Тон Константин Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тон Константин Андреевич

1794—1881

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Тон Константин Андреевич

Тон Константин Андреевич (1794—1881) — российский архитектор, академик Академии Художеств (АХ) (1830), профессор (1833) и ректор (1854—1871) АХ по архитектурной части.

В 1828 г. начал самостоятельную творческую деятельность — выполнил проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста (1830). С 1833 г. — член «Кабинета строений и гидравлических работ». По просьбе президента АХ занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии (Конференц-зала и др.; 1829—1837). В 1832—1834 гг. спроектировал великолепную гранитную пристань «со сфинксами» против здания АХ.

В первых работах выступал как продолжатель традиций классицизма в архитектуре. Однако в 1830-х гг., творчески перерабатывая наследие древнерусского зодчества, создал новый русско-византийский стиль, получивший (после одобрения императора Николая Г) статус официального стиля русской архитектуры.

По поручению императора в 1832 г. разработал проекта храма Христа Спасителя, прототипом которого был Успенский собор Московского Кремля. Храм стал символом избавления России от нашествия французов в 1812 г. и строился на народные деньги в 1837—1880 гг. (В 1931 храм разрушен; в 1995—2000 — восстановлен.) По заказу Святейшего синода составил (1838) альбом проектов образцовых церквей, по которым было возведено 16 церквей в столице и провинциальных городах России.

По его проектам построены здания Большого Кремлевского дворца (1839-1849), Оружейной палаты (1843-1851), вокзалов в Москве (1849, Николаевский, совр. Ленинградский) и Петербурге (1851, Николаевский, совр. Московский).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 514-515.


Тон Константин Андреевич (26.10.1794, СПб - 25.1.1881, Волковское православное кладбище СПб) тайный советник (4.11.1864), действительный статский советник (20.3.1849), академик (1830), профессор (1833), заслуженный профессор Императорской академии художеств (1854), член Римской академии св. Луки, профессор Флорентийской академии художеств, ректор архитектуры Императорской Академии художеств (1854-71), основные работы: парадные залы Академии художеств и академическая церковь (1829), пристань у задания Академии художеств в Петербурге (1832-34), Царскосельский вокзал в Петербурге (1834-37), 1-й кладбищенский храм деревянной церкви Измайловского полка, перенесённая на кладбище и освящённая во имя святителя Митрофана Воронежского (1835), храм Христа Спасителя в Москве (1837-81), Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле (1839-51); по проекту заложен новый каменный трёхпридельный храм в честь святителя Митрофана Воронежского (1839), церковь освящена (1847), храм закрыт и снесён (1929); вокзалы Московско-Петербургской железной дороги (1844-51), многочисленные проекты жилых домов и общественных строений для провинций и сел России (1840-80), выполнил чертеж церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832); в Воронежской губернии на левом берегу Дона в г. Задонск выполнил проект и построен пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матер Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря (1845-53), трёхэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни, укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червонного золота; по сторонам входов храм украшен десятью колоннами с пилястрами, алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр, храм имел восемь престолов: в честь Владимирской иконы Божией Матери, Покрова Божией Матери, во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника, святой мученицы царицы Александры, святого первомученика архидиакона Стефана, во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны, святой великомученицы Екатерины, снаружи храм отштукатурен и покрыт голубым цветом, алтарь, трапезы и фронтоны под крышей выкрашены в зелёный; храм торжественно заложили (10.6.1845) с благословения архиепископа Антония и настоятеля архимандрита Илария, плита, заложенная у основания, гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чём заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца»; банк России выпустил в обращение серебряную памятную монету, посвящённую Владимирскому собору Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, объекта культурного наследия федерального значения (1.9.2008); Профессор Архитектуры Императорской Академии Художеств, Коллежский Советник Константин Тон, во внимание к отличным дарованиям и заслугам его, в 1833 году награжден орденом Св. Владимира 4 степени, а 17 Марта 1844 пожалован ему с потомством диплом на дворянское достоинство; кавалер орденов: св. Анны 2-й ст. с императорской короной (1839), св. Владимира 3-й ст. (1839), св. Станислава 1-й ст. (1849), св. Анны 1-й ст. (1855) императорская корона (1858), св. Владимира 2-й ст. (1865), Белого Орла (1869); герб рода с блазоном «В лазуревом поле радуга в перевязь влево, сопровождаемая в правом верхнем углу щита выходящим золотым с лицом солнцем, а в оконечности щита, серебряным муравейником, увенчанным золотым муравьем. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною. Нашлемник: золотое с лицом солнце. Намет: лазуревый с золотом» пожалован (17.3.1844) и внесён в 11-ю Часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (13.4.1863); жена (1.10.1844) Елена Ивановна Берг (14.5.1820 - 15.6.1911, СПб); дочь Елена Константиновна (27.12.1864 - 28.3.1916) за мужем за генерал-майором Старынкевичем Константином Сократовичем; сын Константин Константинович (25.8.1842, СПб - 5.8.1881, СПб); военную династию продолжил сын Александр Константинович (1878, СПб - 1917, СПб) полковник 17-го драгунского Нижегородского Его Величества полка Кавказской кавалерийской дивизии; брат Александр Андреевич (1790, СПб - 1858, Спб) архитектор, масон ложи «Избранного Михаила» в Петербурге, друг тайного советника Толстого Фёдора Петровича (1783 - 1873); брат Андрей Андреевич (1800, СПб - 1858, г. Харьков) масон ложи «Орёл российский», 1-й харьковский городской архитектор (1837-45), в г. Воронеж построено здание для мужской гимназии (1855-59) в н\в Воронежская технологическая академия, проспект Революции № 19; отец владелец ювелирной мастерской в Санкт-Петербурге.

см.: РГИА: ф.1411, оп.1, д.101; ЦГИА СПб: ф.19, оп.124, д.672, л.479.

Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.


Далее читайте:

Воронежского края исторические лица (биографический проект).

Воронеж (краткое описание истории города)

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС