Успенский Константин Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Успенский Константин Николаевич

1874-1917

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Константин Николаевич Успенский

Успенский Константин Николаевич (1874 - 14(27).V.1917) - русский историк-византинист. С 1910 года - приват-доцент Московского университета. Его главный труд - "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На исторической концепции Успенского сказался идеологический разброд в среде русской интеллигенции в годы реакции после поражения революции 1905-1907 годов. Успенский отрицал закономерности исторических явлений; фактически пришел к теории извечности феодализма, не увидев в нем новой, более высокой ступени развития общества. Считая иммунитет (экскуссию) основой византийский феодализма, Успенский парадоксально утверждал, что после 5-6 веков этот институт больше не развивался, а к 11 веку и вовсе утратил значение. Особенностью византийского феодализма считал "монастырский феодализм", преувеличивая экономическое и политическое влияние монашества в ранней Византии. Иконоборчество, по Успенскому, было борьбой императоров против монастырского землевладения. Успенский выступал против распространенной в 19 веке общинной теории, утверждая, что "...самый "общинный строй"... ирреален" (см. "Очерки...", ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было славянское влияние на складывание византийской общины (византийская община, согласно Успенскому, существовала и до славянской колонизации), принижая при этом уровень общественного развития славян и утверждая, что они в то время были способны лишь разрушать, а но созидать. Народ в изображении Успенского - аморфная масса, не играющая существенной роли в историческом процессе.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Юстиниан и крупное землевладение сенатской знати, "Голос минувшего", 1913, No 6; Экскуссия - иммунитет в Визант. империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923; Феофан и его хронография, там же, т. 3, 4, М.-Л., 1950-51.

Литература:

Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Осн. направления историографии истории Византии иконоборческого периода, в сб.: Визант. врем., т. 22, М., 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС