальную честь и достоинство России. По мнению Пикуля, «Артемий Волынский давно принадлежит истории как патриот, как гражданин. Но образ этого человека сложен и противоречив…». Герой раскрыт в романе как сложная, противоречивая, необузданная и яркая натура. С сарказмом и злой иронией изображены в романе Анна Иоанновна и ее окружение. Назвав отдельные части романа летописями, Пикуль подчеркивал свою приверженность хронологическому и документальному принципу. Наиболее выразительные факты и детали исторического времени подаются писателем в укрупненном и заостренном плане. Авторский комментарий, вопросы к читателю усиливают эмоциональный пафос романа, придают произведению напряженность, обнажают страсть художника-публициста.

В «Фаворите», следуя принципам хроники, писатель восстанавливает пеструю картину развития России во 2-й пол. XVIII в. В центре повествования два героя — Екатерина II и кн. Потемкин. Рисуя далеко не однозначные характеры героев, Пикуль преодолевает несколько одностороннюю трактовку императрицы, а главное — открывает сегодняшнему современнику образ Потемкина. Пикулю важно передать колоритность, незаурядность, необузданность натуры героя, а главное — показать крупным планом те стороны его неутомимой деятельности, которые шли на благо России. Сделано это ярко, броско, заинтересованно.

Под общим заглавием «Под шелест знамен» (1985) объединены 2 романа Пикуля — «Париж на три часа» (первая публикация — 1962; перераб. ред. — 1985) и «Каждому свое» (автор обозначил даты работы над романом: «1 янв.—17 апр. 1983, Рига»). Пикуль предложил в этих произведениях оригинальное прочтение образа Наполеона, создал героический портрет республиканца генерала Моро.

Творческое внимание Пикуля приковано также к событиям, которые происходили в канун революции 1917 и сразу же после нее: романы «Из тупика», «Моонзунд» (1975). В романе «Моонзунд» Пикуль предлагает свое прочтение образа Колчака, человека умного и смелого, одаренного военным талантом, знатока минного дела, ученого-гидрографа, известного своими научными открытиями.

80-е были временем активной писательской деятельности Пикуля. Помимо вышедшего в 1984 «Фаворита», был написан сентиментальный, по определению автора, роман «Три возраста Окини-сан», роман «Крейсера». Роман «Барбаросса» (первая публ.: Наш современник. 1991. № 2—8) — последнее произведение Пикуля.

Филатова А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Пикуль Валентин Саввич [13.7.1928, Ленинград — 16.7.1990, Рига] — прозаик.

Отец Пикуля, по словам писателя, «начал жизнь матросом на балтийских эсминцах, а закончил ее комиссаром морской пехоты в руинах Сталинграда». До войны Пикуль окончил 5 классов школы, был эвакуирован из Ленинграда в Архангельск. Окончил школу юнг на Соловках, в 15 лет стал рулевым на эскадренном миноносце. Ни аттестата зрелости, ни дипломов у Пикуля не было. После войны Пикуль вернулся в Ленинград. С 1963 жил в Риге.

Первый роман Пикуля «Океанский патруль» (1954) написан о войне, в нем нередки обращения к прошлому. Уже тогда писатель ощутил сопряженность событий 1940-х с важными этапами становления русской нации и государства. Позднее в романе «Слово и дело» Пикуль не раз заметит, что история умеет помнить, но история умеет и забывать. Задача романиста, по Пикулю, состоит в том, чтобы заставлять историю вспоминать. Первый исторический роман Пикуля — «Баязет» (1961), повествующий об обороне Баязетской крепости в годы русско-турецкой войны 1877—78. Пикуль — противник приукрашивания истории. Прошлое, по мнению писателя, должно получить бескомпромиссную оценку, важно отделить подлинную правду от различных напластований. Пикулю свойственно контрастное изображение действительности, ему чужда недоговоренность. «Баязет» — роман о патриотизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять... И выстояли».

Роман «На задворках великой империи» (ч.1 — «Плевелы», 1964; ч.2 — «Белая ворона», 1966) продолжает тему кризиса самодержавия, намеченную в «Баязете». В центре внимания оказались события, связанные с революцией 1905-07. Границы повествования значительно расширены. Возникает панорама эпохи, в которой обрисованы Европа, Петербург, Уренская губ., расположенная на границе Европы и Азии. Исторические события как бы выхвачены кинокамерой, даны в освещении, при котором особенно видны их уродливые стороны. Уренская история во многом подается через призму «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Персонажи романа сравниваются с героями великого сатирика: «В самом деле, стоит ли обращать внимание на человека, выскочившего в двадцатом веке из щедринской рамы "глуповского междоусобия"».

Пристальный интерес Пикуля вызывает русский XVIII в. Не только хронологическая последовательность событий сближает роман «Слово и дело» (1974) о России 1730-х с романами «Пером и шпагой» (1972), где художественно исследованы 1740-е и 1750-е, и «Фаворитом» (1984), книгой о времени Екатерины II и Потемкина. Эти романы скрепляет единая идея и общий герой — Россия. Роман «Битва железных канцлеров» (1977), по словам Пикуля, является логическим продолжением романа «Пером и шпагой». Повествование раскрывает единоборство двух политических систем в лице русского министра М.Горчакова и прусского канцлера Бисмарка. «Битва железных канцлеров», по определению Пикуля,— «политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе русской дипломатии. Пикуль избрал форму романа-хроники. Перспективными Пикуль считал традиции исторического романа Вяч.Шишкова «Емельян Пугачев». Пикуль активно привлекал палитру худож. средств, характерных для различных романных разновидностей.

Герои романов Пикуля, как правило,— люди реально существовавшие. Их участие в исторических событиях зафиксировано в документах, закреплено в народной памяти. Роман «Пером и шпагой», например, напоминает движущуюся киноленту. Принцип драматургической подачи материала подчеркнут названием глав («действие первое — подступы», «действие второе — приступы»). Небольшие введения — «занавесы» — играют роль ремарок, в них даются расстановка фигур и необходимые сведения об историческом времени. Главы завершаются заключениями, создающими иллюзию развертывающейся инсценировки истории. Напряженная авторская мысль, цементирующая воедино мастерски нарисованные портреты, исторические эпизоды, драматические сцены, постоянное присутствие автора (заинтересованного в том, чтобы читатель ощутил тесные контакты между жизнью, которой он живет, и жизнью прошлого) делают роман Пикуля злободневным.

«Слово и дело» по времени, в нем описанному, близко к «Петру Первому» А.Н.Толстого. Опираясь на традиции предшественника, Пикуль создает оригинальное произведение. Пикуль стоит перед трудной задачей художественно истолковать совсем иную для России пору — пору разрушения многого из того, что было достигнуто Петром. В центре повествования — образ «императрицы престрашного зраку» Анны Иоанновны и печально отразившиеся в народной памяти образы Бирона, Остермана, Левенвольде. Главная линия романа связана с борьбой Артемия Волынского и его конфидентов за национальную честь и достоинство России. По мнению Пикуля, «Артемий Волынский давно принадлежит истории как патриот, как гражданин. Но образ этого человека сложен и противоречив». Герой раскрыт в романе как сложная, противоречивая, необузданная и яркая натура. С сарказмом и злой иронией изображены в романе Анна Иоанновна и ее окружение. Назвав отдельные части романа летописями, Пикуль подчеркивал свою приверженность хронологическому и документальному принципу. Наиболее выразительные факты и детали исторического времени подаются писателем в укрупненном и заостренном плане. Авторский комментарий, вопросы к читателю усиливают эмоциональный пафос романа, придают произведению напряженность, обнажают страсть художника-публициста.

В «Фаворите», следуя принципам хроники, писатель восстанавливает пеструю картину развития России во второй половине XVIII в. В центре повествования два героя — Екатерина II и князь Потемкин. Рисуя далеко не однозначные характеры героев, Пикуль преодолевает несколько одностороннюю трактовку императрицы, а главное — открывает сегодняшнему современнику образ Потемкина. Пикуль важно передать колоритность, незаурядность, необузданность натуры героя, а главное — показать крупным планом те стороны его неутомимой деятельности, которые шли на благо России. Сделано это ярко, броско, заинтересованно.

Под общим заглавием «Под шелест знамен» (1985) объединены 2 романа Пикуль — «Париж на три часа» (1-я публ.— 1962; перераб. ред.— 1985) и «Каждому свое» (автор обозначил даты работы над романом: «1 января — 17 апреля 1983 г.Рига»). Пикуль предложил в этих произведениях оригинальное прочтение образа Наполеона, создал героический портрет республиканца генерала Моро.

Историческая достоверность общей картины времени в романах Пикуля отмечена профессиональными историками (Окунь С. Валентин Пикуль и его исторические романы // Пикуль В. Пером и шпагой. П., 1972; Мавродин В. Исторический роман из эпохи дворцовых переворотов // Пикуль В. Слово и дело. Л., 1974. Кн.1; Лимонов Ю. О романе В. Пикуля «Фаворит» // Пикуль В. Фаворит. Л., 1984).

Творческое внимание Пикуля приковано также к событиям, которые происходили в канун Октябрьской революции и сразу же после революции: романы «Из тупика», «Моонзунд» (1975), «Нечистая сила». В романе «Моонзунд» Пикуль предлагает свое прочтение образа Колчака, человека умного и смелого, одаренного военным талантом, знатока минного дела, ученого-гидрографа, известного своими научными открытиями.

В 1979 в журнале «Наш современник» (№4-7) был опубликован роман Пикуля «У последней черты». Содержание своей работы Пикуль определил как «рассказ о темных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола: летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями, а также достоверная повесть о жизни и смерти "святого черта" Гришки Распутина». Редакция «Нашего современника» сократила роман и изменила заглавие. Авторское заглавие «Нечистая сила» было восстановлено в более поздних книжных изданиях. Произведения Пикуля неоднократно были предметом критической полемики; наибольшую остроту она приобрела в отношении романа «Нечистая сила». Начало было положено статьей доктора исторических наук И.Пушкаревой «Когда утрачено чувство меры...» (Литературная Россия. 1979. 27 июля).

В 1985 в одном из газетных интервью Пикуль сказал, что «история — это инструмент острорежущий», и поэтому «хочет или не хочет исторический романист, но, садясь за рабочий стол, он уже силой обстоятельств невольно вовлечен в борьбу» (Советская Россия. 1985. 9 июня).

В романах Пикуля далекое прошлое нередко соотносилось с событиями Великой Отечественной и Второй мировой войны: роман «РСН7»(1973) и др.

1980-е были временем активной писательской деятельности П.Помимо вышедшего в 1984 «Фаворита», был написан сентиментальный, по определению автора, роман «Три возраста Окинисан», романы «Крейсера» (авторская дата завершения работы: Рига, 1985), «Каторга» (окончание работы: Рига, 1986). В 2-недельный срок Пикуль пишет бульварный роман «Ступай и греши». Пикуль сказал об этом романе: «Всю жизнь я писал военно-патриотические романы, но критики упрямо именовали меня "бульварным писателем"... Наконец я понял, что угодить нашим литературно-газетным зоилам можно лишь одним изуверским способом — написать воистину бульварный роман...» (Пикуль В. Славное имя Берегиня. М., 1990. С.392). В архиве Пикуля сохранились неоконченные произведения: романы «Псы господни», «Янычары», «Жирная, грязная и продажная».

В 1988 Пикуль начинает работу над романом о Сталинградской битве. Толчком послужили подробности о гибели Саввы Михайловича Пикуля, полкового комиссара, отца писателя.

Роман «Барбаросса» (1-я публ.: Наш современник. 1991. №2-8) — последнее произведение Пикуля. По замыслу писателя, «Барбаросса» — политический роман, в котором присутствует «большая стратегия и большая политика», «глобально-стратегический обзор событий» (Пикуль В.С. Делать карьеру непременно...: интервью // Политический собеседник. 1991. №8).

Пикуль удостоен высоких правительственных наград: награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1978, 1988), Орденом Отечественной войны II степени. Пикуль присуждены Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, литературная премия Министерства обороны СССР, премия им. М.А.Шолохова (1993, посмертно).

В 2002 сошел со стапеля корабль-тральщик «Валентин Пикуль».

Фонд Пикуля учредил литературные премии писателям-маринистам и стипендию его имени для студентов Московского литературного института. Произведения писателя переиздаются огромными тиражами.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 59-62.


Далее читайте:

Столыпин Аркадий Петрович. Крохи правды в бочке лжи. О книге В. Пикуля «У последней черты».

Николай Коняев. Валентин Пикуль. М., "Алгоритм". 2007.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пикуль В. Крейсера. Роман из жизни юного мичмана. "Роман-газета" № 19 (1049). 1986.

Пикуль В. Фаворит. Роман-хроника времен Екатерины II в двух томах. Т. 1. "Роман-газета" №№ 9 (1063) — 10 (1064). 1987.

Пикуль В. Фаворит. Роман-хроника времен Екатерины II в двух томах. Т. 2. "Роман-газета" №№ 13 (1091) — 14 (1092). 1988.

Пикуль В. Честь имею. Исповедь офицера российского Генштаба. Роман. "Роман-газета" №№ 13 (1139) — 14 (1140). 1990.

Океанский патруль. — Л., 1954;

Баязет. — Л., 1961;

На задворках великой империи: Роман. — Л., 1964;

Из тупика: Роман-хроника. — Л., 1968;

Пером и шпагой. — Л., 1972;

Моонзунд. — Л., 1973;

Мальчики с бантиками: Повесть. — Л., 1974;

Слово и дело. — Книга 1. — Л., 1974; Книга 2. — Л., 1975; Богатство. — Л., 1978;

Реквием каравану PQ-17. — Рига, 1979;

Невидимки. — М., 1993;

Полное собрание сочинений: В 30-ти т. — М., 1994;

Господа, прошу к барьеру! — М., 1997;

Честь имею. — М., 1997;

Из неизданного. — М., 1998;

Я мерил жизнь томами книг... — М., 2004;

Соч.: В 13 т., 18 кн. / Вступ сл. и сост. А. И. Пикуль; Под общ. ред. Л. М. Кузнецова. М., 1992;

Соч.: В 20 т. / Сост., предисл. и коммент. А. И. Пикуль. М., 1991;

Славное имя — Берегиня. М., 1990;

Площадь павших борцов // Роман-газета. М., 1992. № 5—6.

Избранные произведения: в 12 т. М., 1992;

Из рукописного наследия / подгот. рукописей к публ., сост. и вступ. статья А.И.Пикуль. М., 1993;

Барбаросса: Роман-размышление / сост. и комм. А.И.Пикуль. М., 2005.

Литература:

Огрызко В. Считаю свой день потерянным, если не узнаю что-то новое: [Беседа] // Книжное обозрение. — 1988. — 1 января;

Огрызко В. Честь имею // Учительская газета. — 1989. — 9 мая; Каменев С. Любовь к истории питая. — М., 1990;

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. — М., 1996;

Филатова А. // Русские писатели, ХХ век. — Ч. 2. — М., 1998;

Коваленко А. // Русские писатели 20 века. — М., 2000;

Чуликанов В. Курс на солнце // Литературная Россия. — 2000. — 1 декабря.

Мессер Р. Знакомые имена — новые встречи. Л., 1969;

Филатова А.И. К вопросу о многообразии исторического повествования (Романы-хроники В.Пикуля) // Фольклор и литература Урала. Вып.3. Пермь, 1976;

Герасимова Л. История в романе // Литературное обозрение. 1978. №8;

Гордин Я. Исторический роман или обработанный фольклор? // Там же;

Буганов В.И. Два писателя об истории России второй половины XVIII века // Вопросы истории. 1985. №4;

Обсуждаем роман В.Пикуля «Фаворит» // Литературное обозрение. 1986. №7;

Коняев Н. История Валентина Пикуля // Ленинградская панорама. Л., 1988;

Каменев С.Л. Любовь к истории питая: Портрет писателя В.Пикуля. М., 1990;

Гулыга А.В. Уроки классики и современность. М., 1990. С.299-322;

Юдин В.А. Человек. История. Память. М., 1990;

Гузанов В.Г. Правда о жизни и смерти Валентина Пикуля. М., 1991;

Юдин В.А. Роман-завещание Валентина Пикуля // Сибирь. 1994. №1;

Пикуль А.И. Валентин Пикуль: Из первых уст. М., 1995;

Волков М.Д. Сжигающий над столом пламя. Воспоминания о Пикуле. М., 1995;

Пикуль А.И. Уважаемый Валентин Саввич!.. Письма к писателю М, 1998;

Виноградов Ю.А. Сладкая каторга. Встречи с Валентином Пикулем. М., 1999;

Рычкова О. Символ нашей победы // Литературная газета. 2005. №19. 6-12 мая.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС