> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ША >  ШЕ > ШИ > ШО > ШУ > ЩА >
ссылка на XPOHOC

Шаховской Семен Иванович

сер. XVII в.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Шаховской Семен Иванович (ум. не ранее сер. XVII в.), князь, автор многочисленных посланий, похвальных «слов» святым, автобиографического труда, известного в науке под названием «Домашних записок князя Семена Шаховского», и двух повестей о Смуте.

Жизнь Шаховского была богата событиями: в период Смуты он служит Василию Шуйскому, после «отбегает» к Лжедмитрию II в Тушино, потом отправляется к осаждающему Смоленск Сигизмунду, затем оказывается в Новгороде, наконец, присоединяется к Второму ополчению. После Смуты Шаховской служит стольником, участвует в переговорах с Польшей 1634—37, отправляется воеводой в различные города. Будучи воеводой в Енисейске, составил роспись прилегающих к нему земель. Неоднократно подвергался опалам и ссылкам.

Шаховской являлся авторитетом для современников в богословских вопросах. Основные сочинения Шаховского собраны в двух сборниках, составленных, видимо, самим автором, но писанных не его рукой. Наибольшую ценность представляют 2 повести Шаховского о Смуте: «Повесть известно сказуема на память великомученика благоверного царевича Дмитрия, о убиении его и о преславном обретении телеси, и о язве людстей» и «Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия». Источником для этих сочинений явилась т. н. «Летописная книга», фрагменты которой и вошли с небольшими изменениями в произведения Шаховского. Но если «Летописная книга» дает целостный обзор событий Смуты, то Шаховской в своих повестях (отметим, что 2-я повесть является продолжением 1-й и в сюжетном и в философском плане: на это указывает в тексте и сам автор) компонует материал т. о., чтобы он подтвердил православный постулат о неизбежности возмездия за грех. Иллюстрацией этой мысли является описанное Шаховским как божественное наказание низложение Бориса Годунова и Лжедмитрия I. В то же время, по утверждению автора, смирение и терпение не остаются без вознаграждения: примером того у Шаховского служит обретение нетленных мощей царевича Дмитрия. Текст повестей Шаховского изобилует риторическими отступлениями, ссылками на Священное Писание. В своих повестях Шаховской преследовал и сугубо личные цели. Так, начиная рассказ о царевиче Дмитрии, автор останавливается на его «многобрачном рожестве» (Дмитрий был сыном Ивана Грозного от седьмой жены, в то время как Церковь допускала лишь 3 брака), но, ссылаясь на Писание, Шаховской утверждает законность его рождения. Этот мотив тесно связан с судьбой самого Шаховского, подвергшегося опале за незаконный четвертый брак.

И. Серов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Здесь читайте:

Шаховские, русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей).

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС