Правдухин Валериан Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Правдухин Валериан Павлович

1892-1939

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Правдухин Валериан Павлович

Правдухин Валериан Павлович (псевдоним В.Шанявец) [21.1(2.2).1892, ст.Таналыкская Орского у. Оренбургской губ. — 15.7.1939, в заключении] — критик, прозаик.

Родился в семье сельского священника. Учился в Оренбургской духовной семинарии, из 4-го класса был исключен за участие в первомайском митинге, издание журнала «Встань, спящий!» и размышления «о переустройстве мира». После ухода из семинарии выдержал экзамен на звание учителя второклассного училища, служил в Ак-Булакской школе Тургайской обл. (1911-13). Педагогический опыт Правдухина нашел отражение в пьесе «Новый учитель» (1925).

В 1914-1917 Правдухин учился на историко-филологическом факультете народного университета им. А.Л.Шанявского в Москве, где близко сошелся с С.А.Есениным. Глубокий след в памяти Правдухина оставили лекции известного искусствоведа А.В.Бакушинского по эстетической педагогике как основополагающей в воспитании гармонической личности.

В годы учебы в университете Правдухин побывал в Закавказье (спасался от преследований полиции).

Там его застала Февральская революция. Правдухин вступил в партию социалистов-революционеров. Был избран заместителем председателя революционного комитета Закатальского округа. Работал председателем уездного, затем губернского земства Оренбургской губ.

После Октябрьской революции Правдухин порвал с эсерами, возвратился на Урал, где в Челябинской губ. вместе с Л.Н.Сейфуллиной, ставшей его женой, заведовал местным политпросветом (1919-20).

В конце 1920 Правдухин переехал в г.Новониколаевск, руководил сибирским ГИЗом. Вместе с Е.М.Ярославским, В.Д.Вегманом, Ф.А.Березовским, Д.Г.Тумаркиным и другими был одним из инициаторови организаторов журнала «Сибирские огни». «Самой значительной "тягловой" силой в редакции был В.П.Правдухин. Он тянул всю основную работу редакции, писал рецензии напервые тоненькие книжки сибирских поэтов...Откликался на всякое новое произведение —не обязательно сибирское. Вступал в яростные схватки с критиком Н.Чужаком по важнейшим вопросам и течениям литературной жизни. Правил рукописи, писал письма авторам...» (Урманов К. Встречи с прошлым //Сибирские огни. 1967. №3. С.133).

На страницах «Сибирских огней» Правдухин зарекомендовал себя как талантливый литературный критик. Он разбирал разнообразные явления современной литературы, выступал по общим вопросам искусства, литературы. Эклектик по методологии, Правдухин отстаивал «эстетически свободное восприятие произведений». Его оппоненты (Н.Чужак) называли Правдухина «реставратором старой храмины» (Советская Сибирь. 1923. 14 февр.), «скрытым и необезвреженным врагом» (Вардин И. // На посту. 1925. №1(6). Столбец 76). С.Родов считал, что«критика Правдухина оказала заметное отрицательное влияние на большую часть художественной литературы истекшего пятилетия Сибири» (На ленинском пути. 1927. №2. 15 окт.).

В начале 1920-х выходят книги Правдухина «Виссарион Белинский — основоположник социальной эстетики» (1923), «Творец, — общество — искусство»(1923), сборник статей «Литературная современность» (1924). Правдухин писал о литераторах-современниках (Вс.Иванов, А.Фадеев, С.Есенин, Б.Пильняк, А.Малышкин и др.).

В 1923 Правдухин, по приглашению А.К.Воронского, переехал в Москву. Там писал литературно-критические статьи для «Красной нови», а также «Красной нивы», где заведовал отделом лит. критики. За связь с Воронским Правдухин подвергался ожесточенным нападкам «за осуждение псевдоклассики современного поэтического искусства», отражающего показной пафос социалистического строительства и классовой борьбы и не показывающего, по мнению Правдухина, подлинных человеческих чувств.

В середине 1920-х Правдухин отходит от литературной критики. Вместе с Л.Н.Сейфуллиной Правдухин написал несколько пьес: «Виринея» (1924), «Черный Яр» (1931). Выходят в свет очерковые книги «По излучинам Урала» (1929), «Годы, тропы, ружье» (1930), повесть «Гугенот из Териберки» (1931). Последняя подверглась резким нападкам критики за якобы искаженный показ большевистского руководства, идеализацию центрального образа повести — классового врага Лиллье. На-постовец Л.Левин писал в рецензии: «Возвращаясь к вопросу об авторском отношении к образу Лиллье, необходимо подчеркнуть гуманистическую идеализацию этого "последнего из гугенотов". Образ классового врага заслонен у Правдухина образом подвижника, великомученика, чуть ли не страдальца за высокие человеческие идеалы... Правдухин клевещет на рабочий класс, как клевещет на социалистическое наступление вся его книга». (Левин Л. Литература ликвидируемого класса // Ленинград. 1932. №1. С.85,87). «Кулацкой Тарабарией» назвал повесть Правдухина критик А.Селивановский (Правда. 1931. 4 нояб.; см. также: Залесский. Гугенот из Териберки на фронтах пятилетки // Литературная газета. 1931. 27 окт.).

Главное произведение Правдухина, в котором он продемонстрировал свой дар литератора, — исторический роман «Яик уходит в море» (первоначальное название — «Перелеты») из жизни уральских казаков. Начальные главы его публиковались в журнале «Красная новь» (1936. №2-4). Отдельным изданием роман вышел в 1937.

Страстный охотник и рыболов, путешественник, влюбленный в природу Урала, писатель-исследователь, Правдухин стремился художественно осмыслить закономерности исторического развития бывшей казачьей области. Его влекли события, до основания перевернувшие судьбы людей.

Основные события в романе «Яик уходит в море» развертываются в последней четверти XIX в. Нововведения властей, в частности, всеобщая воинская повинность для казаков, ранее шедших на царскую службу добровольно, было воспринято как «грабеж их старинных вольностей». Казаки взбунтовались, отказавшись подчиниться, написали челобитную об отмене высочайшего Положения. Бунтовщиков арестовали и предали суду, сослали в Аму-Дарьинский край. Это событие в пос. Соколинском размежевало не только богатых и бедных, но и нарушило соседство и родство.

В центре романа — семья яицких казаков Алаторцевых. Никита Алаторцев разоряет семью родного брата Ефима. Рушится любовь Василиста к Лизе Гагушиной и Насти к Клементию Вязниковцеву лишь потому, что их отец оказался высланным из поселка как смутьян. Молодые Алаторцевы прибегают к мести. Настя, убившая Клементия («он против казаков поступил нехорошо») умерла от горячки. Это происходит на глазах Лушки — самой младшей из Алаторцевых. Ее тайная любовь к Григорию Алаторцеву, брату Клементия, и ненависть к нему как к богатому, презирающему Василиста и других станичников, разбудила в ее душе сомнения.

Одна из художественных особенностей романа — ярко выписанные массовые сцены: традиционное багрение рыбы на Яике, посиделки молодежи, встреча казаками наследника в Уральске, гульбища, драки. Они помогают понять позицию Правдухина-художника, избравшего предметом художественного исследования казачью общину, ее старинный быт и уклад.

«Яик уходит в море» — многоплановое историческое повествование, густо населенное героями, что, с одной стороны, подчеркивает его народность, но с другой — вредит произведению. Ряд интересно задуманных образов обозначены лишь пунктирно: Игнатий Думчев, Степан Никольский, Лиза Гагушина, Елена Дудакова. Не всегда мотивированы поступки Луши Алаторцевой, блекло нарисован образ Марички — жены ярко выписанного «гулебщика», героя Иканской и Хивинской битв Ивея Марковича.

Особый колорит роману «Яик уходит в море» придают лирические отступления, поэтические описания природы, особенности народного языка. Быт яицкого казачества выписан в традициях раннего Гоголя.

В 1930-е Правдухин был заклеймен званием троцкиста. Ему не простили и эсеровского прошлого, несмотря на то что он публично признал свои прежние ошибки.

В 1937 Правдухин, выступавший в защиту М.Булгакова, был репрессирован. Реабилитирован посмертно.

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 113-115.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Репрессированное поколение. Или. 1937-й и другие годы (биографический справочник).

Сочинения:

Литература о революции и революционная литература // Сибирские огни. 1923. №1-2;

Творец — общество — искусство. Сибизд., 1923;

Яик уходит в море: роман. Челябинск, 1977.

Литература:

Сейфуллина в воспоминаниях современников. М., 1961. С.61-62, 86,113,128,166;

Юрасов И. Рождение журнала // Сибирские огни. 1962. №3;

Пермитин Е. Валериан Правду хин // Пермитин Е. Охотничье сердце. М., 1962;

Смирнов Н. Степной охотник // Охотничьи просторы. 1966. №2;

Карпова А. Снайпер пера и выстрела. К 75-летию со дня рождения Валериана Правдухина // Приуралье. 1967. 4 февр.;

Шмаков Ал. Валериан Правдухин // Правдухин В.П. Яик уходит в море. Челябинск, 1977. С.3-11.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС