Верн, Жюль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Верн, Жюль

1828-1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Верн, Жюль

Гвинейская марка к 150-летию Ж. Верна.

Верн Жюль (1828/1905) — французский писатель. В. считается прародителем современной научной фантастики. В своих произведениях он описывал идеи и мысли, витавшие в научных кругах того времени, но казавшиеся настолько далекими от воплощения, что их воспринимали только как фантастику. Наиболее известные произведения: «Пятнадцатилетний капитан», «20 000 лье под водой», «Таинственный остров».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 48.


Во Франции во второй половине XIX века «властителями дум» будоражившими общественное мнение, были такие очень разные писатели и поэты, как О. Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер (1821 —1880 Ш. Бодлер (1821 — 1867), Э. Золя (1840—1902), Ги де Мопассан (1850—1 1893). Стал преобладать реализм, высвечивающий язвы общества! основанного на стремлении к наживе и комфорту. На этом фоне выглядит убежденным оптимистом Жюль Берн (1828—1905), автор произведений, воспевающих научно-технический прогресс, который открывает человеку необыкновенные возможности в познании и освоении окружающего мира: «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Путешествие к центру Земли», «Путешествие на Луну» и др. Но вот в 1986 году в архиве был обнаружен неизвестный роман Жюля Верна, написанный в 1862 году, «Париж в XX веке». И оказалось, что писатель с гениальной прозорливостью предвидел страшные опасности, подстерегающие техническую цивилизацию, отрешающуюся от высоких духовных ценностей, понятий истинной красоты, благородства, справедливости, человечности, свободы. Торжествует поклонение деньгам, «демону электричества», технический комфорт, пошлость и бессмысленность жизни; последний поэт кончает жизнь самоубийством. Правда, художественные достоинства произведения оставляют желать лучшего Оно так и не было подготовлено автором к изданию.

Вслед за Жюлем Верном научная фантастика разных жанров становилась все более популярной. Появились и антиутопии («Париж в XX веке» можно отнести к их числу), которые слишком часто оказываются близки к реальности. Это литературное направление с середины XX столетия стало постепенно вырождаться: написано слишком много развлекательных сочинений такого рода, лишенных глубины мысли и чувств. Сказалось господство кино и телепродукции, где фантастические картины представлены ярко, зримо, динамично, легко усвояемая поп-арт-продукция.

Нечто подобное произошло и с художественной литературой вообще. В конце XIX — первой трети XX века в разных странах выходило множество замечательных произведений писателей и поэтов Европы, Америки, Индии, Китая, Японии. Называть их поименно не имеет смысла, а даже краткие характеристики заняли бы слишком много места. Произошла, можно сказать, яркая вспышка литературного творчества, вызванная в значительной мере тем высоким авторитетом, которым оно пользовалось в обществе. Теперь уже не религиозные или политические деятели, не философы или ученые стали «властителями дум», а писатели-мыслители, прежде всего Достоевский и Толстой. После этих двух высочайших вершин вряд ли можно назвать кого-то соразмерного им. Хотя, безусловно, у многих читателей были и остаются свои любимейшие писатели, благо что ими не обеднела литературная нива, а разнообразие жанров и стилей приблизилось, по-видимому, к своему пределу. Для нас, представителей русской культуры, хотелось бы отметить несколько литераторов из наиболее выдающихся.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.


Верн Жюль (Jules Verne) - французский писатель, родился в Нанте 9 февраля 1828 года, изучал юриспруденцию в Париже. Дебютировал на литературном поприще очень рано и очень скромно рассказами и комедиями, не имеющими ничего общего с областью, в которой он прославился впоследствии; в некоторых, впрочем, из его юношеских произведений сказывается жилка будущего путешественника, как напр., в перепечатанном недавно в "Мusee des Familles" - "Pierre qui roule n'amasse pas mousse" и в "Martin Paz", очень близко подходящем к будущим научным романам В. - К этому же времени относятся разные стихотворения и романсы В., напечатанные в разных провинциальных изданиях; из них "Les Gabiers", морская песня, до сих пор поется в народе. В 1850 г. В. написал в сотрудничестве с Дюма комедию "Les Pailles rompues", имевшую успех на сцене Gymnase; затем с ним же "Il jours de Siege", поставленную в Vaudeville. Настоящее призвание В. впервые обнаружилось в напечатанном в 1863 г. научном романе "Cinq semaines en ballon", сразу сделавшем его знаменитым. Природный дар богатого воображения, в соединении с обширными знаниями в естественных науках помогли В. создать новый род в литературе: волшебную сказку, где вера в чудеса заменена с успехом верой во всемогущество науки. После блестящего успеха первого опыта научного романа В. стал ежегодно издавать романы в том же духе, но на бесконечно разнообразные темы. "Приключения капитана Гатераса", "Дети капитана Гранта", "20000 миль под водой", "Путешествие на луну", "Паровой дом" и т. д. следовали один за другим, обнаруживая неистощимую силу фантазии автора, описывающего с одинаковой наглядностью всякие существующие и несуществующие страны, виденные и выдуманные им феномены в природе.

Ж. В. создал новый романтизм, в духи эпохи Эдисонов и всяких научных открытий. Вместо невероятных приключений Монте-Кристо и Рокамболя, требующих от читателя большого запаса доверчивости и наивности, В. кладет в основание своих фантазий несомненные научные истины и развивает их с большим богатством деталей, незаметно переходя от вероятного к невероятному. Герои В. очень прозаичны в своих обыденных дорожных костюмах, и если их подвиги невероятны, то они их совершают как бы совершенно помимо воли. В. создал целую галлерею оригинальных типов, где шарж близко соприкасается с истиной. Паганель, знаменитый ученый, попадающий по рассеянности в Патагонию вместо Индии, изучающий португальский язык вместо испанского; Филеас Фог, хладнокровный англичанин, рассчитывающий свое путешествие по минутам и согласный потерять целые дни, когда этого требует его нравственная обязанность; Гатерас, смелый исследователь - все эти лица полны жизни и вместе с тем в высшей степени комичны. Некоторые из романов В. переделаны им же для театра в сотрудничестве с Еннери. "Путешествие вокруг земли в 80 дней" и "Мишель Строгов" не сходят с афиш театров, играющих феерии. Почти все написанное В. имеется в русских переводах, выдержавших много изданий. З. Венгерова. 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС