Тендряков Владимир Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тендряков Владимир Федорович

1923 - 1984

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Федорович Тендряков

Тендряков Владимир Федорович (1923/1984) — советский писатель. Произведения Тендрякова неоднократно подпадали под жесткую цензуру, он смело показывал различные стороны жизни общества, поднимал острые проблемы, наполнял свои произведения яркими картинами повседневности («За бегущим днем», «Три мешка сорной пшеницы», «Шестьдесят свечей»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 295.


Тендряков Владимир Федорович (5.12.1923—3.08.1984), писатель. Родился в д. Макаровская, ныне Верховажского района Вологодской области в семье сельского служащего. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Преподавал военное дело в школе Кировской области. Учился в Литературном институте (окончил в 1951). Первый рассказ Тендрякова — «Дела моего взвода» (1948) написан на материале Великой Отечественной войны; к военным впечатлениям и эпизодам своей биографии Тендряков возвращался неоднократно, однако главное место в его творчестве заняли проблемы послевоенного времени, современные характеры и конфликты. Вместе с В. Овечкиным, Г. Троепольским и др. писателями Тендряков обратился к будням послевоенной деревни: очерки «Под лежачий камень» (1954), «В северном крае» (1954), «Рыцарь тютельки в тютельку» (1956) и др. Обстоятельность, натуральность описаний стали прочной и устойчивой особенностью стиля Тендрякова. Но уже в ранних повестях и рассказах — «Среди лесов» (1953), «Не ко двору» (1954, кинофильм «Чужая родня», 1956), «Ненастье» (1954) — Тендряков раздвигает поле очеркового наблюдения. Герой произведений Тендрякова почти всегда оказывается в «тугом узле» жизненных обстоятельств. Так строятся наиболее известные произведения Тендрякова 2-й пол. 50-х — «Ухабы» (1956), «Тугой узел» (1956, в первом варианте — «Саша отправляется в путь»; фильм «Саша вступает в жизнь», 1957). По типу своего дарования Тендряков — прирожденный рассказчик. Господство поворотного случая, чрезвычайного происшествия, трагического осложнения в жизни героев сближают его повести и рассказы с законченной сюжетной новеллой. К их числу относятся «Тройка, семерка, туз» (1960), «Суд» (1961; одноименный фильм, 1962), «Короткое замыкание» (1962), «Находка» (1965) и др. Начиная с рассказа «Падение Ивана Чупрова» (1953) Тендряков проявляет особый интерес к истории нравственного перерождения людей, корыстно использующих свое положение в обществе. Эта проблема рассматривается в повести «Поденка — век короткий» (1965) и особенно детально в повести «Кончина» (1968). Для лучших произведений Тендрякова характерны истинно национальный колорит, густо и сочно написанный фон действия, глубоко прочувствованный пейзаж. Этот фон и пейзаж по преимуществу суровы, неспокойны; они усиливают драматизм сюжета.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984), прозаик.

Родился 5 декабря в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Жил в кировской области, преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола.

В 1945 Тендряков приезжает в Москву, поступает учиться во ВГИК на художественный факультет, но через год переходит в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1951. В студенческие годы начинает писать рассказы.

В 1948 - 53 публикует несколько рассказов в журнале "Огонек" (первый рассказ - "Дела моего взвода"). С 1955 становится профессиональным писателем, отдавая все время литературному труду. Пишет рассказы, повести, романы.

В 1950-е написаны - "Среди лесов", "Не ко двору" (позже кинофильм "Чужая родня"), "Ненастье", "Ухабы", "Тугой узел", "Чудотворная" (позже - одноименный фильм) и др.

В 1960-е выходят - "Тройка, семерка, туз", "Суд", "Короткое замыкание", "Поденка - век короткий", "Кончина", "Апостольская командировка".

Первый большой роман был написан в 1959 - "За бегущим днем", затем - "Свидание с Нефертити" (1964), "Покушение на миражи" (1979 - 82), опубликованный только в 1987.

В 1970-е увидели свет повести "Ночь после выпуска", "Затмение", "Расплата и др. Повесть "Шестьдесят свечей" не разрешалось публиковать в течение 10 лет (была издана в 1980).

Посмертные публикации произведений Тендрякова были осуществлены в 1988 - "День, вытеснивший жизнь", "День седьмой", "Донна Анна" (1969 - 71); "Охота (1971), "На блаженном острове коммунизма" (1974). Умер В.Тендряков 3 августа 1984 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Писатель XX века

Тендряков Владимир Фёдорович [5.12.1923, дер. Макаровская Вологодской обл.— 3.8.1984, Москва] — прозаик.

Родился в семье мелкого сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании худож. произведений.

Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М.Горького (занимался в семинаре К.Г.Паустовского), окончил его в 1951. Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альм. «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились». Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. №1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. №5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. №34), «В одной семье» (Смена. 1952. №21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия. 1947. №1).

Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики,— «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Необычность коллизии заключалась, однако, в том, что председатель колхоза Иван Чупров обманывает государство не ради личного блага и собственного обогащения, а ради блага своего колхоза. Цель оправдывает средства, ложь во благо — вот внутренние пружины действий этого достаточно незаурядного человека. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях. Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. №6; фильм «Чужая родня», 1956). Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.

Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.

Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Такая манера имеет и свои издержки, в частности, справедливо говорилось о заметном налете рационализма и нередко почти очевидной рассчитанности сюжетных положений, ход которых подобен шахматной игре. В то же время нельзя не отметить и серьезных побед писателя, добившегося в некоторых своих произведениях известной универсальности в выводах и вполне закономерной в его худож. мире притчеобразности. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство. В «Ухабах» гибнет парень — только потому, что директор МТС, следуя инструкции, не дал трактор, чтобы вывезти его в больницу. Пошел на сделку с совестью Лешка Малинин — из-за него погиб один из сплавщиков в таежной бригаде. В повести «Суд» мужественный и рисковый медвежатник Тетерин, казалось бы, не знавший страха перед любой опасностью, сдается перед следователем, который уличает его в убийстве человека во время охоты, и в слепом бессилии уничтожает улики.

От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке,— утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974),— живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т.Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).

Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.

А.И. Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 486-488.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 5 т. М., 1987;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1963;

Апостольская командировка: сб. М., 1984;

Затмение: повести. М., 1986;

Кончина. Повести. Рассказы. М., 1990.

Литература:

Павловский А.И. Творчество В.Ф.Тендрякова // Вопросы советской литературы. Л., 1959. Вып.VIII;

Крамов И. Проза В.Тендрякова // Тендряков В. Падение Ивана Чупрова. Пермь, 1971;

Сидоров В. [Вступ. статья] // Тендряков В. СС: в 4 т. М., 1978. Т.1;

Горшенин А. В. Человек среди людей. Новосибирск, 1982.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС