Трубецкой Николай Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Трубецкой Николай Сергеевич

1890-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Сергеевич Трубецкой

П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский.

Трубецкой Николай Сергеевич (3(15).04 1890, Москва - 25.06.1938, Вена) - языковед, культуролог и этно-социолог, один из основоположников евразийства. Сын философа С. Н. Трубецкого. С 1908 по 1912 годы обучался на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1915 года - приват-доцент, вел занятия по сравнительному языкознанию. С 1919 года - в эмиграции. До 1922 года читал лекции в университете Софии, с 1923 года - профессор славянской филологии Венского университета. Уже в начале творческого пути Трубецкой считал, что изучение русского самосознания нельзя ограничивать узконациональными рамками, необходимо изучение культур всех рядом проживающих народов. Поэтому он занимался исследованием языков и культур славянства, угро-финских и кавказских народов. Главная установка культурологических и лингвистических изысканий Трубецкого - требование отказа от «эгоцентризма» того или иного народа, непримиримость к насилию над культурой одного народа над другим. Ему были чужды идеи национализма, шовинизма, расизма. Одним из первых он применил тройственный подход к сравнительному изучению языков и культур: историко-генетический, реально-исторический и типологический и пришел к выводу о существовании закона многообразия национальных культур. Наблюдавшееся в истории человечества «дробление» языка и культуры настолько органически связано с самой сущностью социального организма, что попытки уничтожить национальное многообразие привели бы к культурному оскудению и гибели. Опираясь на имевшиеся данные относительно механизма «дробления» праязыка, проследив образование групп языков по генетическому принципу. Трубецкой впервые сформулировал понятие «языкового союза», которое характеризовало языки, распространенные в одной географической и культурно-исторической области и имевшие в силу этого ряд общих черт. Понятие «языковой союз» и отражаемое им явление оказались чрезвычайно важными не только для языкознания, но и для этнической культурологии, поскольку, как установил Трубецкой, соотношения культур основаны в общем на тех же принципах, что и соотношения языков, и культуры соседних народов всегда имеют целый ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому среди культур данного ареала обозначаются культурно-исторические зоны, границы которых взаимно перекрещиваются, что приводит к образованию культур смешанного или переходного типов. Отдельные народы и части народов вносят в данный культурный тип свои индивидуальные особенности. В результате, отмечал Трубецкой, получается «та радужная сеть, единая и гармоничная в силу своей непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированности» (Вавилонская башня и смешение языков // Евразийский временник. Берлин, 1923. Кн. 3. С. 148).

Отталкиваясь от этой идеи, соратник Трубецкого по Пражскому лингвистическому кружку Якобсон доказал наличие евразийского языкового союза. Культурологические установки Трубецкого созвучны идеям И. Г. Гердера, раздвинувшего в своей философии истории узкие рамки европоцентризма, учению о «культурно-исторических типах» Данилевского. Трубецкой по праву может быть включен в один ряд с такими мыслителями, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Сорокин, критически относящимися к европоцентристской однолинейной схеме исторического прогресса. Он отклонял оценку народов и культур по степеням совершенства и выдвигал принцип их равноценности и качественной несоизмеримости. Для Трубецкой не существовали «высшие» и «низшие» культуры, а лишь похожие и непохожие. Он не признавал за европейской культурой (под которой имел в виду культуру романо-германских народов) права на лидерство.

Вслед за Данилевским Трубецкой считал невозможным существование общечеловеческой культуры. Он выступал убежденным противником «ложного национализма», стремящегося во что бы то ни стало навязать возможно большему числу народов свои культурные ценности. Одновременно он защищал идею «истинного национализма», который, оценивая все явления исходя из интересов развития собственной культуры, вместе с тем признает за каждым народом право выражать свою индивидуальность. Некоторые мысли Трубецкого, разделяемые рядом евразийцев, представлялись достаточно необычными. В их числе взгляд на татаро-монгольское иго как положительный фактор становления русской государственности (Наследие Чингис-Хана. Взгляд не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925). Отмечая в духе славянофильства разрушительное значение для русской национальной культуры реформ Петра I, он усматривал в развитии страны после Октября 1917 года свидетельство отказа от русификации ее народов, поскольку они стали «народами СССР». Однако в отличие от славянофилов Трубецкой подчеркивал существенное, если не решающее значение восточного, «туранского» элемента в русской культуре, указывая при этом, что славянство представляет собой не культурную, а лишь языковую общность. После раскола в конце 20-х годов евразийского движения и усиления влияния в нем левого крыла, не скрывавшего своих симпатий к Советской России, Трубецкой в письме, опубликованном в газете «Евразия» 5 января 1929 года, объявил о своем выходе из организации и отошел от политики. Последние годы жизни он целиком посвятил научной и педагогической деятельности.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 650-651.

Сочинения: Европа и человечество. София, 1920; К проблеме русского самопознания. Собрание статей. Париж, 1927; Избр. труды по филологии. М., 1987; Религии Индии и христианство; Об истинном и ложном национализме; О расизме ,7 Литературная учеба. М., 1991. № 6; Две статьи из сборника «Исход к Востоку» // Вестник МГУ Сер. Филология. 1991. № 1; История. Культура. Язык. М,, 1995; N. S. Trubetzkoy's letters and notes. P., 1975; Письма к П. П. Сувчинскому. 1921-1928. М., 2008; Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока М., 2012; Основы фонологии. М., 2012. 

Литература: Н. С. Трубецкой и современная филология, М., 1993; Пащенко В, Я. Идеология евразийства. М., 2000.


Вернуться на главную страницу Н.С. Трубецкого

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС