Струве Петр Бернгардович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Струве Петр Бернгардович

1870-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Бернгардович Струве

Струве Петр Бернгардович (26.01(7.02).1870, Пермь - 26.02.1944, Париж) — экономист, философ, социолог, историк, общественно-политический деятель. В 1889 году поступил на естественный факультет Петербургского университета, затем перешел на юридический, закончил его экстерном в 1895 году. В 1891-1892 годы учился у Л. Гумпловича в Австрии. Преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте (1906-1917), на Бестужевских женских курсах (с 1910). В 1913 году в Петербургском университете защитил магистерскую, а в 1917 году в Киевском университете - докторскую диссертацию («Хозяйство и цена»). С 1916 года - почетный доктор права Кембриджского университета, с 1917-го - почетный член Российской Академии наук. В 1890-е годы Струве - один из виднейших представителей русского марксизма; его кн. «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894) оказала значительное влияние на распространение марксизма в России, он был участником Международного социалистического конгресса в Лондоне (1896), редактировал марксистские журналы «Новое слово» (1897) и «Начало» (1899), написал манифест I съезда РСДРП.

С начала 1900-х годов Струве порывает с марксизмом и переходит на позиции либерализма. С 1902 по 1905 годы (Штутгарт - Париж) редактировал журнал «Освобождение», был одним из организаторов «Союза Освобождения» (1904) и партии кадетов (1905), входил в состав ее ЦК (с 1906). Избирался депутатом II Государственной думы (1907). Струве сыграл заметную роль в становлении философского идеализма в России начала XX века. Он был одним из организаторов и авторов сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества в Петербурге. После Февральской революции 1917 года Струве служил директором экономического департамента МИД, после Октября включился в антисоветскую деятельность: был одним из организаторов Добровольческой армии, членом правительства П. Н. Врангеля.

В эмиграции (с 1920) возобновил издание журнала «Русская мысль» (1921-1925, 1927, Прага-Берлин), редактировал газеты «Возрождение» (1925-1927), «Россия» (1928), участвовал в руководстве газеты «Россия и славянство» (1928-1932). В белградский период (1928-1942) Струве был председателем Отделения общественных паук Русского научного института, читал курс социологии в университетах Белграда и Субботицы, работал над произведением по русской истории («Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего, в связи с развитием русской культуры п ростом российской государственности», осталось незавершенным), истории экономической мысли, философии («Система критической философии»; рукопись пропала) и др. После ареста в 1941 году немецкими оккупационными властями и трехмесячного заключения Струве уехал в Париж. Философские воззрения Струве, не получив систематического и компактного изложения, разбросаны в сотнях статей, докладов, учебных курсов по политэкономии, истории, политике, статистике, социологии, праву, культуре, языкознанию, религии, истории литературы.

Обладая энциклопедическими знаниями, Струве, по словам его близкого друга Франка, стремился сочетать «исчерпывающее знание всего эмпирического материала» с построением широких философских обобщений. Среди собственно философских работ, раскрывающих теоретико-методологические основы его творчества, выделяются «Свобода и историческая необходимость» (1897), предисловие к книге Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском» (1901), «К характеристике нашего философского развития» (1902), «Заметки о плюрализме» (1923), «Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии» (1935) и др.

В начале своего творческого пути Струве, будучи «в философии критическим позитивистом, в социологии и политической экономии решительным, хотя и вовсе не правоверным, марксистом», утверждал, что сознание не существует независимо от реального мира, производно от бытия. Однако уже в период «Критических заметок...» он отмечал отсутствие философского обоснования марксизма, выдвигал требование его критики с позиции фактов и пересмотра самих фактов в контексте новой философской теории. Философско-методологической базой, определившей поворот Струве от «легального марксизма» к идеализму и метафизике, стало неокантианство.

Рассматривая марксизм как заключительную стадию развития позитивизма в России и отмечая положительную роль последнего в истории русской культуры, Струве отрицал внутреннее родство марксистского учения с немецким классическим идеализмом, усматривал его корни в школе Л. Фейербаха, французском материализме XVIII века и теориях социалистов-утопистов.

Центральными проблемами его философско-теоретических исследований, осуществляемых в основном в рамках критики позитивизма, марксизма и субъективной социологии народничества, были соотношения должного и сущего, свободы и необходимости. Отвергая основной тезис позитивизма о подчинении должного сущему (бытию) и выведении первого из второго, Струве пытается разграничить мир мыслимого бытия и реальность, скрытую от познающего разума. С его точки зрения, мир, данный человеку в опыте, есть лишь синтетический продукт сознания, результат логической обработки незначительной части доступных мышлению явлений. Использовав аргументацию имманентной философии о тождестве объективного и субъективного и объединив их в одну из сфер реальности, он помещает в др. ее сферу («абсолютно данную тайну») должное.

Онтологический статус должного, существующего параллельно миру явлений. Струве (вслед за Г. Зиммелем) определяет как некое промежуточное звено между бытием и небытием, устанавливаемое на уровне чувства. По мнению Струве, противоречие свободы и необходимости (модусы должного и сущего) проявляется в качестве бесспорного факта внутреннего опыта и обусловливает все основные противоречия мышления. В этом смысле если логика имеет дело с формальными естественными законами мышления, то гносеология обращена на содержание сознания, в котором присутствуют неизвестные или малоизвестные элементы - источники противоречий, в силу этого она оказывается неспособной создать полную картину мира, и отсюда становится неизбежным выход за пределы формализованного опытного знания к метафизике.

Именно метафизика, по Струве, объединив положительные знания и тайны бытия, даст современному человеку цельное и гармоничное мировоззрение. Рассматривая с этих позиций проблему цели и средства, Струве выстраивает своеобразную иерархию целей, где в соответствии с причинной необходимостью каждая предшествующая цель является средством для последующей вплоть до конечной абсолютной цели, принадлежащей уже миру должного, а не сущего.

Главной задачей метафизики, по Струве, является разрешение нравственной проблемы, принципиально не раскрываемой на логической или эмпирической основе. Он отстаивает принципы «христианско-демократической морали», основанной на равенстве и свободе людей как индивидуальных духовных субстанций. Мораль абсолютного добра, признавая за личностью право свободного выбора собственного нравственного закона, предлагает ей не подчиниться требованию добра, а возлюбить его. Позднее, в годы эмиграции, Струве формулирует свою философию как плюралистическое миропонимание, имеющее гносеологический и онтологический аспекты. Преобразовав гносеолого-онтологическую пару средневековой схоластической философии «реализм - номинализм» соответственно в термины «универсализм» и «сингуляризм» (атомизм), он полагает недопустимым утверждать «реальность» общих понятий (универсалий) без их предварительного эмпирического обнаружения, их фактической бытийности. Отсюда необходима строгая критическая оценка их соотношения с частными, сингулярными знаниями.

В онтологическом плане постулируется отказ от монистической картины мира в пользу плюралистического мировоззрения, предполагающего наличие не тождественных и причинно-зависимых, а уникальных многопространственных и разновременных явлений. В этом смысле закономерный причинный миропорядок есть лишь сумма определенных статистических приближений, в основе которой лежат первичные, вечно творящие материальные и духовные силы - элементы. В своей социологии решающее значение Струве придавал классификации соединений общественных элементов, которые в зависимости от силы экономических связей делятся на «реальную совокупность» (отдельно расположенные, экономически между собой не взаимодействующие сообщества), «систему» (взаимодействие хозяйств с большой их автономизацией) и «единство» (современного общества - хозяйства с государственной организацией) В соответствии с понятиями «система» и «единство» социальные явления подразделяются на систематические, или гетерогенические (общество), и телеологические, или автотипические (прежде всего государство). Если общество иррационально, бессубьективно и бессознательно, то государство отличается рациональным поведением и субъективным сознанием. Постепенно тема государства становится для Струве одной из центральных; в ней обьединяклея его идеи о нации, социализме, праве, религии, культуре. Несмотря на внешнюю рациональность, природа государства, по Струве, глубоко мистична, сверхразумна и вне-разумна, что проявляется, в частности, в инстинктивном стремлении человека принести себя ему в жертву. С государством тесно связано национальное начало, в котором интересы отдельных лиц и классов необходимо объединяются в одном высшем идеальном интересе государства. Струве - сторонник либерального национального государства, где принцип индивидуализма сочетается с идеей общественного самоуправления и основными социальными гарантиями для личности. В форме индивидуализма проявляется религиозная потребность человека ощущать себя соединенным с государством и нацией. Государство есть «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины - основному условию государственной мощи.

Проанализировав опыт XIX и начала XX века, Струве сделал вывод, что процветают те государства, в политике которых наиболее полно слились и воплотились идеи империализма (забота о внешнем могуществе государства) и либерализма. В оценке революционных событий в России Струве также отталкивается от идеи государства. Находясь в оппозиции к самодержавию (в эмигрантский период эволюционировал к монархизму), он выступал за революцию во имя государства, против «психологии и традиции государственного отщепенства». В Октябрьской революции он усматривал «грандиозную реакцию» почвенных сил принуждения против таких же почвенных сил свободы, коренящихся в русской государственности и общественности. 

В Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 615-617.

Сочинения: Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России. Спб., 1894; Свобода и историческая необходимость // Вопросы философии и психологии. 1897 Кн. 36; Еще о свободе и необходимости // Новое слово. 1897. Кн. 7-8; Предисловие // Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском Спб., 1901; На разные темы (1893-1901). Сб. статей. Спб.. 1902; К характеристике нашего философскою развития // Проблемы идеализма. М., 1902; Идеи и политика в современной России. М., 1907; Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сб. статей за пять лет (1905 -1910 гг.). Спб., 1911: М.. 1997; Хозяйство и цена. Критические исследования по теории п истории хозяйственной жизни. Ч. 1. Спб.; М., 1413; Заметки о плюрализме // Труды русских ученых за границей. Т. 2 Берлин. 1923; Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии // Записки Русского научного института в Белграде. Белград. 1935. Вып. 11; Дух и слово. Сб. статей. Paris, 1981; Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. М., 1991; Исторический смысл русской революции и национальные задача // Там же; Избр. соч. М., 1999; Дневник политика (1925-1935). М.; Париж, 2004.

Литература: Толстой Л. Н. По поводу статьи Струве // ПСС М., 1936. Т. 38. С. 336-340; Николаевский Б. И. Б. Струве (1870- 1944) Н Новый журнал. Нью-Йорк, 1У45. Т. 10; Рябинский Н. Русский Белград до войны: К 7-летию смерти Л Б. Струве (26 февраля) // Русская мысль. 1951.7-28 февраля; Полторацкий Н. П. Б. Струве как политический мысли гель // Там же. 6 декабря 1955 - 5 января 1956; Франк С. Л. Биофафия П. Б. Струве Нью-Йорк, 1956; Зеньковский И В История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 122-126; Гайденко П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П. Б. Сгруне) // Вопросы философии. 1992. № 12; Гнатюк О. Л. П. Б. Струве как социальный мыслитель. Спб.. 1998; Пайнс Р. Струве. Биография: В 2 т. М., 2001; Pipes R. Struve. Liberal in the right, 1905 -1944 Cambridge (Mass.); L., 1980. Петр Бернгардович Струве. M., 2012; Петр Бернгардович Струве. Сер. «Философия России первой пол. XX в.» / Под ред. О. А. Жуковой, В К. Кантора. М., 2012; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.


Вернуться на главную страницу П.Б. Струве

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС