Штраус Лео
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Штраус Лео

1899-1973

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лео Штраус

Штраус (Strauss) Лео (1899-1973) - немецко-американский философ, историк Политической философии. Родился в Германии в Кирххайне (земля Гессен). Учился в Марбургском и Гамбургском ун-тах. В 1921 в Гамбургском ун-те под руководством известного немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера защитил диссертацию, посвященную теории познания Ф. Якоби. В этот период Ш. знакомится с Э. Гуссерлем и слушает лекции М. Хайдеггера, которого впоследствии он назовет «единственным великим мыслителем нашего времени». В 1932 Ш. покидает Германию и после нескольких лет пребывания в Европе в 1937 перебирается в США, где до 1949 преподает в Школе социальных исследований в Нью-Йорке, а с 1949 по 1968 является проф. факультета политических наук Чикагского ун-та. После 1968 Ш. преподает историю политической философии в колледже Св. Иоанна в Аннаполисе. Идеи Л. Штрауса получили широкий резонанс в общественно-политической и интеллектуальной жизни США в 1990-2000-х гг., когда ряд его слушателей заняли важные посты в республиканской администрации Дж. Буша-младшего, в Ш. же стали видеть их «идейного гуру», что послужило поводом для продолжающейся и по сей день дискуссии о значении его идейного наследия для внешней и внутренней политики США.

Ш. развивает концепцию политической философии как истории политической философии, в которой философы прошлого и настоящего ведут между собой своего рода «заочный диалог». Поэтому сочинения Ш. посвящены в основном интерпретации произведений крупнейших политических мыслителей, принадлежащих к западной традиции: Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка и др. Таким образом, Ш. выступает в первую очередь как историк политической философии. Тем не менее, сама стратегия интерпретации основополагающих произведений западной политической традиции подчинена у Ш. реализации более амбициозного замысла, обусловленного пониманием кризиса совр. западного мира как спровоцированного, свою очередь, кризисом политической философии Модерна. Ш. свойственно стремление преодолеть этот кризис на пути возвращения к традиции классического политического мышления, основы которого были заложены Сократом, Платоном и Аристотелем в V веке до н. э. Иными словами, свою собственную философскую миссию Ш. понимал как продолжение дела классической политической философии, сформировавшейся в Древней Греции и видевшей свое предназначение в поиске совершенного политического строя, руководствующегося идеей человеческого совершенства. Напротив, кризис современности Ш. связывает с кризисом политической философии Модерна, основатели которой - Н. Макиавелли, Т. Гоббс и Дж. Локк, - сознательно занижая стандарты политического действия и заменяя понятие природы на понятие субъективно сформированной человеческой воли в качестве осевого принципа совр. политики, создали условия для вытеснения политической философии «свободной от ценностей» позитивистской политической наукой в теории и для торжества морального нигилизма и релятивизма на практике.

Преодоление кризиса, переживаемого современностью, Ш. видел в реабилитации классического политического рационализма, политическим идеалом которого является идея аристократической республики, основанной на добродетели и управляемой наиболее достойными гражданами. Признавая различие между древним и совр. республиканством, Ш., тем не менее, подчеркивал, что для таких отцов-основателей современной демократии, как Б. Спиноза, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсон, демократия с ее ориентацией на свободу для всех была тесно связана с идеей политического строя, основанного на добродетели, а также с «идеей аристократии, расширившейся до универсальной аристократии». На этом основании Ш. характеризует себя как защитника подлинной либеральной демократии, отличной от такой извращенной ее формы, каковой является совр. массовая демократия, в рамках которой в забвении оказываются идеалы человеческого совершенства и добродетели.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 363-364.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Введение в политическую философию. М., 2ооо; О тирании. СПб., 2006; Естественное право и история. М., 2007; Die Religionskritik Spinozas als Grundlage seiner Bibelwissenschaft: Untersuchungen zu Spinozas Theologisch-politischen Traktat. В., 1930; Philosophie und Gesetz: Beitrage zum Verstandnis Maimunis und seine Vorlaufer. В., 1935; The Political Philosophy of Hobbes: Its Basis and Genesis. Oxford, 1936; Persecution and the Art of Writing. Glencoe (111), 1952; Thoughts on Machiavelli. Glencoe (111), 1958; What is Political Philosophy? Glencoe (111), 1959; The City and Man. Chicago, 1964; Liberalism Ancient and Modern. Chicago, 1970; The Argument and the Action of Plato's Laws. Chicago, 1975; Studies in Platonic Political Philosophy. Chicago, 1983; The Rebirth of Classical Political Rationalism. Chicago, 1989.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС