Садофьев Илья Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Садофьев Илья Иванович

1889-1965

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Садофьев Илья Иванович

Садофьев Илья Иванович [12(24)7.1889, Петербург —17.7.1965, Ленинград] — поэт, публицист.

Родился в семье сезонного рабочего — строгальщика петербургского завода Сан-Галли. Когда Садофьеву исполнилось 5 лет, родители вернулись в родное с. Серебряные Пруды Тульской губ., где и прошло детство будущего поэта. Проучившись 2 зимы в земской школе, он ходил пастушонком за деревенским стадом. 13-летним подростком в поисках работы Садофьев приехал в Петербург, поступил мальчиком в чайную, затем работал на разных заводах столицы. В годы первой русской революции сблизился с революционерами-подпольщиками, усиленно занимался самообразованием, посещал общеобразовательные курсы при реальном училище А.С.Черняева. Важную роль в творческом самоопределении Садофьева сыграли Н.Рыбацкий (Н.И.Чирков), поэт петербургских рабочих окраин, и М.Горький.

Как политически неблагонадежный, Садофьев постоянно подвергался преследованиям со стороны заводской администрации и полиции, в дек. 1916 был сослан на 6 лет в Якутию, откуда его освободила Февральская революция. После Октября С. принимал активное участие в общественно-политической жизни страны, был членом Петросовета, заседателем революционного трибунала, членом рабочей дирекции Металлического завода. В годы Гражданской войны служил в политотделе Юго-Западного фронта. Вернувшись в Петроград, руководил литературным отделом Пролеткульта, позднее возглавил Ленинградский союз поэтов.

Свои первые стихи Садофьева публиковал в большевистских газетах «Правда» и «Стойкая мысль» под псевдонимами Яксень Ачкасов, Антон Кализна, Илья И. и др. Позже в журнале «Свободная мысль», помимо поэтических опытов, помещал статьи и рассказы; с 1917 оставляет свои псевдонимы, выступает в журнале «Звезда», «Грядущее», «Кузница», альм. «Ковш» и др. под настоящим именем. Как и у большинства пролетарских поэтов (В.Казин, М.Герасимов, В.Александровский и др.), господствующей темой его ранних стихов была тема труда, гражданского долга, революционного подвига, лирическим героем — рабочий, борец с социальной несправедливостью («У станка», «В заводе», оба — 1913; «Захлопнул дверь за мной...», 1916). В них отражена биография героя, во многом сходная с биографией автора. За стихотворение «В заводе» Садофьев был привлечен к судебной ответственности «за возбуждение вражды между рабочими и работодателями».

В первые годы Октября Садофьев был подвержен пролеткультовским влияниям. Полагая, что почвой для новой поэзии должны стать «гранит и железо», насыщенные машинным ритмом, Садофьев обращается к стихотворным опытам передачи динамики трудовых процессов. Масштабность и космизм, радостное восприятие мира, стилевой эклектизм — отличительные особенности абстрактно-романтических стихов Садофьев той поры («Ко Вселенной», «Всемирный товарищ», оба 1917-18, и др.). Широкую известность Садофьев как пролетарскому поэту принес сб. «Динамо-стихи» (1918, выдержал 6 изданий в короткий срок). Книга была тепло встречена В.Брюсовым, который особо выделял средитворчества поэтов-пролеткультовцев поэзию Садофьева как «наиболее самостоятельную по форме», отмечал, что он «поэт сильных и восторженных чувств, великого революционного пафоса, для которого <...> нашел соответствующее выражение» (Брюсов В. Вчера, сегодняи завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. №7. С.63). Одновременно с «Динамо-стихами» в лирике Садофьева звучали и реалистические мотивы: «Пахнет степью, лесом, полем, / Широтой, раздольем, волей, / Солнцем, зорями и росами, / Ароматом трав, покосами, / Пахнет спелыми, медовыми / Плодородьями садовыми...» («Дети», 1918). В годы нэпа, когда многие пролеткультовцы растерялись и не могли перестроить абстрактно-романтическую лирику сообразно новым требованиямвремени, Садофьев осудил своих бывших коллег за пристрастие к голой риторике, за оторванность от живой жизни: «Слушай голос Военкома» (1922), «Разворот героики» (1923): «Мы немало скакали по свету / И пыталися солнце поймать,— / Не пора ль, не пора ли поэтам / Человечьей дорогой шагать!» В 1920-е значительно расширяется тематический и жанровый диапазон его поэзии — от романтической приподнятости («Индустриальная свирель», 1920-21) он переходит к бытовым зарисовкам, лирическим раздумьям («На улице», 1922; «Старый рабочий», 1923; «Вдохновение», 1924). Тема труда в лирике Садофьева становится определяющей. Он ратовал за героику будней, звал читателей на «индустриальный тракт» («Сегодня», 1930). Писал о новом человеке — строителе социализма, воспевал трудовой героизм, доблесть, советский патриотизм («Побеждающая жизнь», 1925; «Кованое время», 1926; «России», «Песня о Родине», оба — 1937, и др.).

Лирическая сторона таланта Садофьев завоевывала все большее место в его творчестве (сборник «Простей простого», 1926; «Звонкая кровь», 1927, и др.). Он создает лирические циклы («На родной земле», 1936). В лирике Садофьева конца 1920-х — начала 1930-х усиливается лирико-песенное начало, входят темы, связанные с внутренним миром человека («Синие глаза», 1925; «На северном ветру», 1927; «Я ее не встретил», «Незабываемое», «Багряный листопад», все — 1933, и др.).

Живой интерес (особенно в эпоху коллективизации) Садофьев проявлял к жизни деревни («Заморина слободка», 1918-23; «Мое детство», 1923; цикл «На родной земле» и др.). «Рабочая» и «крестьянская» стихии в творчестве поэта тесно переплетались.

В годы Великой Отечественной войны Садофьев был на Урале, выступал в региональной печати со стихами, писал лозунги и тексты к плакатам и Окнам ТАСС, руководил секцией Свердловского отделения Союза советских писателей. Выпустил книгу стихов «У родимого села» (1942), составил и отредактировал «Антологию уральских поэтов».

В послевоенные годы Садофьев выступал со стихами в защиту мира, создал цикл стих, о Ленинграде. В 1953 вышел его сборник «Песни о Родине», явившийся отчетом о творческой работе поэта за 40 лет. Помимо литературно-педагогической работы, Садофьев занимался переводами с украинского, белорусского и литовского языков.

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.255-257.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное (1913-1937). Л., 1938;

Песня о Родине: стихотворения. Л., 1953;

Стихотворения. Л., 1956;

Избранное / послесл. И.Авраменко. М.; Л., 1960;

Индустриальная свирель: Стихотворения и поэмы / вступ. статья И.Авраменко. М., 1971.

Литература:

Эвентов И. Поэтический отчет // Звезда. 1953. №5. С.174-175;

Иазаренко Як. Славлю Родины цветенье!: К 50-летию творческой деятельности Ильи Садофьева // Нева. 1960. №7. С.191-194;

Губко Н. У истоков // Звезда. 1961. №5. С.199-201;

Дымшиц А. «Я — поэт рабоче-крестьянский»: К 80-летию И.Садофьева // Звезда. 1969. №8. С.175-180.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС