Вико Джиамбаттиста
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вико Джиамбаттиста

1668-1744

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джиамбаттиста Вико

Джамбаттиста Вико в своем главном сочинении «Новая наука», написанном между 1725 (первая редакция) и 1744 годом (вторая редакция) выдвинул много новаторских метафизических положений, из которых особенно показательны три:

— «Порядок идей должен соответствовать порядку вещей». Согласно этому принципу, реальность, как говорил уже Спиноза, есть единое, в котором человеческие идеи и знания отражают объективное действование реальных явлений.

— «Природа вещей — не что иное, как их рождение в определенный момент и в определенных обстоятельствах». Иначе говоря, природа вещей есть их история. Вещи оказались сорваны с небес метафизики и сведены на землю, в ход истории, где они рождаются и трансформируются по неким постоянным законам.

— Наконец, «Гражданский мир, несомненно, со-творен людьми, и, следовательно, возможно, поскольку должно, обнаружить его основания в изменениях самого человеческого ума». Согласно этому принципу, существует зримое соответствие между развитием общества (и историей) и психологической эволюцией человека. Так, детство, в котором господствует воображение, соответствует поэтической эпохе. В этой схеме истории человечества, разделенной на несколько эпох, можно видеть попытку Вико рационально объяснить древние мифы.

Эти общие принципы дают представление о концепции истории по Вико: история — процесс, принадлежащий миру или, точнее, человеку, и не имеет никакой трансцендентной направленности. Историк должен установить ее постоянные законы. По Вико, национальные традиции «поспешают» за общими темами истории — тем, что он называет «идеальной вечной историей». Сопоставляя этимологию различных языков, Вико выявляет структурные аналогии между народами. Для него это логическое следствие «филологических» перемен: слова связаны не с мнимой книжной «ученостью», а со своей исторической судьбой в качестве форм сознания наций. В параграфе 151 последнего издания «Новой науки» Вико утверждает, что «народные наречия непременно должны стать наидостовернейшими свидетелями в делах о древних обычаях народов». Строя «новое искусство критики», Вико имеет в виду соединить «истину», данную философией, с «достоверностью», которую дает филология (понимаемая в широком смысле как наука о человеческих делах: языках, обычаях, истории, праве) *. Философы должны упаковать свои рассуждения в ту достоверность, которую может дать только авторитет филологов, а филологи должны опереть свой авторитет на характер истины философов. Таким образом, истина становится исследованием, постоянно вновь подвергаемым обсуждению. Это «критическое искусство» называется также «философией авторитета»: философия принимает статус «науки» об истинах человеческой жизни благодаря авторитету филологических свидетельств и при посредстве слов, выражающих опыт эпохи. Таким образом, философская «истина» не может обойтись без «достоверности», которую дает философия как наука, созерцающая знаки, «сотворенные» цивилизацией. Восстанавливая происхождение слов, Вико тем самым реконструирует историю человечества. «Дела народов» могут быть сведены воедино, потому что этимологическая реконструкция свидетельствует об «общем умном языке», «общем умном словаре». Ведь люди понимают и вещи и принимают решения одинаково, хотя и живут в разных местах и в разное время. Существование общего языка Вико постулирует главным образом потому, что желает основать «новую науку» на явлениях, соразмерных человеку: эволюция всех наций следовала одним и тем же законам и ритмам во времени и в пространстве, о чем свидетельствует этимологическая реконструкция. Притом Вико поддерживает не столько идею всеобщего единства, сколько идею исторического конструирования языка.

На пути к открытию универсальных законов истории реконструируются следы, фрагменты (rottami) человеческого «делания». «Истинное» открывается лишь тогда, когда изучено, как оно «сделано». «Общая основа» народов — прежде всего «практика». То, что структурно объединяет все нации — идеальная вечная история, — основано прежде всего на образе действия людей. Вико утверждает, что национальные истории сводимы воедино, потому что общий язык свидетельствует об одних и тех же исконных человеческих актах: погребениях, разделе земли, браках, деньгах и т.д. На этом открытии он строит теорию актов «общего языка». Люди могут знать только то, что они делают. Следовательно, благодаря языку — созданию человеческому, а не божественному — они познают прежде всего свою историю, так как язык — сокровищница «человеческого делания». Вот некоторые из основных идей «Новой науки» Вико. 

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 176-178.

Примечания

* То есть в современной терминологии, гуманитарное знание. – Прим. пер.


Вернуться на главную страницу Вико

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС