Винсент Ван Гог
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Винсент Ван Гог

1856-1933

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Винсент Ван Гог

Автопортрет с трубкой и соломеной шляпой.
Арль, август, 1888. Картон, масло, 42х30.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия.
Иллюстрация с сайта http://vangogh-world.ru/

К тому моменту, когда Винсент Ван Гог (1853-1890) покидает Голландию и переезжает в Париж, им уже написано множество картин, преимущественно в темных тонах, а также рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги), линия и композиция которых предвещает движение кисти живописца. Ван Гог увлечен Милле и пишет на те же темы.

С самых первых дней парижской жизни брат Тео знакомит его с импрессионистами, чья живопись поражает художника. Со многими Ван Гога свяжет тесная дружба, в частности с Писарро. Благодаря этим первым контактам на его палитре появляются более светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль. Под влиянием Жоржа Сера художник начинает писать отдельными мазками дополнительных цветов, однако очень скоро переходит к более простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Эмиля Бернара и Луи Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где четкие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в "удивительной четкости" и "уверенном рисунке" японских гравюр. В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции.

Ван Гог - Доктор Поль ГашеСолнце Арля рождает в нем новое вдохновение и желание работать: "Как прекрасен желтый цвет!" - пишет он в это время. В октябре к нему приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет "Танцевальный зал", хранящийся ныне в музее Орсе. В этой картине чувствуется влияние художников Понт-Авена, в частности Гогена и Бернара: разложение цветов и обводка каждого цветового пятна, стилизованные лица и прически, схематичность в изображении светящихся шаров. Художники, каждый из которых обладает собственным видением мира, вскоре переходят к яростным спорам и ссорам.

Ван Гог - Комната в АрлеВ их отношениях надвигается гроза, которая к рождеству приводит к тому, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся, Гоген в поисках связи легенды и искусства все больше пишет природу, обогащая ее в своем воображении сказаниями и мифами. Ван Гог знает, что не сможет обойтись без реальности, которую он будет очеловечивать посредством собственной обостренной чувствительности. Цвет в его работах становится еще ярче, импрессионистское мерцание света уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей - одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, - в нем есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет все более правдивого выражения тайны человеческого существа и своей болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.


Эдуард Лимонов

Винсент Ван-Гог: волосатые звезды

Поль Гоген. Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи. 1888.

Свихнувшийся рыжий голландец с трубкой и с перевязанным ухом. Родился в 1851 году, жил с проституткой, еще когда ходил нищенствовал проповедником по шахтерский городкам Голландии и Бельгии. Едоки картофеля - корявые люди с лицами похожими на клубни картофеля это из того, шахтерского периода работа. Уже тогда питал пристрастие к проституткам, ибо святых всегда очаровывает и магнитом притягивает грех. Любил свою проститутку, предпочитая не замечать, что маленькая грязная девушка и ее мать его обманывают. Брат Тео работал в Париже у галерейщика, в конце концов, очарованный мифами импрессионизма, туда приехал и Винсент. Экстремальность его жизни поразительна. 37 лет чистой пронзительной жизни, после которой остались дичайшие холсты. Его живопись, конечно, чудо. Вот южное небо где-то в Арле. По корявой дороге под волосатыми звездами топает пара пешеходов в корявых башмаках. Небо сделано все из червяков, загнутых нервными креветками - ощущение нервной силы от неба, от всей сияющей ночи на картине. Ночное кафе в Арле - красное и желто-ядовитое, какая-то прямо засохшая кремовая кровь города. И гарсон в таком белом фартуке стоит служащим из морга.

В 1980 году раскаленным летом я попал в Арль. Побывал я и в знаменитом кафе, где некогда работала возлюбленная Ван-Гога, еще одна проститутка в его жизни, и куда он принес ей в подарок свое ухо, завернутое в кусок холстины. Там я сел на террасе и думал о рыжем Голландце. О том, что черты святости в нем проявлялись вот такими вот языками адского пламени. Отрезанное ухо, ржавый пистолет, из которого он выстрелил себе в голову, и был ранен, и с окровавленной головой пошел умирать к людям. Сегодня на местах его мук, как в Вифлееме и на Голгофе, выросла целая индустрия. Арль сегодня - город паразит, как пиявка паразитирующий на памяти человека, который при жизни был для них нежелательным иностранцем. В огромных автобусах приезжают стада японцев, германцев и всяческих европейцев, жирными пальцами тычут в кафе: вот здесь... ухо... проститутке... Ван-Гог.

Желтый домик Ван-Гога, там он намеревался работать вместе с Гогеном, желтый домик сохранился на холсте: снаружи и изнутри. Простые стулья, простой быт художников. Потом они рассорились. Гоген отправился на Таити и в Понт-Двен в Бретани. Гоген в меньшей степени свят, нежели Ван-Гог. (Интересно мистическое переплетение, в звучании их имен Гоген, Ван-Гог... Что это, Гоги и Магоги по Библии, что это, на что это намек, указание?) На Таити он жил с четырнадцатилетней туземной женой, которая в соответствии с обычаями не отказывала в ласках ни чужестранцам, ни родственникам своего племени. А Гоген не очень понимал чужие добрые обычаи.

В Амстердаме организовали огромную выставку Ван-Гога к столетию со дня его смерти. Потом выставка поехала по миру. Обычно такая популяризация банализирует художника. Однако Ван-Гогу массы не повредили. В неверных цветах дешевые репродукции его работ продают по всему миру букинисты. На парижских набережных репродукции голландца колышутся на ветру рядом с портретами Че Гевары и голыми задами. Винсент не убиваем.

Интересно, что светлую землю Прованса, этот выходец с хмурого низкого берега океана превратил на своих холстах в нервную, сияющую землю обетованную. Великолепны его портреты: его доктора, Гоген, арлезианки.

Издали его письма. Из них предстает наивный, святой, озабоченный только искусством чистый идиот. В самом деле творческий замысел, с которым не справился Достоевский, природа осуществила в судьбе Ван-Гога.

 Ночное кафе голландца. Сочащееся кровью - желтые лампы, бильярдное сукно, служитель морга - гарсон. Простые формы вечности. Простые формы мучительной вечности. Трудно представить более бесспорного художника, чем Ван-Гог.

Цитируется по изд.: Лимонов Э.В. Священные монстры (портреты).

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Подробнее читайте в Сети :

Сайт http://vangogh-world.ru/ - о голландском художнике Винсенте Ван Гоге. Биография, галерея картин и рисунков художника, письма Ван Гога, книги и статьи.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС