Шаховской Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шаховской Александр Александрович

1777-1846

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Александрович Шаховской

Шаховской Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург, член Российской Академии и литературного общества «Беседа любителей русского слова». В лицейский период Пушкин разделял отрицательное отношение к Шаховскому литературного общества «Арзамас», что отразилось в эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов» (1815) и критической заметке «Мои мысли о Шаховском» (1815).
В 1818 году Пушкин — частый посетитель салона А. А. Шаховского, где встречался с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем. Поэт читал ему главы «Руслана и Людмилы» и лирику. Шаховскому принадлежит сценарное воплощение пушкинских произведений.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.


Шаховской Александр Александрович (24.04[5.05]. 1777—22.01[3.02].1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793—1802). С 1810 — член Российской Академии наук. В 1811—15 — член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802—26; с перерывами); среди его учеников — Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений — эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) — панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев — сочинителя плаксивых баллад — легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) — переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Е. С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


А.А. Шаховской.
Неизвестный художник. 1825.

Шаховской Александр Александрович (1777-1846). Драматург, переводчик, член «Беседы любителей русского слова» и Российской академии, режиссер, начальник репертуарной части петербургских театров и фактический руководитель всей театральной политики первой четверти прошлого века. Ярый классик и старовер, литературный враг сторонников Карамзина и Жуковского. Его сатирическая пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой высмеивался Жуковский, послужила непосредственным поводом к созданию литературного общества «Арзамас». К памфлетам В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Дашкова, П. А. Вяземского, В. Л. Пушкина против Шаховского молодой Пушкин присоединил и свой голос. Еще в Лицее он задел Шаховского в уничтожающей эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов — Шихматов, Шаховской, Шишков...» и в послании «К Жуковскому» (1816):

...На сцену возведя зевающую музу,
Бессмертных гениев сорвать с Парнаса мнит.

И в критической заметке «Мои мысли о Шаховском»: «Шаховской никогда не хотел учиться своему искусству и стал посредственный стихотворец,— Шаховской не имеет большого вкуса, он худой писатель» (1815). Эта оценка одностороння и несправедлива – она определена острой полемикой «арзамасцев» с Шаховским.

Лишь в 1818 году под влиянием Катенина Пушкин стал благожелательней относиться к прежнему литературному противнику, да и Шаховской перестал уже быть воинствующим шишковистом. Поэт стал частым посетителем его салона, в котором встречался с А.С, Грибоедовым, П.А. Катениным, В.К. Кюхельбекером, А.А. Жадром, И.А. Крыловым, Н.И. Гнедичем, актерами и музыкантами. По свидетельству современницы А.Е. Асенковой, Пушкин читал у Шаховского свои сочинения, «между прочим несколько глав «Руслана и Людмилы»... Читал и другие отрывки и отдельные лирически! пьесы, большею частью на память, почти всегда за ужином. Он всегда бы. весел: острил и хохотал вместе с нами» Позднее в письме к Катенину Пушкин назвал одним из «лучших вече ров» своей жизни вечер на «чердаке: у Шаховского (1825).

В годы ссылки Пушкин благожелательно вспоминает Шаховского («...он добрый малый, изрядный автор...») и, отдавая должное  его заслугам в развитии русского театра, увековечил драматурга в первой главе «Евгения Онегина»:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой…

В 1830-х годах Пушкин встречается с Шаховским на литературных вечерах у Жуковского, где Шаховской читает свою пьесу «Смольяне в 1611 году», на обеде у В.В. Мусина-Пушкина-Брюса, на заседаниях Российской академии, бывает у него дома. Объединяет их в это время борьба против Ф.В. Булгарина, Н.И. Греча и Н.А. Полевого. Перу Шаховского принадлежат переделки произведений Пушкина для сцены: «Финн» (эпизод из «руслана и Людмилы»), «Керим-Гирей, или Бахчисарайский фонтан» и «Хризомания» - по сюжету «Пиковой дамы».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 90-91.


Далее читайте:

Шаховские, русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей).

Сочинения:

Соч. СПб., 1898;

Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС