Ядринцев Николай Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Ядринцев Николай Михайлович

1842-1894

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Михайлович Ядринцев

Ядринцев Николай Михайлович (18(30). 10.1842, Омск Тобольской губ, - 7(19),06.1894, Барнаул) - публицист, этнограф, экономист, историк, идеолог сибирского областничества. Поступив в 1860 году в Петербургский университет, принял активное участие в создании сибирского землячества. В 1865 году был арестован по делу так называемого «Общества независимости Сибири». После ссылки, в 1874-1876 годы работал в Петербурге, печатался в различных периодических изданиях со статьями о сибирской политике. В 1876-1881 годы служил в Западно-Сибирском губернаторстве, проводя исследования по широкому кругу вопросов. Предпринял географические и этнографические экспедиции на Алтай, в 1890 году сделал крупное археологическое открытие, обнаружив развалины древней монгольской столицы Каракорума. Будучи в течение многих лет вдохновителем сибирского областничества, в последние годы жизни разошелся с молодой сибирской общественностью, отвернувшейся от идей областничества в сторону общедемократического движения. В состоянии душевного надлома покончил с собой.

Ядринцев изучал труды представителей французского Просвещения, был знаком с работами Фейербаха, Прудона, Бокля, Спенсера, Маркса. Среди русских мыслителей кумирами для него были Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Костомаров. Свою концепцию областничества Ядринцев строил на философской и исторической базе. В трудах «Сибирь как колония» (1882), «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891) и других Ядринцев развивал идею о том, что жизнь общества, государства есть жизнь его частей и только развитие этих частей является источником развития целого: «Область - вот девиз, с которым мы выходим...» Общий прогресс, с его точки зрения, состоит в дифференциации жизни целого, в обособлении функций, в самобытном совершенствовании каждой отдельной части. Провинциям должна быть предоставлена возможно большая самостоятельность. Отмечая значение России во взаимодействии Запада и Востока, Ядринцев особо выделял роль Сибири, которая должна стать «ареной встречи» двух цивилизаций. Он считал, что эту роль ей диктует не только ее географическое положение, но и состав населения, в который входят и русские с представителями других европейских народностей, и народы «турецко-монгольской расы», находящиеся, с одной стороны, под воздействием буддизма и китайской культуры, а с другой - ислама, христианства и европейской цивилизации. Сибирь Ядринцевё рассматривал как самобытный социокультурный, культурно-исторический и географический мир, имеющий большое будущее в силу ее «посреднической миссии и той важной культурной и политической роли, которые намечаются ей самою судьбою и историей». Свои историко-философские и этнографические изыскания Ядринцев дополнял четкими социально-политическими требованиями. Его областническая программа включала, в частности, свободу слова и печати, введение гласного суда, отмену уголовной ссылки, свободу переселений, открытие в Сибири университета как центра региональных интеллектуальных сил.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 814-815.


Ядринцев Николай Михайлович (18 октября 1842, Омск –7 июня 1894, Барнаул) - широко известный в Сибири общественный деятель, публицист, ученый, геолог. Его отец – небогатый купец, мать – бывшая крепостная одного из орловских помещиков. Учился в частных пансионах Тюмени и Томска, с 1854 г. – в томской гимназии, где посещал кружок бывшего петербургского студента Щукина Н.С., что, по его мнению, оказало на него сильное влияние. В 1860-е гг. он уезжает в Санкт-Петербург и становится вольнослушателем университета. По его инициативе в Санкт-Петербурге было образовано землячество студентов-сибиряков, на собрании которого обсуждались проблемы Сибири. Здесь он знакомится с Потаниным. В 1863 г. – Ядринцев приезжает в Омск. В декабре 1863 г. на литературном вечере, устроенном в пользу школы для казачьих детей, произносит пламенную речь о необходимости открытия в Сибири университета. Впервые этот вопрос был поставлен публично. Широкий общественный резонанс имели и другие публичные его выступления. В 1964 г. он, по приглашению Потанина, уезжает в Томск, где в "Томских губернских ведомостях" помещает статьи: "Сибирские периодические судебные русские литераторы", "Этнологические особенности сибирского населения" и другие. В 1865 г. с Потаниным и Колосовым Е.Е. арестован и отправлен в Омск, где велось следствие по делу "сибирских сепаратистов". Вместе с другими областниками содержался в тюремном замке, затем в крепости, в помещении военной гауптвахты. В период следствия и ожидания приговора (1865 – 1867) вместе с Потаниным получил разрешение разбирать местные архивы. В результате им были написаны и опубликованы статьи "Женщина в Сибири в XVII и XVIII вв." (1867), "Письма о сибирской жизни" (1868) и др. На основе дневника, который он вел, позднее была написана книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). В 1868 г. – отправлен в ссылку в город Шенкурск Архангельской губернии. В 1872 – 1873 гг. вместе с Потаниным активно сотрудничал в "Камско-Волжской газете". После окончания ссылки в 1874 г. находится в Санкт-Петербурге. Он становится секретарем графа Сологуба В.А. – председателем комиссии по тюремному законодательству. В 1876 г. по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова Н.Г. он возвращается в Омск и поступает на службу в Главное управление Западной Сибири. Был одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества (ЗСОИРГО) в 1877 г. В 1878 и 1880 гг. совершает комплексные экспедиции на Алтай, по результатам которых им были опубликованы отчеты в "Записках" ЗСОИРГО. Материалы экспедиции были позднее использованы при написании этнографического труда "Сибирские инородцы: их быт и современные положение"(1891). За свои путешествия был награжден золотой медалью Русского Географического Общества. В 1881 г. уезжает в Санкт-Петербург. Где на следующий год к 300-летию присоединения Сибири к России выходит его капитальный труд: "Сибирь, как колония" (1-е издание – 1882, 2-е – 1892 гг.), принесший ему всемирную известность. В 1882 г. он основал одну из самых популярных в Сибири газет – "Восточное обозрение" с приложением "Сибирский сборник". Будучи одним из наиболее видных русских публицистов, он не оставлял научные исследования. В 1886, 1889, 1891 гг. – совершил экспедиции в Минусинский край и к верховьям Орхона, где открыл развалины Хара – Балчаса и Коракорума, а также памятники древнетюркской письменности. В 1892 г. он в качестве руководителя 1-го санитарного отряда из студентов-медиков для борьбы с тифом и холерой отправляется в Тобольскую губернию для оказания помощи крестьянам-переселенцам. Один из переселенческих поселков, устроенных им, получил его имя (в Люблинской волости). В Омске до 1917 г. одна из улиц носила его имя. В июне 1894 г. прибыл в Барнаул в качестве заведующего статистических исследований на Алтае. В 1900 г. на его могиле на пожертвования сибирского населения был установлен памятник с надписью: "Сибиряки – писателю – публицисту Сибири".

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Спб.. 1882; Николай Михайлович Ядринцев. Художественные и публицистические произведения: Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980. Т. 5; Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Тюмень, 2000; Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000.

Литература:

Глинский Б. Б. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. М., 1895; Фарафонтов Т. Н. Н. М. Ядринцев: Омск, 1902; Лемке М. К. Николай Михайлович Ядринцев. Спб., 1904; Сесюнина М. Г. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества. Томск, 1974; Шшовский М. В. Общественно-политическое движение Сибири 2-й пол. XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1995; Емельянов Т. Н. Теория областничества Н. М. Ядринцева как философия русской действительности. Абакан, 1995.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС