Сакулин Павел Никитич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сакулин Павел Никитич

1868-1930

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Павел Никитич Сакулин

Сакулин Павел Никитич (1(13).11.1868, с. Воскресенское Самарской губ. - 7.09.1930, Ленинград, похоронен в Москве) - филолог, культуролог, историк русской литературы и философии; сфера его интересов может быть также определена как философия русской литературы. В 1891 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где преподавал с 1902 по 1911 г., когда покинул университет в знак протеста против политики правительства. После возвращения в университет (1917) вел обширную научную, педагогическую и общественную работу, был директором Института русской литературы (Пушкинский дом), председателем Общества любителей российской словесности при Московском университете, в 1929 г. избран академиком АН СССР. Будучи учеником Н. С. Тихонравова, Сакулин вступил в науку как приверженец культурно-исторической школы академического литературоведения, в которой его привлекали универсализм интересов, публицистичность, трактовка истории литературы как истории общественного самосознания и духовной жизни народа. Примыкая в своих философских воззрениях к позитивизму, с 1905 г. Сакулин проявляет интерес и к учению К. Маркса; оставаясь в стороне от политического марксизма, он выступает за «государственный социализм» и фактически отстаивает ценности либерализма. За представленную в качестве магистерской диссертации работу об Одоевском (Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель - писатель. Т. 1, ч. 1-2. М., 1913) С. сразу была присуждена докторская степень. На примере становления мировоззрения Одоевского автор реконструирует процесс формирования русской философской культуры 1-й половины XIX века в целом, характеризуя почти весь ряд ее представителей и прослеживая их взаимодействие с западноевропейскими направлениями (мистицизм, масонство, шеллингианство, социализм, национальный мессианизм и др.). Книга «На грани двух культур. И. С. Тургенев» (М., 1918) С. продолжает серию работ, посвященных философскому истолкованию русской классики; по его мнению, «Тургенев... бесконечно интересен как большой и мыслящий художник, стоявший на грани двух культур и на страже культуры. Он чувствовал себя участником и свидетелем нескольких драм: это - драма беспочвенного русского интеллигента, драма России (в ее положении между Востоком и Западом) и, наконец, драма социальная, общеевропейская» (С. 31, курс, автора). Сакулин последовательно характеризует психологию Тургенева, его художественную поэтику, социально-политические взгляды и своеобразную «философию жизни», выделяя эстетический «аполлонизм» и философский витализм писателя. В работе «Пушкин и Радищев. Новое решение старого вопроса» (М., 1920) Сакулин рассматривает процесс перехода от наследия фр. Просвещения к философии немецкого идеализма в русском обществе, становление идеи историзма и ее роль в миропонимании зрелого Пушкина, для которого оценка Радищева явилась важным моментом самоопределения: «Светлый, гармоничный и мудрый Пушкин, изрекший своим творчеством великое поэтическое «да», отверг в лице Радищева мятежное «нет». Для поэта это было преодолением в самом себе XVIII века. Центробежность побеждена центростремительностью» (С. 75). В книге о Некрасове (М., 1928) С. выявляет его «концепцию жизни», вскрывает идейную направленность в самих композиционных приемах «социологической лирики» поэта, стремящегося объединить судьбу народа и интеллигенции в единстве общей цели. В книге Сакулина «Русская литература и социализм» (Ч. 1. Ранний русский социализм. 2-е изд. М., 1924) предпринимается попытка обобщающего разбора эволюции социальных идей в России в широком контексте научной, литературной и общественной мысли, начиная с XVIII века; рассматривая социализм как своего рода «новую религию жизни», автор анализирует его сложное соотношение с христианством и прослеживает отражение этого конфликта в сознании русских людей. Исходя из убеждения, что «дело европейской культуры есть и наше дело», считал, что России неизбежно предстоит пройти через идентичный западный опыт социального развития. Сакулин выделял интеллигенцию как особую надклассовую группу, «аккумулятор социально-психической энергии века», призывая большевиков обеспечить ее необходимой свободой творчества. В 20-е годы Сакулин занимался теорией литературы: разработал план создания фундаментального трактата «Наука о литературе», посвященного философии и психологии творчества, аспектам его восприятия и изучения. Считал литературу органической частью общественной жизни, высоко оценивал творческий акт художника. Пафосом его размышлений выступает философия созидающего человека как «творческой монады», надежда на будущий «мощный расцвет» личностного начала в человеке (Социологический метод в литературоведении. М., 1925. С. 178). В последние годы жизни Сакулин оказался в трудном положении: выступая с защитой культурных ценностей прошлого, он подвергся резким нападкам. Был обвинен в отступлении от марксизма и методологическом эклектизме. В научной среде русской эмиграции Сакулин пользовался авторитетом (см. Ляцкий Е. А.. Памяти П. Н. Сакулина // Slavia. R. XI, S. 1. Praha, 1932. С. 193).

А. В. Черняев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 546-547.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

К вопросу о построении поэтики. М., 1923; Русская литература: социолого-синтетический обзор литературных стилей. М., 1928. Ч. 1-2; Die Russische Literatur (Handbuch der Literaturwissenschaft). Wildpark - Potsdam, 1930; Филология и культурология. M., 1990.

Литература:

Бельчиков Н. Ф. Методологические искания П. Н. Сакулина. (1868-1930) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1968. Т. 27. Вып. 5. С. 404-415; Николаев П. А. Павел Никитич Сакулин // Вопросы литературы. 1969. № 4. С. 112-122; Раков В. П. Из истории советского литературоведения. Павел Никитич Сакулин. Иваново, 1984; Минералов Ю. И. Концепция литературоведческого синтеза // Сакулин П. Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 7-22.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС