Серно-Соловьевич, Николай Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Серно-Соловьевич, Николай Александрович

1833-1866

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Александрович Серно-Соловьевич

Серно-Соловьевич, Николай Александрович (1833-1866), землеволец. Родился в 1833 г. в дворянской семье. Отец - отставной надвовный советник. Образазование получил в гимназии и Александровском лицее. Один из первых основателей общества «Земля и Воля» и его активный член. Арестован 7 июля 1862 г. Судился в том же году за сношение с лондонскими пропагандистами и по делу нелегальных изданий и за укрывательстве революционера Кельсиева. Приговорен к 12 годам каторги, заменен 30 марта 1865 г. ссылкой на поселении. По сообщению Муравского, Серно-Соловьевич отбывал каторгу в Александровском заводе. Умер в Иркутске 10 февраля 1866 г.

Использован материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

Серно-Соловьевич Николай Александрович (1834—1866) — русский революционный демократ, публицист, социолог. Служил в различных учреждениях, готовивших «крестьянскую реформу». Будучи просветителем, ожидал решения крестьянского вопроса от проведения реформы «сверху». К 1860 Серно-Соловьевич перешел на позиции революционной демократии, сблизился с Чернышевским, возлагал надежды на крестьянскую революцию «снизу». В 1860 году за границей встретился с Герценом и Огаревым. В 1861 году участвовал в создании общества «Земля и воля», развернул активную революционную пропаганду. В 1862 году заключен в Петропавловскую крепость, в 1865 сослан в Сибирь. В центре внимания Серно-Соловьевича были проблемы освобождения крестьян от крепостной зависимости, демократизации страны, критики капитализма и обоснования социалистического идеала. Будучи социалистом-утопистом, он возлагал надежды на общину, как «великое мирское начало». Серно-Соловьевич стоял на позициях философского материализма; считал, что «системой мира, как и развитием человечества, правят постоянные законы», которые, как и всякая истина, познаются в практике человеческой деятельности, в процессе изучения общественной жизни. Серно-Соловьевич приходил к выводу, что научной социологии еще не создано, ибо недостаточен уровень развития науки о природе и человеке, политэкономии, статистики и др.; указывал, что в сознание масс следует внести идею необходимости революционного изменения жизни в России. Основные сочинения: «Окончательное решение крестьянского вопроса» (1861), «Мысли вслух» (1862), «Ответ Великороссу» (1861), «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» (1865).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 405-406.

Серно-Соловьевич Николай Александрович (13(25). 11.1834, Петербург - 9(21).02.1866, Иркутск) - революционный мыслитель, социолог, общественный деятель. Окончил Александровский лицей (1853). До 1860 г. - на государственной службе. Выйдя в отставку, уехал за границу, в Лондоне познакомился с Герценом. В кон. 1860 г. возвратился в Россию, сблизился с Чернышевским, был одним из создателей тайного общества «Земля и воля». В 1862 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость «за сношения с лондонскими пропагандистами». В 1865 г. по приговору был отправлен на вечное поселение в Сибирь. Важнейшим теоретическим трудом Серно-Соловьевича было написанное в крепости в 1863 г. и единственное опубликованное при его жизни сочинение «Не требует ли нынешнее состояние знаний повой науки» (Русское слово. 1865. № 1). Считая необходимым построение новой социальной науки, ее главную задачу Серно-Соловьевич видел в том, чтобы между общественной наукой и естествознанием в скорейшем времени произошел «обмен главных сил, то есть одна может позаимствоваться у другого превосходным методом и дать ему, в свою очередь, превосходные стремления». Конгломерату наук об общественной жизни, по Серно-Соловьевичу, «недостает центра», «центральной и верховной науки», которая призвана их объединить. Эту функцию выполняет социология, обладающая точным, объективным методом и обобщающей теорией. Таковым может быть метод сравнительно-исторический, преодолевающий ограниченность и пороки априористического и гипотетического методов, нередко ведущих к субъективизму. Эти идеи Серно-Соловьевич развил в статье «О законах исторического развития» (1864), где ставится задача «изучения и открытия общих законов», «уяснения вопросов, важных для всего человечества». Для этого необходимо, считал он, «переисследовать экономические законы» и «дать новые основания политической экономии». Серно-Соловьевич подверг критике представителей так называемой государственной школы в русской историографии, в т. ч. Чичерина. Серно-Соловьевич считал главной ошибкой этой школы формулу «все для народа, но не народом». В противоположность государству Серно-Соловьевич подчеркивал важнейшую для России и ее «общественного быта» роль «великого мирского начала».

М. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 559.

Сочинения: Публицистика. Письма. М., 1963.

Литература: Романенко В. И. Мировоззрение Н. А. Серно-Соловьевнча. М., 1954; Маслин А. Н. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х гг. XIX в. М., 1960: Богатов В. В. Социологические взгляды Н. А. Серно-Соловьевича. М., 1961.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Публицистика. Письма. М., 1963.

Литература:

Коган Л.А. Новое о Н. А. Серно-Соловьевиче как мыслителе (по неопубликованным материалам) И Вопросы философии. 1984. № 7;

Романенко В. И. Мировоззрение Н. А. Серно-Соловьевнча. М., 1954;

Маслин А. Н. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х гг. XIX в. М., 1960:

Богатов В. В. Социологические взгляды Н. А. Серно-Соловьевича. М., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС