Виппер Роберт Юрьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Виппер Роберт Юрьевич

1859-1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Роберт Юрьевич Виппер

Виппер Роберт Юрьевич [2(14).7.1859, Москва, - 30.12.1954, там же], советский историк, академик АН СССР (1943). В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор в 1894-1897 Новороссийского университета в Одессе, в 1897-1922 годы Московского университета, в 1924-1941 годы Латвийского университета в Риге, в 1941 году Московского института философии, литературы и истории, в 1941-1950 МГУ (в 1941-1943 - Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте). С 1943 работал в институте истории АН СССР.

В Октябрьской революции В. увидел «солдатскую анархию» и в 1924 году эмигрировал в буржуазную Латвию. В 1941 году вернулся в Москву. Диапазон научных интересов Виппера чрезвычайно широк - от истории Древней Греции и Рима до современности. Виппер - автор многочисленных работ, написанных блестящим литературным языком, в том числе учебников по древней, средневековой и новой истории для средней и высшей школы.

Мировоззрение Виппера эклектично: он отдал дань идеализму, модернизму, циклизму, в то же время под влиянием марксистских идей приближался к принципам исторического материализма. В. уделял серьёзное внимание изучению экономических и социальных отношений, пытался вскрыть закономерности исторического процесса. Отличительными особенностями его работ были стремление разобраться в материальных корнях политических и идеологических явлений и критическое отношение к исторической традиции. Обе особенности наиболее полно отразились в работах по истории Греции и Рима, выходивших в начале 20 века.
Работа Виппера по истории раннего христианства, вышедшая в 1918 году, была подвергнута критике В.И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 27). В работах 40-50-х гг., посвященных истории раннего христианства, нашли отражение просветительские и атеистические взгляды Виппера. В трудах «Возникновение христианской литературы» (1946) и «Рим и раннее христианство» (1954) В. ставил историю раннего христианства в тесную связь с идеологическим развитием греко-римского мира, рассматривая раннехристианские произведения как составную часть современной им литературы. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии.


Виппер Роберт Юрьевич (2(14).07.1859, Москва - 30.12.1954, Москва) - историк, академик (с 1943), проявлял интерес к методологическим проблемам исторического познания. Его университетские курсы и учебники по всеобщей истории пользовались в России большой популярностью. От традиционных они резко отличались оригинальностью идей, стилем, приближенностью к совр. исканиям в исторической науке. В области мировоззренческой для него характерна повышенная чувствительность к «веяниям времени». Как историк считал себя учеником В. И. Герье, А. А. Шахова, Ключевского. Его работы разных жанров конце XIX века носят отчетливые следы влияния Конта и его русских последователей. Это идея «консенсуса», дополненная теорией факторов, равнозначности последних (плюрализм); эволюционизм и связанное с ним чрезмерное внимание к детализации, непрерывным сдвигам; стирание границ между эпохами; взгляд на исторических героев прежде всего как на продукт среды с недооценкой значимости их самостоятельного вклада в ход общественного развития и, наконец, слияние социологии с конкретной историей. «Едва ли есть необходимость, - писал он, - различать две особые науки - абстрактную социологию и конкретную собственно историю». Сходную позицию в этом вопросе занимали большинство рус. историков-позитивистов (Н. А. Рожков, Ключевский, Д. М, Петрушевекий, П. Г Виноградов и др.). Следы перечисленных идей проявляются в сто конкретно-исторических трудах и философско-исторических работах, К последним относятся: предисловие к рус. переводу кн. О. Тьерри «Опыт истории происхождения третьего сословия» (1899); «Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв. в связи с общественными движениями на Западе» (1899); «Общество, государство, культура XVI века на Западе» (1897); «Школьное преподавание древней истории и новая историческая наука» (1898). Второй период эволюции исторического мировоззрения Виппера падает на начало XX века (1900-1923), до его эмиграции в Латвию. Подавляющее большинство работ этого времени связано не с конкретной историей, а с ее теоретическими проблемами: «Новые направления в философии общественной науки» (Мир Божий. 1903. № 11), «Два типа интеллигенции» (1912), «Заметки историка о современных религиозных исканиях» (1916), «Кризис исторической науки» (1921), «Судьбы религии» (1921), «Круговорот истории» (1923), «Очерки теории исторического познания» (1911), сборник «Гибель европейской культуры» (1923). Доминирующим настроением той поры было сознание кризиса, катастрофы, хаоса, гибели. Сознание это возникло у Виппера еще до 1-й мировой войны, В теории Виппер переходит на позиции эмпириокритицизма. Причем он оказался одним из самых ревностных защитников этой концепции в сфере исторической науки. Главные ее приверженцы Богданов, И. Петцольд, Ф. Адлер почти не касались специфики исторического познания. Наиболее полно и рельефно эмпириокритицизм Виппера отразился в его курсе лекций 1908-1909 годов, превращенных сначала в цикл статей, а потом в книгу «Очерки теории исторического познания». Здесь он критиковал позитивизм за недооценку им гносеологии, и в частности методологии. Однако при этом впадал в др. крайность, растворяя онтологию в гносеологии, а последнюю в психологии. Если в 90-е годы психология его интересовала как факт объективного социального процесса, то теперь психологические процессы становились единственным источником, с к-рым имеет дело историк. Таким образом, историческая реальность, но сути, подменялась психологической реальностью. Махистская философия характеризуется Виппером как «новый реализм», а свою социальную систему он обозначает как «исторический реализм». В фокусе его внимания теперь оказывается не социально-экономическая проблематика, как прежде, а явления прагматически-психологического порядка, возврат к более архаической историографии, что и было отмечено его рецензентами. В. ставит перед собой задачу пересмотреть с позиций психологизма все традиционное понимание социологических категорий, причинности, закономерности, прогресса и т. д. Прогресс мыслится не как объективное явление, а как продукт творчества историка. Теорию факторов сменяет теперь теория «умственных разрезов». Материальное и идеальное интерпретируются как два проявления некой нейтральной, а по сути все же психической среды. Причинность и закономерность трактуются как чисто духовные феномены. Общий вывод В. о природе исторических категорий таков: «В популярном сознании все эти названия отвечают твердым фактам... которые предполагаются существующими вне нас... В популярном сознании едва ли есть подозрение, что эти факты, группы и ряды составляют наши умственные разрезы». Поскольку так вазываемый исторический факт по своей природе существует лишь в сознании, то он рассматривается только как феномен науки истории, а не объективного исторического процесса. Его выделение и его интерпретация - дело историка. По той же формуле Виппер решает другие исторические проблемы.

Б. Г. Сафронов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 100-101.


Далее читайте:

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. — М-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944. — 160 с. — (Научно-популярная серия). / 3-е дополненное издание.

Сочинения:

Большие проблемы истории. Рига, 1990;

Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. М., 2007.

Литература:

Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М, 1976;

Володихин Д. М. «Очень старый академик». Оригинальная философия истории Р. Ю. Виппера. М., 1997 (содержит библиографию трудов Р. К). Виппера);

Перфилова Т. Б. Образ античной истории в «умственных разрезах» Р. Ю. Виппера, Ярославль, 2006.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС