Шагинян Мариэтта Сергеевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шагинян Мариэтта Сергеевна

1888 - 1982

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мариэтта Сергеевна Шагинян

Мариэтта Шагинян Георгия Верейского. 1927 г.

Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888 - 1982), прозаик. Родилась 21 марта (2 апреля н.с.) в Москве в семье врача. Получила прекрасное домашнее образование, затем училась в частном пансионе, потом в гимназии Ржевской, одной из лучших гимназий Москвы того времени.

В 1912 окончила историко-философский факультет Высших женских курсов. В том же году побывала в Петербурге, познакомилась и сблизилась с Гиппиус и Мережковским, интересовалась философскими концепциями символистов, испытала их влияние, отразившееся в ее книгах "О блаженстве имущего. Поэзия З.Н.Гиппиус" (1912); "Две морали", (1914), некоторых статьях.

В 1913 Шагинян издает книгу "Orientalia", которая принесла ей известность. Большую роль в формировании писательницы сыграло ее сотрудничество в газетах "Приазовский край", "Кавказское слово", "Баку", где она регулярно выступала как профессиональный журналист, освещая события литературной и художественной жизни страны.

В 1915 - 1918 жила в Ростове-на-Дону, преподавала в консерватории эстетику и историю искусств. В эти годы написала первый большой роман - "Своя судьба", насыщенный философской проблематикой.

Шагинян с энтузиазмом приняла Октябрьскую революцию, которая дала ей новые темы для творчества. В 1922 - 23 появляется повесть "Перемена", затем - "Приключение дамы из общества". В 1923 - 1925 публикует под псевдонимом серию агитационно-приключенческих повестей "Месс-Мэнд", имевшую большой успех. В 1928 публикует своеобразное литературное произведение - "роман-комплекс" "Кик", объединивший разные жанры - "от поэмы до доклада". В 1930 - 1931 пишет роман "Гидроцентраль", явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс.

Многие годы Шагинян работала в жанре очерка: "Зангезурская медь" (1927), "Советское Закавказье" (1931), "Путешествие по Советской Армении" (1950), "Зарубежные письма" (1964) и многие другие.

На протяжении многих лет пишет литературные портреты людей, которые были близко знакомы ей (Н.Тихонов, Ходасевич, Рахманинов) или жизнь и творчество которых были ей дороги (Т.Шевченко, И.Крылов, Гёте).

Долгая жизнь, прожитая М.Шагинян, была наполнена большими и малыми историческими событиями, о которых она всегда писала горячо и заинтересованно. Особое место в творчестве Шагинян занимают книги на ленинскую тему: романы-хроники "Семья Ульяновых" (1938; переработанные в 1957), "Первая Всероссийская" (1965).

Умерла Шагинян в возрасте 94 лет, в 1982, в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Вызвала гнев «отца всех народов»

ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна (1888-1982). Писательница. Герой Социалистического Труда (1976). Член-корреспондент Академии наук Армянской ССР (1950). Лауреат Сталинской премии (1951). Член КПСС с 1942 г. Среди ее многочисленных произведений — романы и повести («Гидроцентраль», «Месс-менд»), книги о И.В. Гете, Т.Г. Шевченко, Г. Низами; мемуары. Автор романа-хроники «Семья Ульяновых» (Ленинская премия за 1972 г.).

Биографические материалы о В.И. Ленине и его семье Шагинян собирала много лет. Первое издание хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина.

5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории" часть 1. „Семья Ульяновых"», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в индекс запрещенных книг. Постановление осудило и поведение Крупской, которая, «получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески просвещала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку». Далее в постановлении говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что тов. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепринятое дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда никаких прав не давал».

Гнев «отца всех народов» вызвала публикация Шагинян сведений о том, что в жилах Ленина течет калмыцкая кровь.1 Добавим, что дед Ленина по материнской линии в этом издании «Билета по истории» указан как малоросс.2

В предреволюционные годы фактор «крови» при определении национальной принадлежности не имел существенного значения. Решающими факторами являлись вера и язык. Ульянов (Ленин) вырос в православной семье и полагал себя русским, кем и являлся по родному языку, воспитанию и образованию. Но для Сталина огромную роль в данном случае играл и этнический признак. По его убеждению, вождь мирового пролетариата, «основатель первого в мире социалистического государства» должен был выглядеть в глазах миллионов людей русским человеком без оговорок. Нежелательные же моменты в его родословной следует замалчивать. Замалчивать необходимо и другие «нежелательные» факты из биографии Ильича. Например, его непростые (и очень человечные!) отношения с Инессой Арманд.3 Или тот факт, что он и Крупская венчались в церкви, о чем никогда не говорилось и применительно к Сталину и его первой жене (Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 220).

11 октября 1956 г. ЦК КПСС своим постановлением «О порядке изданий произведений В.И. Ленина» отменил вышеуказанное постановление от 1938 года «как ошибочное и в корне неправильное».

Примечания

1) 7 мая 1965 г. Шагинян писала историку М. Штейну: «Я смотрю на понятие национальность абсолютно как Вы, т. е. не придаю ему ни малейшего значения, кроме фактического и исторического. Но напоминаю Вам, что моя книга „Семья Ульяновых" была изъята на 22 года, а я за нее порядком пострадала из-за того, что открыла калмыцкое прошлое в роде отца и этим воспользовались фашистские немецкие газеты в 1937 г.» (Штейн М. Генеалогия семьи Ульяновых //Литератор. 1990. № 43. С. 5).

2) Дед Ленина по материнской линии — Александр Дмитриевич Бланк — родился в местечке Староконстантиновка Волынской губернии. Его настоящее имя — Израиль. В 1820 г. он крестился в Санкт-Петербурге и, при переходе в православную веру, взял имя своего крестного отца Александра Апраксина. Сталин мог об этом узнать со слов А.И. Ульяновой. Документы о национальности и крещении деда Ленина были впервые обнаружены в Ленинграде М. Штейном в Центральном государственном историческом архиве в 1964 г.

3) Е.И. (Инесса) Арманд (1874-1920) — деятель революционного движения. Член РСДРП с 1904 г.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.


Поэт XX века

Шагинян Мариэтта Сергеевна [21.3(2.4).1888, Москва — 20.3.1982, Москва] — поэт, прозаик, публицист.

Шагинян родилась в интеллигентной армянской семье. Отец — талантливый врач, приват-доцент Московского университета, мать происходила из старинного и богатого купеческого рода Хлытчиевых. Родители с вниманием относились к литературному дарованию дочери, которое проявилось очень рано (девочка писала стихи с 4 лет). После смерти отца (1902) мать с двумя дочерьми уезжает к деду в Нахичевань. В 1903 родственники везут девочек в Москву и отдают в закрытое учебное заведение (гимназию Л.Ф.Ржевской).

27 июля 1903 в газете «Черноморское побережье» появляется первая публикация Шагинян — стихотворный фельетон «Геленджикские мотивы». С этого времени начинается газетно-очерковая работа Шагинян, не прерывавшаяся до конца творческой жизни. В 1905-06 Шагинян печатается в московских рабочих изданиях «Ремесленный голос», «Трудовая речь», отражая социальное и трудовое настроение рабочих; в 1906-12 она публикует заметки о литературной, художественной, музыкальной жизни столицы в провинциальных газетах «Приазовский край» (Ростов-на-Дону), «Кавказское слово» (Тифлис), «Баку». В 1908 Шагинян поступает на философский факультет Высших женских курсов в Москве. В студенческие годы знакомится с А.Белым, С.Рахманиновым, увлекается поэзией 3.Гиппиус («О блаженстве имущего. Поэзия З.Н.Гиппиус», 1912). Шагинян ведет с ними долголетнюю философско-литературную переписку, пытаясь выработать свое мировоззрение, критерии оценки жизни и творчества. После переписки с 3.Гиппиус Шагинян уезжает в Петербург для совместного «искания церкви» с Мережковскими, читает лекции рабочим по истории философии, встречается со «старшими» символистами обеих столиц. В 1909 издает на собственные средства первый сборник стихов «Первые встречи». Он был весьма подражателен и встречен равнодушно. Однако даже в ранних стихах Шагинян сквозь мистику и условность, символику и потусторонность ощущалось реальное стремление автора понять мир и свое предназначение. Этот активный поиск послужил толчком к отходу от символистов, к разрыву с Мережковскими, в учении которых, по словам Шагинян, «нет жизни, нет воздуха».

В 1912 Шагинян оканчивает курсы, сдает на «весьма» (высшая оценка) все экзамены и пишет кандидатское сочинение «Критика Баадером гносеологии Канта». В 1912 сближается с семьей философа Э.К.Метнера, знакомится с его братом — композитором Н.К.Метнером. Культурная среда Метнеров, овеянная поклонением И.Гете — поэту, мыслителю, естествоиспытателю, оказала сильное воздействие на Шагинян. Эти годы, по ее собственному признанию, «прошли под знаком учебы у Гете».

В 1913 выходит вторая книга стихов Шагинян «Orientalia», выдержавшая несколько переизданий и создавшая автору литературное имя. Она была посвящена С.Рахманинову. Рецензенты отмечали изящество стихотворной формы, восточную узорчатость предметного мира, глубину лирического переживания. Поэт-символист В.Нарбут сравнивал стихи Шагинян с поэзией М.Цветаевой и А.Ахматовой, отдавая предпочтение автору «Orientalia» (Вестник Европы. 1913. Кн.8).

В 1912-14 Шагинян училась в народном университете им. А.Л.Шанявского, изучая для дальнейшей философской работы минералогию и кристаллографию.

В 1914 Шагинян уезжает за границу в Гейдельберг, чтобы работать над магистерской диссертации, посвященной «последнему из идеалистов» — Якобу Фрошаммеру. До начала занятий путешествует по Германии, совершая паломничество по гетевским местам («Путешествие в Веймар», опубликовано в 1923). С началом Первой мировой войны возвращается через Швейцарию, где впервые познакомилась с идеями большевиков, в Россию. Живет в Ростове-на-Дону, преподает в Донской консерватории (1914-16), вместе с будущим мужем — филологом Я.С.Хачатрянцем — работает над собранием переводов армянских сказок, пишет прозу, стихи, драмы. Выходят в свет 2 сборника рассказов «Узкие врата» (1914) и «Семь разговоров» (1916), посвященные сложным идейно-философским спорам о судьбе и пути России. Философ Ф.Степун, оценивая «Семь разговоров», писал: «В этой небольшой, но хорошо и плотно написанной книге много мыслей, много тонкого понимания расовых и национальных особенностей, много нераскрытых, но философски продуктивных формулировок, много ценных художественных деталей, много духовной свободы» (Северные записки. 1916. Окт.). Революцию Шагинян приняла восторженно, утверждая впоследствии, что «с первых дней революции соединила свою жизнь с делом большевиков» (СС. М., 1935. Т.1. С.58). Однако процесс врастания в новую среду, новую литературу, новую жизнь был достаточно сложен и драматичен. Шагинян пришлось изживать свое «воинствующее христианство», отказаться от прошлого, «ходить налегке (без памяти)» (Дневники. 1917-1931. [Л.], 1932. С.260).

В 1921 Шагинян переехала в Петроград, жила в знаменитом Доме искусств, работала в издательстве «Всемирная литература» как редактор и переводчик. Знакомится с А.Блоком, Н.Гумилевым, входит в круг писателей, концентрировавшихся вокруг группы «Серапионовы братья», члены которой называли ее в шутку «сестра-квакерша». Дружба с М.Зощенко, М.Слонимским, Н.Тихоновым, Е.Полонской, В.Шкловским продолжалась долгие годы. В 1923 Шагинян публикует сборник критических и теоретических статей «Литературный дневник», в котором выступает и против принципов «чистого искусства», и против «гипноза растущего дилетантизма», «любительства», рассматривая современность в широком потоке обширных историко-литературных построений. В том же 1923 выходит итоговый для дореволюционного творчества Шагинян роман «Своя судьба» (написан в 1916), где были воссозданы критические настроения интеллигенции накануне революции. Истоки этих трагедий Шагинян пыталась искать в философских концепциях своего времени, отъединенных от социальных веяний эпохи.

Событиям революции и Гражданской войны посвящен роман Шагинян «Перемена» (1923), по признанию писательницы, «самый музыкальный из своих вещей, формовавшийся легко и радостно, как это случается только на заре эпохи в искусстве» (СС. М., 1935. Т.1. С.62). Роман «Перемена», рассказ «Агит-вагон» и повесть «Приключение дамы из общества» составляют трилогию о Гражданской войне, где идет разговор не только о теме жертвенности, но и о теме созидания. Коммунист Безменов утверждает: «Сейчас мы — закваска, бродило, острый угол, если мы уступим хоть пядь из того, что делает нас строителями, мы потеряем свою роль в будущем». В этом романе проявилось восторженно-импульсивное отношение Шагинян к строительству новой жизни, которое представлялось радостным и творческим процессом. Один из рецензентов отмечал формирование в творчестве Шагинян жанра «откровенно-идеологической беллетристики» (Замошкин Н. Писатель-универсалист // Новый мир. 1929. №12).

По командировке газеты «Правда» Шагинян в 1922 выезжает в Армению.

В 1924-25 публикует агитационную трилогию «Месс Менд» под псевдонимом Джим Доллар («Янки в Петрограде», «Лори Лэн, металлист», «Дорога в Багдад»). Трилогия создавалась в условной манере по законам сказочно-приключенческого и пропагандистского жанра, одновременно пародируя «буржуазный» детективный роман. Ведущим мотивом «Месс Менд» была тайная война рабочих всего мира с капиталистами, провозглашающая победу труда во всемирном масштабе. В 1925 «Месс Менд» выходит на немецком языке, в 1926 снимается многосерийная картина «Месс Менд», в 1931 пьесой «Джим Доллар» начинается работа С.Образцова в Театре кукол. Своеобразным художественным экспериментом явился «роман-комплекс» «Кик» (1929). Книга написана в форме газеты, где чередуются различные материалы — передовица, фельетон, хроника, телеграмма, научная статья, заметка селькора, письмо в редакцию и т.д. Роман «Кик» отражал поиск новых художественных приемов в литературе.

Осенью 1927 Шагинян отправляется на строительство гидроэлектростанции в Армению; она участвовала в земляных работах, укладывала шпалы, изучала чертежи и документацию, выступала как журналист и агитатор. Результатом этой деятельности явился роман «Гидроцентраль» (1930) — один из первых советских «производственных» романов. Он запечатлел в мельчайших подробностях и деталях грандиозную картину строительства, представив производственный процесс как аналитическое исследование самой «сущности жизни». Романтизм Шагинян проявился в неколебимой уверенности в том, что возможна победа свободного коллективного труда, осуществление мечты народа-хозяина о светлой жизни. «Гидроцентраль» — литературный памятник эпохе социалистического энтузиазма, люди которой мечтали «мыслить большими масштабами. Дожить, дожить — чтоб увидеть воочию, как покроется вся необъятная земля советская сотнями, тысячами строительных объектов, увязанных воедино». Роман был восторженно встречен критикой. Н.Тихонов утверждал, что Шагинян разрушила «домашность» литературы, вывела ее на простор современной жизни, и «оказалось, что вокруг грандиозные вещи», озаренные «пафосом первородного огня» (На литературном посту. 1931. №26. С.18).

В 1931-32 Шагинян училась в Плановой академии при Госплане СССР. С конца 1930-х работает над ленинской темой. Она переселяется в Ульяновск, исследует местные архивы, встречается со старожилами, помнившими семью Ульяновых. Жизнь этой семьи рассматривалась Шагинян на фоне мощных демократических течений того времени, в атмосфере высокой нравственной требовательности и большой культуры. Первый вариант «романа-хроники» «Билет по истории» появился в журнале «Красная новь» (1938. №1). Роман вызвал резкое неприятие в высших партийных инстанциях. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 авг. 1938 публикация произведения Шагинян квалифицировалась как «грубая политическая ошибка», осуждалась Н.К.Крупская, консультировавшая писательницу. Роман Шагинян был дважды (9 авг. и 3 сент. 1938) обсужден на заседании президиума СП СССР, где он подвергся критике за изображение семьи Ленина как «мещанской семьи интеллигентской провинции» (Отечественный архив. 1992. №4).

В годы войны Шагинян находилась в эвакуации в Свердловске, работала как очеркист, публицист, агитатор («Урал в обороне», 1944; «Южный Урал», 1946), с 1942 — член КПСС. После войны литературная работа Шагинян развивалась по трем основным направлениям: газетно-очерковому, критико-литературо-ведческому, редакционно-переводческому. Послевоенная действительность отражена в очерковых книгах, составленных из многочисленных газетных публикаций: «По дорогам пятилетки» (1947), «Путешествие по Советской Армении» (1950), «Зарубежные письма» (1964). Литературоведческие интересы Шагинян нашли свое воплощение в книгах: «Т.Шевченко» (1944), за которую писательница удостоена степени доктора филологических наук, «И.А.Крылов» (1944), «Этюды о Низами» (1955), «Гете» (1959). В 1953 выходит в свет «Дневник Мариэтты Шагинян», который критиковал М.Лифшиц за «поразительное сочетание восторга с безразличием», за ограниченность «парадной стороной дела», за «злоупотребление цифрами и фактами» (Новый мир. 1954. №2). Особого внимания заслуживает труд Шагинян о забытом чешском композиторе И.Мысливечеке («Воскрешение из мертвых», 1963), сборник статей о Д.Д.Шостаковиче («О Шостаковиче», 1979), Шагинян переводила с английского (У.Коллинз), с азербайджанского (Низами), с армянского (О.Туманян, А.Исаакян).

В 1960-е Шагинян вновь обращается к ленинской теме, создает тетралогию «Семья Ульяновых»: «Рождение сына» (1938, 1957), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1969), «Четыре урока у Ленина» (1970). Свою задачу Шагинян видела в исследовании истоков (социальных, исторических, философских, нравственных) формирования личности Ленина — личности необыкновенного типа, невиданного исторического масштаба, сумевшей перевернуть традиционную жизнь России. В последней части работы она пыталась понять принципы ленинского мышления, особенности его теории познания, этики и отношения к искусству. Метод работы Шагинян отличался стремлением к архивным разысканиям. Несмотря на апологетическое отношение к семье и личности Ленина, роман-хроника содержит большой исторический материал, позволяющий читателю совершать «мировоззренческие путешествия» в глубь эпох и обратно.

Сочетание историко-философского и этнографически-описательного подхода к событиям в большой степени проявилось в последней книге Шагинян «Человек и время. История человеческого становления» (1980). Книга мемуаров, в основе которой лежат факты собственной биографии писательницы, представляет собой широкое полотно идейных и эстетических исканий интеллигенции начала XX в. Шагинян, человек пылкого характера и аналитического ума, олицетворяет художника герценовского типа, пытавшегося соединить в творчестве философско-теоретическое и образно-художественного начала.

Т.М.Вахитова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.671-674.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 9 т. М., 1986-89;

Дневники. 1917-1931. [Л.], 1932;

Дневник Мариэтты Шагинян. М., 1953.

Литература:

Творчество Мариэтты Шагинян: сб. статей. Л., 1980;

Скорино Л. Мариэтта Шагинян — художник: Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1981;

Серебряков К. Приближение прошлого: Очерки. Встречи. Воспоминания. М., 1988. С.3-222;

Гольдина Р. Ленинская тема в творчестве М.Шагинян. Ереван, 1969;

Щедрина Н. Лениниана Мариэтты Шагинян. М., 1984;

Гиппиус 3.Н. Письма к М.С.Шагинян // Зинаида Николаевна Гиппиус: сб. М., 2001. С.89-140;

Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С.56-65;

Фредзинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты). СПб., 2003. С.364-372.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС