Воронцов, Василий Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Воронцов, Василий Павлович

1847-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Василий Павлович Воронцов

Воронцов, Василий Павлович (псевдоним В. В.) - один из наиболее видных представителей народнического направления в русской экономической литературе. Главные труды: "Судьба капитализма в России", "Крестьянская община", "Наши направления", "Очерки крестьянского хозяйства".


ВОРОНЦОВ Василий Павлович (1847 — дек. 1918), русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач. Выступал против развития народного хозяйства России на западных началах. Доказывал пагубность насаждения западных форм хозяйствования для народного благосостояния. В своих трудах неоднократно подчеркивал, что народное производство в России в силу определенных особенностей не подчиняется сформулированным на Западе законам политической экономии, ибо производитель стремится получить лишь массу продуктов, удовлетворяющую его потребности. Это было своеобразное обоснование принципа нестяжательства.

Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования — общины, артели, кустарных промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.

Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.

О. Платонов

Русское небо


Воронцов Василий Павлович (1847 - 9.12,1918, Петроград) - экономист, социолог; публицист, теоретик народничества. Выступал со статьями в газете и журнале «Вперед», издаваемом Лавровым в 1873-1876 годы. В научно-литературных кругах его имя приобретает известность с начала 80-х годов, когда Воронцов, публиковавшийся под инициалами В. В., формулирует и обосновывает собственный вариант либерально-народнической концепции, активно пропагандируя его в «Отечественных записках», «Русском богатстве», «Русской мысли», «Наблюдателе», «Северном вестнике», «Новом слове» и других изданиях. Наиболее полно свои взгляды он изложил в трудах: «Судьбы капитализма в России» (1882), «Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882-1886 годов», «Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве» (1892), «Крестьянская община» (Итоги экономического исследования России. 1892. Т. 1) и др.

В трудах Воронцова выделяются три основные круга проблем: социально-философские основания либерально-народнической доктрины; развитие капитализма в России; вопросы крестьянского землевладения и хозяйства. В своих социологических представлениях Воронцов был сторонником субъективного метода, ориентированного на признание роли психологических качеств личности в определении судеб общественного прогресса. Задачей социологии должно быть не воспроизведение объективных характеристик социальных объектов самих по себе, а исследование того, как они существуют для человека, насколько сопоставимы с целеполагающими и этическими факторами субъектов истории. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо, однако, опираться на интересы большинства членов общества, на народные массы. Воронцов констатировал, что русский народ в политических движениях был низведен до положения статиста. Его подменяли дворянство и сословная интеллигенция, которые не способны выразить действительные цели и идеалы преобладающей части общества, Прогресс может быть достигнут лишь как результат коллективного творчества большинства, а проводником его идей призвана стать народная интеллигенция, готовая к самопожертвованию. Задачей новой интеллигенции Воронцов считал вычленение «народной философии», концептуальное оформление идеалов, отражающих настроения массы, перевод их в практическую плоскость. Перспективные формы общественного быта в России могут быть разработаны только на основе анализа народной психологии. При этом социальные отношения складываются бессознательно, стихийно, представляя собой результат столкновения единичных волевых актов. Однако в конечном счете из стихийного процесса проистекают сознательные формы организации общества (см.: Наши направления. Спб., 1893. С 54).

Поскольку именно чувства человека, его самосознание, по убеждению Воронцова, представляются важнейшими средствами для выработки справедливых общественных отношений, то истинная задача социальной философии в том, чтобы объяснить сложные общественные отношения из более простых психологических. С этим связано и представление о двух взаимодействующих сторонах социального развития: его источнике - психических свойствах человека (чувствах и настроениях) и его средстве - просвещении, способствующем умственному развитию народных масс. Отсюда проистекает, по Воронцову, и роль народничества как общественной силы: «...интересы народа, как цель, формы, вырабатываемые его коллективной мыслью, и другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения, как рычаг общественной эволюции, - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории» (Наши направления. С. 7).

Рассматривая проблемы капиталистического развития России, Воронцов усматривает его отличие от западного в том, что в странах Запада, раньше России вступивших на путь буржуазного развития, капитализм был двигателем политической свободы, выполняя созидательную функцию, русский же капитализм, не имея возможности опереться на захваченные иностранные рынки, не в состоянии положительно воздействовать на «организацию производства» и совершенствование сельского хозяйства в «желательном направлении». В этих условиях правительству, полагал Воронцов, нужно не поддерживать капитализм, а контролировать производство, постепенно проводить обобществление труда, сосредоточив развитие мелкой промышленности в руках артелей. Артельные формы организации он считал истинно народным детищем, способным противостоять капитализации России.

Воронцов был убежден в естественности происхождения и развития русской общины, видя в ней основу справедливого общественного устройства, обладающую исторической перспективой, но при обязательной поддержке сверху. Распространенность общинного землевладения, сохранение прочной связи крестьянина с землей и развитие мелкого кустарного производства он считал главными причинами русского своеобразия. Вместе с тем в своих работах В. часто приводил фактический материал, противоречащий его выводам о жизнеспособности традиционных форм организации хозяйства. Воронцов высказывал убеждение, что прогрессивное развитие России возможно в том случае, если государство возьмет под свой контроль развитие крупной промышленности и одновременно будет покровительствовать истинно русским укладам общественной жизни - общине, артели и кустарным промыслам.

В. М. Фирсов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 110-111.


Воронцов Василий Павлович (лит. псевдоним - В. В.) (1847 - дек. 1918) - русский экономист, социолог, публицист, либеральный народник. Окончил петерб. Медико-хирургическую академию. В 70-х гг. был близок к чайковцам; сотрудничал в журн. "Вперед!" (1876). На рубеже 70-х и 80-х гг. начал выступать в легальных журналах ("Отечественные записки", "Русская мысль", "Вестник Европы", "Русское богатство" и т. д.). В статьях и книгах стремился доказать невозможность развития в России капитализма. Наряду с идеализацией общины и мелкого производства в сельском хозяйстве, кустарных промыслов и артели, утверждал, что Россия не может приобрести внешние рынки. Противопоставляя политические реформы экономическим, высказываясь против "конституционализма", якобы угрожавшего экономической "самобытности" России, возлагал надежды на поддержку правительством "народного производства". Имелись при этом в виду административно-хозяйственные мероприятия, которые фактически могли бы служить в первую очередь зажиточному крестьянству. Большое значение придавал также культуртрегерской деятельности интеллигенции. Реакционный аполитизм Воронцова и некоторые крайности в освещении социально-экономических проблем подвергались критике среди более левых народников. Однако основы взглядов В. на капитализм и на социальные отношения в России на деле принимались самыми широкими кругами народников. В 90-х годах Воронцов вел резкую борьбу против русских марксистов. Марксистскую оценку народнических воззрений Воронцова дал Г. В. Плеханов. Уничтожающей критике теории Воронцова были подвергнуты в работах В. И. Ленина.

Ш. М. Левин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Сочинения: Судьбы капитализма в России, СПБ, 1882; Очерки кустарной пром-сти в России, СПБ, 1886; Прогрессивные течения в крест. х-ве, СПБ, 1892; Крест. община, в кн.: Итоги экономич. исследований России по данным земской статистики, т. 1, М., 1892; Наши направления, СПБ, 1893; Очерки теоретич. экономии, СПБ, 1895; Артель в кустарном промысле, СПБ, 1895; Артельные начинания рус. об-ва, СПБ, 1895; Судьба капиталистич. России, СПБ, 1907; От семидесятых годов к девятисотым, СПБ, 1907.

Литература: Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, там же; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же: его же, К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2; его же, Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; его же, Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9; Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897; его же, О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909; Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Очерки теоретической экономии. Спб., 1895;

Артельные начинания русского общества. Спб., 1895;

От семидесятых годов к девятисотым. Сб. статей. Спб., 1907.

Литература:

Плеханов Г. В. Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.) // Соч. М„ 1925. Т. 9;

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн. собр. соч. Т. 1.

Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1;

Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же:

Ленин В. И., К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2;

Ленин В. И., Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же;

Ленин В. И., Развитие капитализма в России, там же, т. 3;

Ленин В. И., Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4;

Ленин В. И., Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11;

Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2;

Плеханов Г. В., Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9;

Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897;

Михайловский Н. К., О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909;

Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958;

История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960;

Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС