Свирский Алексей Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Свирский Алексей Иванович

1942-1865

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алексей Иванович Свирский

Свирский Алексей Иванович [26.9(8.10).1865, Петербург (по др. данным — Житомир) — 6.11.1942, Москва] — прозаик.

Отец Свирского работал кровельщиком на табачной фабрике, мать — служанкой. После развода родителей с 5-летнего возраста некоторое время проживал у тетки в Житомире, но, изгнанный ее мужем, стал беспризорником. В 12 лет ушел из Житомира и в течение 15 лет бродяжничал. Исходил всю Россию, побывал в Персии и Константинополе, работал в портах на Волге и Черном море, шахтером в Донбассе, обрабатывал виноградники и табачные плантации в Крыму, на Кавказе и в Бессарабии, в Туркестане собирал хлопок, на Севере зарабатывал себе пропитание на кирпичном заводе, железной дороге, был рыболовом и плотовщиком. В Ростове-на-Дону случайно, через «приютившего его портного», опубликовал в газете «Ростовские-на-Дону известия» (1892. 15 окт.) первое стих.— «Памяти Л.В.Кольцова».

Ободренный успехом, Свирский решил поведать о своих похождениях; он пишет ряд очерков из босяцкой жизни, вошедших затем в книги «Ростовские трущобы» (1893), «В стенах тюрьмы» (1894), «По тюрьмам и вертепам» (1895). Продолжая развивать традиции В.Крестовского и раннего М.Горького, Свирский создает те особые типы маргинального героя, которые найдут продолжение и в советской литературе («Вор» Л.Леонова, «Последняя кража» П.Нилина и др.).

Примерно в это же время Свирский женился на рабочей табачной фабрики Т.А.Ростовцевой. По словам Свирского, этот брак сыграл большую роль в его писательской судьбе. Вдохновленный поддержкой жены и признанием столичной критики (Скабичевский и др.), Свирский в 1896 переезжает в Петербург. При содействии В.И.Немировича-Данченко в изданиях «Новостей» печатается ряд очерков Свирский о страшных подробностях тюремного быта и нелегких путях нищего человека, пытающегося выжить. Под псевдонимом А.Ростовский Свирский печатался в «Петербургском листке». Свирский сотрудничал также в ряде других столичных изданий — газете «Биржевые ведомости», «Новая газета», журналы «Всходы», «Жизнь», «РБ», «Рубикон», где публиковал заметки и очерки на различные темы городской жизни, о событиях Первой мировой войны.

Рассказы и очерки из жизни беспризорных детей и подростков Свирский объединил в сборнике «Несчастные дети» (1897), ставший предысторией цикла «Погибшие люди» (1898). О содержательной стороне этого трехтомника красноречиво говорят заглавия его книг: т.I — «Мир трущоб», т.II — «Мир тюрем», т.III - «Мир нищих и пропойц». Это издание принесло Свирскому значительный успех.

Под влиянием еврейских погромов Свирский начинает проникновенный разговор о еврейской бедноте, «мире отверженных вечных странников» (сб. «Вечные странники», 1899); тема эта, не чуждая всем произведениям Свирского, станет главной в таких книгах, как «Еврейские рассказы» (1909), «В черте» (1914), «В дни бесправия» (1927), «Евреи» (1934).

Большую популярность приобрела повесть Свирский для детей «Рыжик» (1901-04), рассказывающая о невзгодах и приключениях маленького бродяги. Книга была переведена на многие языки, а в 1960 на Московской киностудии им. М.Горького экранизирована под одноименным названием (реж. И.Фрэз, сценарист М.Львовский).

С 1905 в столичных и провинциальных театрах идут постановки по пьесам Свирского — «Тюрьма», «Белый ангел», «На покое» (совместно с А.Куприным), «Заратустра села Будникова» и других.

Повестью «Преступник» (1900), напечатанной в марксистском журнале «Жизнь», Свирский заявил о своих социал-демократических позициях.

С 1906 редактирует «Новую газету», примерно в это же время в его творчестве зазвучала новая тема — о рабочем классе (дважды запрещаемая цензурой повесть «Записки рабочего», 1906; «Черные люди», 1908).

В 1914-15 Свирский редактирует журнал «Рубикон».

После революции 1917 Свирский занимается культурно-просветительской деятельностью, в 1919 вступает в РКП(б) и уходит добровольцем на фронт.

В 1922 переехал в Москву.

В 1920-е Свирский был членом литературного объединения пролетарских писателей «Кузница», членом правления Всероссийского СП. Продолжал разрабатывать тему рабочего класса (рассказ «Стальное сердце», 1925, и др.).

С 1928 был занят написанием итоговой автобиографической книги «История моей жизни», первый вариант которой был опубликован в 1929-34. В книге воплотился богатый жизненный опыт и уникальные наблюдения, частично в нее вошли ранее публиковавшиеся произведения, имеющие автобиографическую основу («По низинам», «Лагерь смерти», «Полынь» и др.). Творческое наследие Свирского интересно прежде всего неповторимым психологическим и социально-этнографическим материалом, на котором решаются традиционные вопросы русской литературы.

Е.И.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.280-281.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

ПСС: в 10 т. [С автобиографией] / вступ. статья И.Кубикова. М., 1928-30;

История моей жизни. М., 1947.

Литература:

Резник О. [Об А.Свирском] // Свирский А. История моей жизни. М., 1947. С.3-11;

Либединский Ю. Незабвенный создатель «Рыжика» // Либединский Ю. Современники: Воспоминания. М., 1961;

Свешникова Р. Творческий путь А.И.Свирского. Курск, 1970.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС