Сабило Иван Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сабило Иван Иванович

р. 1940 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сабило Иван Иванович

Сабило Иван Иванович [22.4.1940, Минск] — прозаик, публицист, переводчик.

Происходит из дворянского рода, ведет свою родословную от Ивана Сабиллы — начальника казачьих войск, пожалованного гербом и землями от великого князя Литовского Витовта. Отец — преподаватель спецтехнологии в Минском железнодорожном училище; мать — из семьи белорусского ксендза, служащая.

Свое детство, проведенное среди рабочей аристократии, Сабило впоследствии описал в повести «Товарная станция» (Аврора. 1997. №5-6). С 12 лет занимался хореографией во Дворце пионеров. С 15 — боксом в обществе «Трудовые резервы», стал призером первенства Минска среди юношей. «От избытка чувств и разнообразия жизни стал писать стихи» (Автобиография. Отдел новейшей литературы. ИРЛИ РАН). Окончил железнодорожное училище, переехал в Ленинград, где стал победителем городского первенства по боксу. Под впечатлением повести Р.Погодина «Дубравка» 20-летний Сабило начинает писать прозу и в 1964 в журнале «Неман» (№2) публикует первый рассказ «Ровеснику».

Окончил Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта. Работал преподавателем в системе профтехобразования, в ВВМУ им. Фрунзе, тренером по боксу, литературным сотрудником. В 1971 стал участником Конференции молодых писателей Северо-Запада (в семинаре Р.Погодина). Творчество и личность последнего оказали большое влияние на становление Сабило-писателя, впоследствии прозаик дал Сабило рекомендацию в СП СССР (1983).

В 1970-90-е повести и рассказы Сабило печатались в журнале «Аврора», «Нева», «Костер», «Неман», «Наш современник», «Кругозор», сборник и альманах «Точка опоры», «Дружба», «Медный всадник», «России сердце не забудет», «Не ради славы» и др. Публицистические выступления Сабило в защиту языка, культурных ценностей России публиковались в газете «Правда», «Вечерний Ленинград», «Санкт-Петербургские ведомости», «Литературная Россия», «Литературный Петербург», «Российский писатель».

Первая книга Сабило — «Пробуждение» — вышла в 1977; в том же году на Ленинградском телевидении по книге был поставлен одноименный фильм-спектакль. Вторая — «Показательный бой» — вышла в Москве в 1980 и была удостоена диплома Всесоюзного литературного конкурса им. Н.Островского на лучшее произведение о молодежи.

С мая 1993 Сабило возглавляет Петербургскую организацию СП России. Активная гражданская позиция Сабило определила объем и направление его общественной деятельности. В 1993 он выступил на Объединенном пленуме творческих союзов России в Санкт-Петербурге с предложением обратиться в Государственную Думу и к Президенту о необходимости разработки и принятия Закона РФ об использовании и защите русского языка. Отвергнутое пленумом, это предложение тем не менее было принято на общем собрании Санкт-Петербургского отделения СП России в 1994. В том же году создал и в сопредседательстве с членом-корреспондентом РАН Н.Н.Скатовым возглавил оргкомитет по выработке предложений в проект Закона РФ о языке.

В 1997 Сабило избран членом-корреспондентом Академии Российской словесности, в 1998 — действительным членом Петровской академии наук и искусств. В июне 1998 создал и возглавил газету «Литературный Петербург». Сабило — секретарь СП России, член редсовета «Роман-журнал XXI век».

Сабило так определяет свое творческое кредо: «Во всех своих произведениях стараюсь следовать традициям русской прозы — высотой помыслов, любви к человеку, почтения и глубокого уважения к женщине. Убежден, что мужество современного писателя в том, чтобы писать традиционно» (Автобиография).

Большое место в произведениях писателя занимает тема детства, взаимоотношений родителей и детей, учащихся и педагогов. Герой повести «Показательный бой» (впервые опубл. в 1976), молодой человек, пытается противостоять несправедливости и сохранить чувство собственного достоинства. Повесть «Прикосновение к жизни» (1977) рассказывает о трудном периоде послевоенной поры, судьбах полубездомных детей, отцы которых не вернулись с войны. «Остаюсь в заслоне» — повесть о партизанском отряде, о жизни и подвиге пионера-героя Саши Бородулина. Тема верности и порядочности звучит в повести «Все дни прощания» (1984), герой которой не может смириться с предательством отца по отношению к умирающей матери. В повести «Пострадавших не будет» (1986) автор исследует мотивы поведения директора ПТУ.

В сборник «Последние каникулы» (1988) вошли повесть «Степень готовности» и рассказы о спортсменах, о победах, одержанных главным образом в борьбе с самим собой. Жестокий, трудный, но полный светлых перспектив мир послевоенного детства воссоздан в повести «Товарная станция». «У героев Сабило душа открыта миру и желает миру добра... жизнь этих людей согрета авторской любовью» (Кречетов В. Как мало мы знаем друг друга... С.4).

Изменение обстановки в стране, развал Советского Союза, расстрел парламента побудили Сабило обратиться к публицистике и мемуаристике. Теперь «мир, изображению которого он посвятил свои лучшие книги, разрушен, растворился в дымке воспоминаний... Новая жизнь открывается ему во всей ее жестокости и чудовищной несправедливости, о которой душа просто кричит», в публицистике Сабило «верен себе и миру своих героев... он отстаивает их ценности, их право быть хозяином в своем доме, и право просто быть» (Кречетов В. Как мало мы знаем друг друга... С.4). Статьи, выступления, интервью, в которых писатель размышляет о последствиях реформ, падении нравственности и культуры, целенаправленном разрушении всего лучшего, что создавалось десятилетиями, вошли в книгу «Приговор» (1997). Включенный в книгу остросюжетный, почти детективный анализ-расследование Сабило истории раскола писательских организаций послужил поводом к полемике Г.Мурикова (День литературы. 1997. №5) с В.Топоровым (День литературы. 1997. №4).

Мемуарная повесть «Человек, которого не было» (Аврора. 1996. №11-12) посвящена колоритной фигуре С.Довлатова, с которым Сабило связывала многолетняя дружба.

Судьба страны и современников, размышления о противоречивости жизни, боль за поруганное Отечество отражены в большом исповедальном романе «Открытый ринг» (2000). Книга, охватывая полвека жизни России, повествует о становлении личности автобиографического героя. Она предельно откровенна, все персонажи — реальные лица, выведенные под своими собственными именами. В результате получилось «удивительно динамичное, захватывающее, хотя и не бесспорное произведение... Автор... не боится говорить правду в глаза, как бы горька она ни была» (Аврутин А. Открытый ринг Ивана Сабило // Немига литературная. Минск. 2001. №1). В книге воссоздана атмосфера времени, житейская и литературная среда 1950-80-х. Фигуры спортсменов, политиков, литераторов (Р.Погодин, С.Довлатов, С.Михалков, Д.Гранин, А.Чепуров, В.Арро, Б.Никольский и др.), споры о Сталине, Горбачеве и «межняках» (эвфемизм Сабило для обозначения беспочвенной, вредоносной культурно-этнической прослойки) спрессованы в единый сюжет, обрисованы в живых сценах, диалогах.

Критики отметили внутренне единство книги, обусловленное единством стиля, душевного настроя, нравственной оценки событий. Поэзия и публицистика сплавлены в ней воедино. «Открытый ринг» «чрезвычайно ценен стремлением автора... цельно и непредвзято увидеть течение жизненного потока, как в незначительных, так и в значительных его поворотах, всегда соотносимых с собственной судьбой». Наряду с воспоминаниями С.Куняева «Поэзия. Судьба. Россия», книга Сабило — «прорыв сквозь завесу молчания» (Муриков Г. — С.3). Критик полагает, что «эротический флер, наброшенный на стройную логику текста, придает ему ту художественную полноту, которая, собственно говоря, и позволяет назвать "Открытый ринг" романом» (Муриков Г.— С.3).

В 2003 опубликована новая книга Сабило «От земли до неба», в которую вошли повести и рассказы разных лет.

Сабило — автор драмы «Несчастье или преступление» (СПб., 1994) и нескольких радиопостановок («Саша Бородулин», «Портфель для Настеньки» и др.). Перевел на русский язык. стих, белорусских поэтов (Неприкаянные стихи // Медный всадник: [Альм.]. СПб., 1998) и книгу лирики В.Морякова «Я жить хотел» (СПб., 2002).

За участие в выездном пленуме СП России в Чечне Министерство обороны РФ наградило писателя медалью «За боевое содружество». Сабило — лауреат литературной премии им. В.Пикуля (1998), Всероссийской литературной премии им. Ф.Абрамова (2002), премии правительства Санкт-Петербурга (2003) за роман «Открытый ринг».

В.Д.Ивановский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.244-247.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пробуждение: повесть. Л., 1977;

Показательный бой: повести. М., 1980;

Остаюсь в заслоне: повесть [в соавт. с И.Чащиным]. Л., 1982;

Все дни прощания: повести. М., 1984;

Пострадавших не будет: Повести и рассказы. П., 1987;

Последние каникулы: Повесть и рассказы. Л., 1988;

Приговор: Заметки писателя. СПб., 1997;

Открытый ринг: роман. СПб., 2000;

От земли до неба. СПб., 2003. Публицистика: Роман «Заблуждение»: Взгляд в будущее // Литературная Россия. 1994. №42;

Сберечь язык — сберечь народ // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 14 июня;

Святое поколение войны // Литературный Петербург. 1999. №1;

Межняки в литературе и жизни // Литературный Петербург. 2001. №2;

Мальчишка с того перекрестка: Повести, рассказы, эссе. Минск, 2005;

Война была долгой: повести. СПб., 2005;

До выстрела: документально-художественный роман. СПб., 2005.

Литература:

Филюшкина С. Современный студент, каков он? // Литературная газета. 1977. №25;

Ермолин Е. Время действия — сегодня // Детская литература. 1987. №12. С.16-17;

Смирнов-Охтин И. Былое бездумье // Нева. 1997. №9. С.69-77;

Горышин Г. Есть ли на литературной карте Петербург?// Аврора. 1998. №3-6. С.15-19;

Кречетов В. Как мало мы знаем друг друга: О творчестве Ивана Сабило // Литературный Петербург. 2000. №1. С.4;

Муриков Г. Лезвие стиля // Литературный Петербург. 2001. №9. С.3;

Яркова М. О, слово русское, родное. СПб., 2002. Вып.2. С.22-27;

Дорогань О. Уцелевшее зеркало поколения // День литературы. 2002. №10. С.3;

Кречетов В. Верность прежним заветам [О творчестве Ивана Сабило] // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003. С.41-44.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС