Ухтомский Алексей Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Ухтомский Алексей Алексеевич

1875-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алексей Алексеевич Ухтомский

Ухтомский Алексей Алексеевич (25.06[7.07].1875—31.08.1942), русский ученый-физиолог и мыслитель, академик АН СССР. Родился в селе Вослома Ярославской губернии, детство провел в Рыбинске. Воспитывался у сестры отца — А. Н. Ухтомской, с детства приучившей мальчика к беззаветной любви, равно обращенной и к людям и к Богу. Учился в классической гимназии, затем в кадетском корпусе, где увлекался математикой и философией. По окончании кадетского корпуса учился на словесном отделении Московской духовной академии, где его еще больше заинтересовала русская философия, неотделимая от религиозного сознания. Для Ухтомского показательно обращение к науке, к философии и вместе с тем к Богу, его влекли «анатомия человеческого духа до религии включительно», те рубежи, «до которых мы можем научно думать».

Еще будучи в Духовной академии, Ухтомский задался целью соединить науку и религию, веру и разум в едином процессе познания человеком бытия. В своих размышлениях о вечных вопросах — об истине, добре и зле, о нравственности, о духовности, о смысле истории и бытия, о судьбах России — он, продолжая русскую религиозную философскую традицию, пытался сказать и свое, новое слово. Смысл бытия, по Ухтомскому, — в нравственном отношении человека к жизни, к др. человеку, к самому себе. Человек во всех своих конкретных проявлениях участвует в непрерывающемся процессе «живого предания от отцов к детям», связывающем все поколения в единую цепь истории. Пути истории проходят через каждого из нас, история развивается через индивидуальный опыт каждого человека, через глубинное, личностное переживание и познание им истины, добра и красоты. Тема истории духовной преемственности — одна из главных для Ухтомского. Он предупреждал о гибельных последствиях бездуховности, о необходимости живой, органической связи человека с миром, об истинном собеседовании человека с бытием, о его глубочайшей нравственной ответственности перед историей. И в этом он видел планетарный смысл духовного прогресса человечества.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Ухтомский Алексей Алексеевич [13 (25) июня 1875, с. Вослома, Ярославской губернии — 31 августа 1942, Ленинград] — русский физиолог-экспериментатор. В 1888 — слушатель Московской духовной академии, в 1898 получил степень кандидата богословия. В 1899 поступил на восточный факультет Петербургского университета, в 1900 перевелся на естественное отделение. С 1902 занимается научными исследованиями в лаборатории физиолога Н. Е. Введенского. С 1911 — преподаватель, с 1918 — профессор Психоневрологического института. С 1922 заведует кафедрой физиологии и лабораторией университета. С 1932 — директор физиологического НИИ. Премия им. В. И. Ленина. Академик АН СССР (1934). 

Изучая природу и законы жизнедеятельности, поведения организма в целом, открыл основной закон деятельности нервной системы, назвав его доминантой (лат. dominalis) — очаг возбуждений, временно господствующий и побуждающий организм в конкретной ситуации к определенным действиям («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Принцип доминанты применялся и при выяснении физиологических основ некоторых психических явлений, абстрактного и конкретного мышления и образования условных рефлексов. Воспринимая мир диалектически, как «текущий процесс» — в живом единстве материального и духовного, считал, что доминанта «гражданского сознания» побуждает «высшие этажи» центральной нервной системы вступать в борьбу с отрицательными тенденциями к покою и омертвлению. Высоко ценил философию — «науку гениев», с их исключительной индивидуальностью как высшей ценностью мыслящего человечества, стремящегося к познанию истины. Но в способности человека к познанию, не умаляя значения разума, отдавал приоритет эмоциям, возникающим в подсознании. По его мнению, рационализм, сделавший из науки «фантом сверхчеловеческого знания», должен уступить место диалектике. Его идея «собеседования с Бытием» пронизана высоким чувством ответственности за существование человечества.

Н. М. Северикова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 154-155.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) — русский физиолог, создатель учения о доминанте.

Биография. В 1898 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию. С 1899 г. обучался в Санкт-Петербургском университете сначала по языкознанию, затем по естественным наукам. С 1902 г. работал на университетской кафедре физиологии у профессора Н. Е. Введенского. С 1912 г. — приват-доцент, с 1919 г. — профессор университета. С 1920 г. — заведующий физиологической лабораторией в Петергофском естественнонаучном институте. С 1925 по 1929 г. руководил биологическим отделением Ленинградского университета. В 1935 г. основал и возглавил Физиологический институт Ленинградского университета. С 1937 г. — руководитель электрофизиологической лаборатории АН СССР. Академик АН СССР(1935).

Исследования. Проводил исследования возбуждения, торможения и лабильности головного мозга. Разработал учение о доминанте, в котором ключевым понятием выступало понятие хронотопа, обозначающее связанность конкретных факторов, воздействующих на организм, в пространстве и во времени. В соответствии с этим постулировалось, что реакция организма обусловлена формированием системного образования, интегрирующего работу корковых и подкорковых центров, которые ответственны за актуализацию потребностей и прошлого опыта. На основе механизма доминанты были проинтепретированны такие психологические процессы, как направленность и избирательность внимания, предметность мышления, уровень мотивации и пр. В качестве одного из принципов регуляции активности мозга рассматривал усвоение ритма внешних раздражителей органами.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 624.

Сочинения: Парабиоз и доминанта. Л., 1927; Возбуждение, торможение, утомление // Физиологический журнал СССР. 1934. Т. XVII; Собр. соч. Т. 1-4, 1945-1951; Доминанта. СПб.: Питер, 2002.

Литература: Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996; Ярошевский М.Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 2000. №4.

Ухтомский Алексей Алексеевич (13(25).06.1875, с. Вослома Рыбинского у. Ярославской губ. - 31.08.1942, Ленинград) - физиолог, мыслитель, создатель учения о доминанте как универсальном принципе работы нервных центров и организации поведения животных и человека в специфической для них среде. В 1894-1897 годы обучался в Московской духовной академии, в которой, как отмечал впоследствии в автобиографии, занимался теорией познания и историческими дисциплинами. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божиего», в которой пытался объединить науку и религию. Сопоставляя богословские решения фундаментальных проблем с теорией Канта - Лапласа, философией природы Гегеля, пантеизмом Спинозы, естественно-научной концепцией эволюции небесных тел и в живой природе (Ч. Дарвин, А. Р. Уоллес, эмбриология Э. Геккеля и др.), пришел к мысли о том, что только наука открывает пути понимания действительности и особенно «физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни», в т. ч. нравственного поведения. В 1900 - 1906 годы - студент естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. С 1906 года - сотрудник физиологической лаборатории университета, руководимой Н. Е. Введенским. В 1911 году защитил диссертацию на тему «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой содержались главные положения принципа доминанты. С 1918 года - профессор Петроградского (Ленинградского) университета. С 1922 года - заведующий физиологической лабораторией университета. Академик АН СССР (с 1935). Лауреат Ленинской премии (1932).

Ухтомский - крупнейший представитель русской физиологической школы, основанной в Петербургском университете Сеченовым и его преемником Н. Е. Введенским. Начав с совместной работы с Н. Е. Введенским по изучению нервных центров, принимающих участие в осуществлении сложных двигательных поведенческих реакций, в 1904 году обнаружил явление кортикального торможения двигательных эффектов в моменты подготовки и развертывания биологически важных для организма актов. Плодом изучения этих явлений в свете учения английского физиолога Ч. С. Шеррингтона об общем пути и теории Н. Е. Введенского о парабиозе стали первые зачатки учения о доминанте, развитого в последующие годы. «Под именем доминанты... понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения» («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923).

По Ухтомскому, доминанта составляет физиологическую основу внимания, предметного мышления, навязчивых образов и в конечном итоге «держит в своей власти все поле душевной жизни». Доминанту Ухтомский называет функциональным органом - термин, который по-новому определяет понятие «орган». В отличие от обычного понимания органа как чего-то морфологически постоянного, вне зависимости от времени и в отдельности одно от другого, Ухтомский дает динамическое его определение, обозначая этим словом «всякое временное сочетание, могущее привести при прочих равных условиях всякий раз к одинаковым результатам». Идея функциональных органов прочно вошла в физиологию (теория функциональных систем П. К. Анохина, физиология активности Н. А. Бернштейна), а также в психологию, позволяя преодолеть упрощенные представления о физиологическом субстрате психических процессов (А. Н. Леонтьев, Лурия). Динамическое понимание органа привело к новому представлению об организме. В отличие от машин, создаваемых для определенной работы, живое тело, по Ухтомскому, «представляет из себя не единую, раз навсегда определенную машину, но множество переменных машин, которые могут калейдоскопически сменять друг друга, используя одни и те же сочленения и лишь градуируя иннервацию работающих мышц». Организм есть целое, вырабатывающее из себя механизмы. Фактором, сообщающим организму единство и целостность, является доминирующая в данный момент работа, деятельность. Опираясь на идеи Г. Минковского о четырехмерном пространстве, объединяющем физическое трехмерное пространство и время, и теорию А. Эйнштейна, Ухтомский разработал концепцию хронотопа. 

В нем нашел воплощение факт пространственно-временной организации реальности, неразрывной связи пространства и времени в деятельности нервной системы и поведении. Событие не создается только что пришедшими факторами. Судьба системы зависит от всех ее прошлых состояний, т. е, от ее истории, с которой связано понимание настоящих событий, предвосхищение будущего. Понятие хронотопа прочно вошло в психологию (В. П. Зинченко), в теоретическое искусствознание и литературоведение (М. М. Бахтин, В. Н. Топоров, Лотман, Вяч. Вс. Иванов, Аверинцев).

Учение Ухтомский носит мировоззренческий и философский характер. К физиологии он подходил как философ. Данное Ухтомским определение трудов Сеченова как физиолого-философских в полной мере относится и к его собственному творчеству. Его научная мысль вобрала в себя философские искания Герактита, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Галилея, Канта, Гегеля, О. Конта и др., которым он дает глубокие интерпретации.

Ухтомский использовал ветхозаветные сюжеты, древние легенды, сочинения поэтов и писателей, вводя их интуиции и общечеловеческие мотивы в контекст своих научных идей и размышлений о законах человеческого поведения. Ухтомский опирался на научные достижения не только в области физиологии, но и многих других наук - физики, астрономии, биологии, истории, социологии. «Бросая физиологическое освещение на некоторые тайники человеческого поведения», Ухтомский считал, что «физиологическое определяется социальным и составляет лишь инструмент социального». Ухтомский обозначил контуры концепции человека на стыке физиологии, философии, психологии, социологии и этики; органично связал разработанные им физиологические принципы с проблемами нравственности и духовности, сформулировал некоторые общие законы нравственного становления и развития человека. Поскольку доминанты, являясь «формирователями интегрального образа действительности», предопределяют восприятие мира, постольку вопрос о наших доминантах приобретает особую важность. Они складываются прижизненно. «Природа наша делаема», - подчеркивал Ухтомский. Через «культивирование требуемых доминант» лежит путь к овладению собственным поведением. Самым важным является интегральный образ, который мы составляем друг о друге. Важнейшая из доминант - доминанта на лицо другого, т. е. умение слышать каждого человека, видеть в другом человеке Собеседника, а не своего Двойника.

А. К. Ждан

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 663-664.

Сочинения: Собр соч. Л., 1945-1962. Т. 1-6; Интуиция совести // Письма. Записные книжки. Заметки на полях. Спб., 1996; Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997.

Литература: Батуев А. С., Соколова Л, В. Идеи А. А. Ухтомского о природе человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. № 1. С. 3-22; Они же. Философия жизни в концепции А. А. Ухтомского // Биофилософия (Серия «Философский анализ оснований биологии»). М., 1997. С. 42-58; Меркулов В. Л. А. А. Ухтомский: Очерк жизни и научной деятельности, М.; Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш. А. А. Ухтомский. Л., 1969; Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996. Гл. 6. Доминанта. С. 322-347.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

 Собр. соч., т. 1—6. Л., 1945—62;

Интуиция совести,— В кн.: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.

Доминанта. М.—Л., 1966.

Литература:

Учение А. А. Ухтомского о доминанте и биология,— Сб. научных трудов. Л., 1990.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Идеи А. А. Ухтомского о природе человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. № 1. С. 3-22;

Батуев А. С., Соколова Л. В. Философия жизни в концепции А. А. Ухтомского // Биофилософия (Серия «Философский анализ оснований биологии»). М., 1997. С. 42-58;

Меркулов В. Л. А. А. Ухтомский: Очерк жизни и научной деятельности, М.; Л., 1960;

Айрапетьянц Э. Ш. А. А. Ухтомский. Л., 1969;

Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996. Гл. 6. Доминанта. С. 322-347.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС