Солонович Алексей Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Солонович Алексей Александрович

1887-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алексей Александрович Солонович

Солонович Алексей Александрович, родился 23.10.1887 г. (нов. стиль) в Люблинской губернии. Происхождение – из дворян. Окончил МГУ, преподавал в московских вузах механику, математику, историю философии, читал лекции в Кропоткинском музее. Был одним из руководителей анархо-мистического движения в Москве.

В 1912 году Алексей Александрович написал книгу «Скитания духа». Книга была издана, по-видимому, небольшим тиражом в том же году. В 1914 году она вышла отдельным изданием в книгоиздательстве «Сфинксъ» в Москве.

Позднее Солонович А. А. написал книгу «Бакунин и культ Иальдобаофа», впоследствии вероятно утраченную.

 

Из книги В. В. Налимова «Канатоходец»

Закончить эту главу мне хочется выдержками из ранней книги А. А. Солоновича, написанной еще до встречи с А. А. Карелиным… получить ее было непросто, так как она в разряде «редких книг».

Листая ее, я вновь ощутил живую энергию Солоновича, хранящуюся в страницах этой книги, напитанной его духовным пафосом. Здесь и свободный полет мысли, и романтизм, и поэтичность, и устремленность в неведомое, и страстный поиск. (В. В. Налимов «Канатоходец». М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. Стр. 166.)

 

Из архивов КГБ

Солонович Алексей Александрович, русский, из дворян, уроженец местечка Казимерж Люблинской губернии. Образование высшее, МГУ. Преподаватель математики и механики московских вузов. Анархо-коммунист с 1907 года. Арестовывался в 1925 году за подпольную анархическую деятельность. После смерти А. А. Карелина возглавил анархо-мистические организации, организовал и руководил рядом анархо-мистических кружков. Распространял свои лекции и книгу «Бакунин и культ Иальдобаофа», обсуждал возможность вооруженного восстания против соввласти. Арестован в ночь с 11 на 12 сентября 1930 года.

Обвинение: организация и руководство подпольными контрреволюционными кружками и распространение нелегальной литературы.

Приговорен к 5 годам содержания в Ярославском политизоляторе. 10.6.1933 года досрочно освобожден и выслан в село Каргасок Нарымского округа; там же арестован 21.1.1937 года; поступил в больницу ОМВ УНКВД г. Новосибирска; 23.2.1937 года объявил голодовку и скончался 4.3.1937 года от нарастающей слабости сердечной деятельности. (Цитируется по статье А. Никитина «Тамплиеры в Москве», журнал «Наука и религия», 1993, № 6, с. 55.)

Материалы о Солоновиче предоставила Вера Иванова.

Солонович А.А с женой Агнией Онисимовной.

Солонович Алексей Александрович (1887-1937). Поэт, математик, философ, теоретик мистического анархизма. Биографические сведения о Солоновиче скудны. Родился в местечке Казимерж Люблинской губернии в семье полковника; дворянин. Учился в Московском университете. В феврале 1911 г. в связи со студенческими беспорядками Солоновича исключили из числа студентов, ему было запрещено проживание в Москве. Через год по ходатайству жены Солонович восстановил свои права. В 1914 г. закончил физико-математический факультет. Тогда же против него возникло новое судебное дело — в связи с выходом его книги «Скитания духа». Это было произведение мистико-символического содержания, с эротическим оттенком, написанное под явным влиянием «Симфоний» А. Белого. Несмотря на попытки духовной цензуры обвинить Солоновича в оскорблении религии и нравственности, суд вынес начинающему литератору оправдательный приговор. В дальнейшем преподавал математику и механику в гимназиях Москвы, позже — в МВТУ им. Баумана.

В 1925 г. арестован советской властью и осужден постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ к заключению в политизоляторе сроком на три года за подпольную анархическую деятельность. Досрочно освобожден. После смерти Карелина 1) организовал и руководил рядом анархо-мистических кружков. Его лекции в Кропоткинском музее, где он возглавлял секцию анархистов, пользовались большим успехом у слушателей. Но уже в ноябре 1929 г. ОГПУ была арестована группа молодежи, работавшая при библиотеке Кропоткинского музея над библиографией трудов Кропоткина. 2) А в сентябре 1930 г. Солоновича арестовали вместе с сыном Сергеем (р. 1907 г.). Погиб в лагере.

Одним из основных пунктов обвинения Солоновича в «антисоветской пропаганде и контрреволюции» стало его исследование «Бакунин 3) и культ Иалдабаофа». 4) Что в действительности представляла собой эта работа — сказать трудно, поскольку органами были изъяты и уничтожены все экземпляры рукописи. Осталось лишь несколько цитат, 5) приведенных в обвинительном заключении и предопределивших окончательный приговор как Солоновичу, так и его единомышленникам. Эти цитаты настолько интересны, что мы воспроизводим их полностью. Солонович писал:

«Благодаря союзу рабочих и крестьян с интеллигенцией русская революция победила в Октябре. А затем большевики вогнали клин государства между рабочими и крестьянами, разъединили город и деревню, благодаря мероприятиям эпохи военного коммунизма, и затем в 1920-1921 годах подавили революцию, шедшую глубже... Последние всплески революции раскатились громами Кронштадтского восстания, махновщины, крестьянских восстаний и так называемых "голодных бунтов"... Удушив революцию, погубив революционные элементы крестьянства, они тем самым подготовили себе прочную и бесславную гибель в объятьях буржуазно-мещанского элемента и того же крестьянства, а растоптав все элементы общественной самодеятельности, они отрезали себя и от пролетариата как массы, как революционного класса в городах. Они, таким образом, выделили и обособили сами себя в новый, неслыханно беспощадный и глубоко реакционный отряд иностранных завоевателей».

Солонович отмечал, что «империализм московских большевиков пока (это написано в 1927 г. — Сост.) занят внутренней войной и безнадежным старанием покорить страну. Однако занятость внутренняя может искать себе сил и во внешних завоеваниях. Но не нужно забывать немецко-еврейского происхождения большевизма, остающегося и обреченного всегда оставаться чуждым совокупности народов СССР».

Большевики, по мнению Солоновича, были людьми, одержимыми «демонами власти», поскольку «принцип власти привит человечеству, как болезнь, подобная сифилису». От властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо «по следам Иалдобаофа ползут лярвы 6) и бесовская грязь пакостит души людей, их жизни... Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает средства, мы найдем Торквемаду, 7) Ивана IV, Ленина, Маркса и пр.».

Солонович утверждал, что «большевики являются не более не менее как акционерным обществом жрецов капитала, облеченного в порфиру государственной власти и, как все конкистадоры, увешаны оружием, хвастовством и неизбывным лганьем перед массами... Наша эпоха есть эпоха апофеоза Государства, Капитала и Эксплуатации, когда Москва царей через императорский Петербург, "Третий Рим", подготовила Москву III Интернационала, которая, как паук, раскинула сети над рабочими и крестьянством, чтобы сосать их для себя во имя Маркса. Вот почему вокруг нас отмирает жизнь и глохнут даже те жалкие ростки культуры, которые все же пробивались сквозь ужас частнокапиталистической эксплуатации. Ненависть — плохой советчик: она слепа, она не способна к созиданию и приводит только ко всеобщему озверению людей...»

Солонович беспощадно и точно анализировал процессы своего времени и предсказывал направление их развития. В этом плане интересна его постановка вопроса о будущем. Он считает, что каждый, кто смог подняться над обыденностью, обязан подавать людям пример, ведя борьбу против зла во всех его видах.

«Нужно указывать массам пути к светлому настоящему, а вовсе не к светлому будущему, — утверждал Солонович, — ибо если настоящее светло, то будущее также будет светло. Но если говорится о светлом „будущем", то будьте осторожны: не хочет ли проповедник светлого будущего просто закрыть этим будущим позор настоящего. Настоящие поколения людей нисколько не хуже будущих, чтобы их приносить в жертву тем, будущим. У настоящих есть одно крупное Преимущество — они уже существуют, чего нельзя сказать с уверенностью о последующих поколениях. Глупо и преступно менять счастье реальных людей на весьма проблематическое счастье людей нереальных. В самом деле, почему отцы не имеют права на счастье? Почему они должны быть навозом для взращивания счастья детей и внуков? Да и захотят ли дети того счастья, которое будет построено на костях их отцов?»

Возвращаясь в своих лекциях к этой мысли, Солонович утверждал, что «менять счастье реальных людей на счастье будущих, приносить в жертву принципам живых людей есть величайшее лицемерие и безумие, а вместе с тем и излюбленное орудие власти». Никакая культура не жила для другой. Жить ради будущего нелепо, ибо это означает никогда не жить» (Никитин А. Тамплиеров — на Лубянку // Оккультные силы СССР. СПб., 1998. С. 436-442; Никитин А.Н. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. Исследования и материалы. М., 1998).

Примечания

1. А.А. Карелин (1863-1926) — анархо-мистик. Основатель и руководитель масонской организации «Орден Света».

2. П.А. Кропоткин (1842-1921) — князь; революционер, теоретик анархизма.

3. М.А. Бакунин (1814-1876) — русский революционер, теоретик анархизма.

4. Иалдобаоф — одно из воплощений Сатаны. В первоисточниках написания этого слова различаются.

5. В то время рукописи уничтожали не только в печах ОГПУ. Их уничтожали и сами авторы, если нависала угроза обыска и ареста. Причем прежде всего гибли книги, посвященные идеалистической философии, богословию, мистике и всему тому, что шло вразрез с господствующей идеологией. Правительство коммунистов проводило тактику «выжженного пространства» души человеческой, тактику выжженности духовного пространства нации, чтобы не за что было зацепиться ни взглядом, ни мыслью.

6. Лярвы — так в Европе со времен средневековья назывались низшие, темные сущности невидимого для человека мира.

7. Т. Торквемада (1420-1485)— глава испанской инквизиции (великий инквизитор) с 1480 г. Инициатор изгнания евреев из Испании (1490).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Далее читайте:

Солонович А.А. Скитания духа. 1912 г.

Философы, любители мудрости.

Расстрелянное поколение. 37-й и другие годы. (Проект ХРОНОСА).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС