Радлов Эрнест Леопольдович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Радлов Эрнест Леопольдович

1854-1928

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эрнест Леопольдович Радлов

Радлов, Эрнест Леопольдович (20.11.1854 г., Петербург, – 28.12.1928, Ленинград), русский философ, чл.-корр. АН СССР (1920). Образование получил в шестой С-Пб. гимназии и в С-Пб. университете по филологическому факультету. Слушал лекции в Берлине и Лейпциге. До 1917 года – библиотекарь философского отделения Императорской Публичной библиотеки. С 1917 года по 1924 год – директор Петербургской публичной библиотеки, редактор философского отдела.

По своим взглядам был близок религиозно-философской концепции Вл. Соловьёва, с которым его связывала личная дружба. Перевёл на русский язык «Этику» Аристотеля (1908), под ред. Радлова вышел первый русский перевод «Феноменологии духа» Гегеля (1913).

Читал лекции по логике на Высших женских курсах, по психологии и по истории философии в училище правоведения. В Александровском лицее читал историю философии. Помещал статьи по философии в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (МНП), «Вестнике Европы», «Archiv für Geschichte d. Philosophie», «Северном вестнике», «Русском обозрении», «Вопросах философии и психологии» и в Словаре Брокгауза и Эфрона.

До 1917 года был членом Ученого комитета при Министерстве Народного Просвещения и помощником редактора «Журнала МНП».

До настоящего дня его работа о «Философии», опубликованная в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не потеряла своей актуальности.

Источники:

1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), DVD-Soft, ООО «Сигма», г. С–Пб, 2003 г.

2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭС БиЭ), CD: (Р) 2002 IDDK, (С) 2002 Мультмедиа–издательство «Адепт».

Биографическую справку подготовил В.Г. Врачев.


Радлов Эрнест Леопольдович (20 ноября 1854, Петербург – 28 декабря 1928, Ленинград) – историк философии. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, учился в Берлинском и Лейпцигском университетах, но главным своим учителем считал Вл. С. Соловьева. Работал в Петербургской Публичной библиотеке заведующим философским отделом, с 1917 по 1924 был ее директором. В 1921–22 – председатель Философского общества при Петроградском университете. С 1920 – член-корреспондент Российской Академии наук. Редактировал философский отдел в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, был автором «Философского словаря» (СПб., 1904). Перевел на русский язык «Этику» Аристотеля (СПб., 1887), под его редакцией вышел новый русский перевод «Феноменологии духа» Гегеля (1913). Совместно с Н.О. Лосским редактировал непериодическое издание «Новые идеи в философии» (в 1912–14 вышло 17 выпусков). В 1920-е гг. участвовал в работе над изданием «Полного собрания творений Платона». В различные годы преподавал философию в Александровском лицее, Училище правоведения, на Высших женских курсах. Большую известность получил его «Очерк истории русской философии» (СПб., 1912). Отличительными чертами русской философии считал преимущественный интерес к этическим вопросам и стремление к объективному.

В.В. Ванчугов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 396-397.


Радлов Эрнест Леопольдович (20.11(2.12). 1854, Петербург - 28.12.1928, Ленинград) - историк философии, переводчик. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, учился в Берлинском и Лейпцигском университетах. Работал в Петербургской публичной библиотеке заведующим философским отделением, а с 1917 по 1924 год был ее директором. В 1921-1922 годы - председатель философского общества при Петроградском университете. Редактировал философский отдел в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Перевел на русский язык «Этику» Аристотеля (1908), под его редакцией вышел новый русский перевод «Феноменологии духа» Гегеля (1913). Главный редактор «Философского словаря» (1904; 2-е изд. - 1913).

В 1898 г. в статье о философии в России, написанной для 55-го т. («Россия») словаря Брокгауза и Ефрона, утверждал, что нельзя говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о фр., нем. или англ., и что национального философа типа, например, Р. Декарта, И. Канта, Ф. Бэкона в России не было. Философские науки (метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика) развивались у нас, как и на Западе, считает он, в связи, главным образом, с университетским преподаванием. 2-е изд. вышедшего в его редакции «Философского словаря» примечательно тем, что в нем формируется «пантеон» русских философов и фиксируется философский термин «всеединство». В указанный «пантеон» вошли: Авсенев (Феофан), А-р И. Введенский, Владиславлев, Гавриил (В. Н. Воскресенский), Галич, Гогоцкий, Голубинский, Грот, Данилевский, Дебольский, Кавелин, Каринский, Кареев, В. Н. Карпов, Козлов, Кудрявцев-Платонов, Лавров, Лопатин, Новиков, Новицкий, Сидонский, Сковорода, В. С. Соловьев, Страхов, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Юркевич и несколько авторов учебных пособий.

Относительно русской философии в словаре было сказано, что только за последнее время она стала обретать определенную самостоятельность (благодаря работам Кудрявцева-Платонова, Каринского и Соловьева), но и теперь в целом еще находится в зависимости от западноевропейских течений. В 1912 г. в «Очерке истории русской философии» Радлов утверждал, что, хотя русский народ пока не внес в общую сокровищницу философского творчества нового принципа, у русских нет вполне оригинальной философии, тем не менее было бы несправедливым считать, что существует лишь философия в России и нет русской философии. Нельзя не отметить, пишет он, ту смелую последовательность и решительность, с которой русская мысль делает выводы из посылок, хотя бы они и казались неприемлемыми. В основе этой решительности в крайних выводах лежат две характерные черты, общие всем тенденциям русской мысли. Во-первых, чисто отвлеченные вопросы философии, например, гносеологические, лишь в небольшой степени привлекают внимание русских философов; их интересуют по преимуществу вопросы практики и основа всякой практики - искание правды и смысла жизни. Этика - излюбленная отрасль исследования, и именно в этой сфере особенно поражает настойчивость и прямолинейность, с которой русская мысль стремится к оправданию самых крайних выводов. Во-вторых, и это непосредственно вытекает из указанной практической тенденции, все проявления русской мысли проникнуты «мистицизмом». Всем этим чертам мышления соответствуют некоторые характерные особенности русской жизни: жажда чудесного, искание пророчества, стремление к оправданию личного и общественного спасения, жажда мученичества, искание подвига и искупительной жертвы. Силе веры, выражающейся в жажде чудесного и в подвижничестве, соответствует и глубина разочарования. Ни в одной стране неверие и отрицание не принимали столь резких форм, как в России. Во 2-м изд. «Очерка» (1920) Радлов сделал значительные добавления био- и библиографического характера. Изменяется также и его представление об отличительных чертах русской философии. В качестве первой ее черты он отмечает преимущественный интерес к этическим вопросам, но не к самим по себе, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте, к переустройству жизни согласно принятым на веру принципам. Вторую характерную черту Радлов усматривает в «любви к объективному», в отрицании субъективизма как в области гносеологии, так и в обосновании этики.

В.В. Ванчугов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 513-514.

Сочинения: Этика Аристотеля. Спб., 1884; Отношение Вольтера к Руссо // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 2, 4; Об истолковании Аристотеля. Спб., 1891; Очерки из истории скептицизма. Иероним Гирнгайм // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 3; Очерк истории историографии философии. М., 1899; Учение Вл. Соловьева о свободе воли. Спб., 1911; Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Спб., 1913; Этика. Пг., 1921; Очерк истории русской философии. Спб., 1912; 2-е изд. Пг., 1920; Очерк русской философской литературы XVIII века //Журнал Петербургского философского общества «Мысль». Пг., 1922. № 2, 3; Лавров в русской философии // П. Л. Лавров. Пг., 1922; Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии. М., 2010; Очерк истории древнегреческой этики до Аристотеля. М., 2012.


Радлов Эрнест Леопольдович (20.11[2.12].1854—28.12.1928), историк, философ, издатель и переводчик философской литературы. Родился в C.-Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Затем продолжил образование в Берлине и Лейпциге. Долгое время работал в Петербургской публичной библиотеке, являлся заведующим философским отделением. В 1917—1924 — директор Петербургской публичной библиотеки. Редактор философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, занимался преподавательской деятельностью. Автор «Философского словаря». С 1920 — член-корреспондент РАН. В 1921—1922 — председатель философского общества при Петроградском университете. Известен также как переводчик — перевел на русский язык «Этику» Аристотеля (1908), под его редакцией вышел первый русский перевод «Феноменологии духа» Гегеля (1913) и др. Редактор (совм. с Н. О. Лосским) непериодического издания «Новые идеи в философии» (с 1912 по 1914 вышло 17 выпусков). Свое понимание философии Радлов наиболее полно изложил в работах «Введение в философию» (1912) и «Очерк истории русской философии» (1912, 1920). С его точки зрения любые попытки опровергнуть право философии на существование несостоятельны. Но одно дело, когда такие попытки предпринимаются из-за невежества, другое дело — опираясь якобы на «положительную» науку. Позитивизм смотрит на философию лишь как на одну из предварительных ступеней научного знания, которая должна исчезнуть, когда наука в достаточной мере разовьется. Но философия ни логически, ни исторически не сводима к науке. У них разные предметы, разные задачи. Если иметь в виду деятельность философа, то в решении задач философии значительную роль играла индивидуальность философа и его личный опыт. История выделила 3 основные философские задачи: объяснение явлений природы, объяснение человеческого познания и человеческой деятельности. Отсюда — 3 основных понятия философии: понятия бытия, истины и долженствования. Философия есть род универсального знания. Она не только истолковывает явления внешнего и внутреннего мира, но и указывает новые жизненные пути и новые идеалы. В связи с универсальным характером философии стоит требование систематичности ее положений: философия исходит из интуиции целого, поэтому-то все части ее должны представлять систему, исключающую возможность логических противоречий. Философия есть особая сфера духовного творчества человека, отличающаяся от области научной, религиозной, художественной и политической, но в то же время тесно связанной с ними. Если науки о природе исходят из восприятий, то философия — из идей, главное ее средство — созерцание. В то же время предметная их связь — как часть и целое в окружающем нас мире. У русской философии имеются свои специфические черты в сравнении с философией западных стран. Во-первых, чисто отвлеченные системы лишь в небольшой степени привлекают внимание философов. Их интересуют, по преимуществу, вопросы практики и основа всякой практики — искание правды и смысла жизни. Этика — излюбленная отрасль исследования, и именно в этой сфере особенно поражает настойчивость и прямолинейность, с которой русская мысль стремится к оправданию самых крайних выводов. Во-вторых, — и это непосредственно вытекает из указанной практической тенденции, — все проявления русской мысли проникнуты «мистицизмом». Всем этим чертам философствования русских соответствуют некоторые характерные особенности их жизни: жажда чудесного, искание пророчества, стремление к оправданию личного и общественного спасения, жажда мученичества, искание подвига и искупительной жертвы. Силе веры, выражающейся в жажде чудесного и в подвижничестве, соответствует и глубина разочарования. Ни в одной стране неверие и отрицание не принимали столь резких форм, как в России.

П. А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Этика Аристотеля. СПб., 1884;

Очерк истории историографии философии. М., 1899;

Учение Вл.Соловьева о свободе воли. СПб., 1911;

Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913;

Мистицизм в современной философии. – «Новые идеи в философии», сб. 5. Теория познания. СПб.» 1913;

Этика. Пг., 1921.

Отношение Вольтера к Руссо // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 2, 4;

Об истолковании Аристотеля. СПб., 1891;

Очерки из истории скептицизма. Иероним Гирнгайм // Вопросы философии и психологии. 1893.

Ученая деятельность проф. М. И. Каринского. Вып. 1—2. СПб., 1895;

История философии. Лекции. Кн. 3. СПб., 1897;

Очерк истории историографии философии. М., 1899;

Характер творчества Вл. Соловьева. СПб., 1909;

Очерк истории русской философии. СПб., 1912; Изд. 2-е. Пг., 1920;

Самонаблюдение в психологии // Там же. Сб. 9:

Методы психологии. СПб., 1913;

Философский словарь. М., 1913;

Гносеология Вл. Соловьева. М., 1913;

К. Гельвеций и его влияние в России. Пг., 1917;

Введение в философию. Пг. 1919; Этика. Пг., 1921.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС