Уиклиф Виклиф Джон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уиклиф Виклиф Джон

1320-1384

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джон Уиклиф

Уиклиф (Wycliffe, Wiclif) Джон (1320—1384) — английский теолог, поборник реформирования католической церкви, идеолог «бюргерской ереси» (Энгельс). Выступал за частичную секуляризацию церковного имущества и независимость английской церкви от папской власти, подверг критике культ святых и практику индульгенций. Одновременно осудил эгалитаристские идеи, требования общности имущества, радикальные формы социально-политической борьбы. Считал, что земная деятельность каждого человека, включая монарха, должна быть способом служения богу в соответствии с духом и буквой писания. Уиклиф осуществил (возможно, при участии учеников) перевод Библии на английский язык (1382). Его учение было осуждено в 1377 году папой Григорием XI, в 1382 году — собором английских епископов. В 1415 году Констанцкий вселенский собор объявил Уиклиф еретиком и постановил сжечь его останки, что было осуществлено в 1428 году. Уиклиф — предтеча английской и европейской Реформации, представитель оппозиции феодальному строю, которая выступает пока «лишь в виде оппозиции против церковного феодализма» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 362). Идеи Уиклифа оказали влияние на лоллардов, а позже — на Я. Гуса и М. Лютера.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 268.

Уиклиф (Wyclifie, Wyclii) Виклиф Джон (ок. 1320 - 3 декабря 1384) — английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 — регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 — доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях — «О божественной власти» (De dominio divino) и «О светской власти» (De civili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа Григорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению: Уиклиф испытал сильное влияние августинианства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина. Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации: универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, следовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия. Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении «Диалоги». Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380—1381). Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами — священниками, проповедовавшими евангельскую бедность и равенство; они также оказали влияние на Я. Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации.

О. В. Голова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 131-132.

Уиклиф, Виклиф (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (р. между 1320 и 1330 - ум. 31.XII.1384) - английский реформатор, идеолог бюргерской ереси (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 7, с. 362). Родился, как полагают, в семье небогатого дворянина, владельца небольшого манора в Йоркшире. Профессор Оксфордского университета, доктор богословия (с 1372). Уиклиф - автор многих богословских трактатов и памфлетов (главный из них - "Трактат о власти бога" ("Tractatus de dominio divino", 1375-76), "О гражданской власти" ("Tractatus de civili dominio", 1375-76), "О должности короля" ("Tractatus de officio regis", 1378), "О слугах и господах" ("Of servantes and lords", 1381), "О богохульстве" ("De Blasphemie", 1382)), переводчик Библии на английский язык. Взгляды Уиклифа сложились в период, когда в Англии развернулось широкое движение за реформу католической церкви, за освобождение английской церкви из-под влияния папства, за секуляризацию церковного имуществ. Уиклиф собрал, развил и теологически обосновал положения, выдвинутые его предшественниками лоллардами, и в 70-х годах в обстановке большого общественного подъема, предшествовавшего Уота Тайлера восстанию 1381 года, выступил с развернутым реформационным учением, активно включившись в общественно-политическую борьбу. Уиклиф пользовался поддержкой Оксфордского университета и королевской власти, особенно главы антицерковной партии при дворе Джона Ланкастерского. Уиклиф утверждал, что человеческое общество составляет "воинствующую земную церковь"; бог как верховный сюзерен постоянно владеет всем существующим на земле, но в силу своей милости передал все это людям во временное держание за службу ему, состоящую в праведном поведении па основании исполнения ими "божьего закона", изложенного в Библии и обязательного для всех людей - от короля и папы до крепостного крестьянина. Каждый человек - "низшее должностное лицо" бога, и в случае нарушения им заповедей бога он впадает в смертный грех и должен лишиться своего владения. Обязанности людей в обществе строго разделены между тремя сословиями - духовенством, светскими господами и простым народом; между ними на основе взаимного исполнения своих обязанностей должно царить согласие. Король - "викарий бога" на земле, и все, в т. ч. и духовенство, должны подчиняться ему беспрекословно. Папа - только духовный глава церкви, не имеющий власти над духовенством, которое не должно платить ему взносы. Король должен добиться, чтобы духовенство правильно проповедовало людям "божий закон" и своим поведением давало пример праведной жизни мирянам. Для этого король в интересах всего общества обязан поднять моральное состояние духовенства и отобрать церк. собственность для нужд государства, а вместо десятины разрешить "милостыню" - добровольные приношения мирян на содержание духовенства. Уиклиф отвергал культ святых, индульгенции, догмат о "пресуществлении" хлеба и вина в тело и кровь Христа при причащении. Правительство взяло Уиклифа под защиту, когда папа Григорий XI осудил в 1377 году учение Уиклифа и потребовал его ареста и суда над ним. Идеи Уиклифа, отвергавшие папскую теократию и церк. собственность, и его идеал "дешевой" церкви имели большое прогрессивное значение и были поддержаны широкими слоями народа, воспринявшего критику Уиклифом католической церкви как критику феодальных порядков в целом. Эти идеи сыграли важную роль в идеологической подготовке восстания Уота Тайлера. Но далее борьбы против церковного феодализма Уиклиф не пошел. Уиклиф, напротив, доказывал, что неподчинение короля папской курии и секуляризация церковной собственности никак не означают права верующих сопротивляться светским лордам. Выступая против популярных в народе идей уравнения и общности имущества, Уиклиф утверждал, что общая собственность, хотя она и лучше всего соответствует закону природы, была возможна только для идеально праведных людей, до грехопадения, а в обществе после грехопадения она невозможна, и частная собственность, гражданское право и сословный строй являются самыми лучшими божественными установлениями. Уиклиф высказывался за постепенную отмену крепостнической зависимости. Возражая против обвинений в призыве крестьян к непослушанию лордам, Уиклиф в трактате "О слугах и господах" развивал свой идеал "умеренной" эксплуатации "слуг" на основе строгого выполнения господами и "слугами" их взаимных обязанностей. Главную причину восстания 1381 года Уиклиф видел в нарушении сословиями "божьего закона" вследствие того, что католическое духовенство не учит правильно сословия этому закону, владеет собственностью и погрязло в мирских делах. В утверждении собственности "умеренного" размера видел Уиклиф средство предотвращения в дальнейшем социальных столкновений в обществе. В соч., написанных после восстания, Уиклиф предлагал королю отдать светским лордам часть секуляризованной церковной собственности, чтобы компенсировать им отмену крепостничества. В 1382 году собор английских епископов осудил учение Уиклифа как еретическое. Последние годы жизни Уиклиф провел в Латтеруорте (графство Лестершир). Констанцский собор объявил в 1415 году Уиклифа еретиком и по его повелению останки Уиклифа были сожжены (1428). Реформационные идеи Уиклифа оказали влияние на лоллардов-уиклифитов в Англии в конце 14-15 веков, на Я. Гуса и М. Лютера.

Ю. M. Сапрыкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Публикации:

Snirley W. W., A catalogue of the original works of J. Wyklif, Oxf., 1865;

Select English works of Wyclif, v. 1-3, Oxf., 1869-71;

The English works of Wyclif hitherto unprinted, L., 1902.

Литература:

Петрушевский Д. М., Джон Уиклифф, в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, под ред. проф. П. Виноградова, в. 4, 4 изд., М., 1914;

Сапрыкин Ю. М., Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство, в сб.: Средние века, в. 34, М., 1971;

Илларионова Е. В., Жизнь и лит. деятельность Джона Виклефа, в сб.: Из истории зап.-европ. средневековья, М., 1972;

Lechler G., loharm von Wiclif und die Vorgeschichte der Reformation, Bd 1-2, Lpz., 1873;

Workmann H., John Wyclif, v. 1-2, Oxf., 1926.

Workman Н. В. John Wyclif: a Study of the English Medieval Church, 2 v., 1926;

StaceyS. John Wyclif and Reform, 1964.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС